Обучение технике аппликации на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)
  1. Основные элементы и приемы

       На  первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квилинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила, зубочистки, пасты от ручки, карандаш и т.д.. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квилинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея.

       Существует  базовые элементы для квилинга, в  которых принцип остаётся тем  же. (зарисовать в тетрадь).

       Тугая спираль   (Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась). Капля   (Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли). Свободная спираль (Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться). Изогнутая капля (Сделайте каплю и загните ее уголок). Глаз (Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза).Ромб (Сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба).Лист (Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны).Треугольник (Сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник). Стрелка (Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг другу - получится стрелка). Полукруг (Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной). Полумесяц (Сделайте свободную спираль, сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца).Конус (Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы). Птичья лапка (Сделайте свободную спираль, сожмите треугольник. Загните два угла в направлении третьего).Звезда (Сделайте свободную спираль, зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда).

       IV Вводный инструктаж (3 мин):

  1. Организация рабочего места;

    2)Повторение техники безопасности при работе с клеем и ножницами:

    Техника безопасности при работе с ножницами:

    - храните ножницы в определенном месте (чехле, коробочке);

    - не держите ножницы острыми концами вверх, не наклоняйтесь к ним низко;

    - передавайте ножницы кольцами к человеку;

    - не оставляйте ножницы раскрытыми на парте.

      Техника безопасности  при работе с  клеем:

    - клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность;

    - работая с клеем, пользуйтесь кисточкой;

    - при попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу;

    - по окончании тщательно вымойте руки с мылом.

     3) Поэтапное объяснение задачи.   

     V Текущий инструктаж (40 мин):

    1 обход –  проверить организацию рабочего  места и соблюдение ТБ;

    2 обход –  проверить правильность выполнения  трудовых приемов и технических операций;

    3 обход –  проверить завершительный этап  работы и осуществление учащимися  самоконтроля. 

     VI Заключительный инструктаж (2 мин):

  1. Поощрение, указание ошибок, если такие имеют место быть

    2) Выдача д/з: принести цветную бумагу, картон, линейку, карандаш, ручку, зубочистки, ножницы, клей ПВА.

    3) Уборка рабочего места 

    Ход работы: 

    Изготовим пробный  цветок из пяти лепестков.

  1. Размечаем на цветной бумаге полоски 5 мм. 5 полосок – для лепестков. 2 полоски – для листочков. 1 полоска – для сердцевины.
  2. Нарезаем полоски.
  3. Для пяти лепестков: Каждую полоску накручиваем на зубочистку. Получаем тугую спираль. Затем распускаем спираль до свободной на необходимый диаметр, примерно 2 см., закрепляем кончик клеем, кончиками пальцем придаем спирали форму – капелька.
  4. Для двух листочков:  Накручиваем полоски на зубочистку. Полученную тугую спираль распускаем до диаметра, примерно 2-3 см., приклеиваем кончик и снова кончикам пальцев придаем форму листа.
  5. Для сердцевины: Накручиваем тугую спираль нужного цвета, приклеиваем кончик.
  6. На основу-картон клеем серединку, к ней подклеиваем пять лепестков, к цветку по бокам добавляем два листка.
  7. Изделие готово.
 

    Урок  № 5 

     Тема: Аппликация из бумаги. Квилинг.

     Класс:    7        Часы:     2(п)

    Цель  урока: ознакомить учащихся с новой техникой аппликации – квилинг.

     Задачи  урока:

    • образовательная: систематизирование знаний учащихся по теме; обучить приемам изготовления аппликации в технике квилинг; проверка техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
    • развивающая: развитие у учащихся познавательной способности и интерес к учению; развитие умений применить полученные знания на практике.
    • воспитательная: воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного; воспитание умения укладываться в отведенное время

      Вид урока: практический

     Метод урока: - наглядно – демонстрационный; - репродуктивный (инструктаж, практическая работа); - метод учета и контроля (контроль со стороны учителя); - самоконтроль; - индуктивный.

     МТО урока: планшет, фото, оригинальные работы, журналы, слайды, инструменты и приспособление.

     Объект  труда: цветную бумагу, картон, линейку, карандаш, ручку, зубочистки, ножницы, клей ПВА.

     Межпредметная связь: ИЗО – умение читать эскиз 

     Ход урока:

     I Организационный момент    (3 мин.):

           - Приветствие.

           - Проверка отсутствующих.

           - Проверка готовности  к уроку. 

     II Постановка цели урока:

    Чтобы достичь  цели урока необходимо систематизировать  знания учащихся по данной теме. Для достижения цели урока были поставлены три задачи: обучения, развития и воспитания. 

    III Вводный инструктаж (3 мин):

  1. Организация рабочего места;
  2. Повторение техники безопасности при работе с клеем и ножницами:

    Техника безопасности при работе с ножницами:

    - храните ножницы в определенном месте (чехле, коробочке);

    - не держите ножницы острыми концами вверх, не наклоняйтесь к ним низко;

    - передавайте ножницы кольцами к человеку;

    - не оставляйте ножницы раскрытыми на парте.

      Техника безопасности при работе с клеем:

    - клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность;

    - работая с клеем, пользуйтесь кисточкой;

    - при попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу;

    - по окончании тщательно вымойте руки с мылом.

       3) Поэтапное объяснение задачи. 

     V Текущий инструктаж (40 мин):

    1 обход –  проверить организацию рабочего  места и соблюдение ТБ;

    2 обход –  проверить правильность выполнения  трудовых приемов и технических операций;

    3 обход –  проверить завершительный этап  работы и осуществление учащимися  самоконтроля. 

     VI Заключительный инструктаж (12 мин):

  1. Поощрение, указание ошибок, если такие имеют место быть

    2) Выдача д/з:  принести цветную бумагу, картон, линейку, карандаш, ручку, зубочистки, ножницы, клей ПВА.

    3) Уборка рабочего места 

    Ход работы: 

    1. Выбираем  карточку-эскиз(см.Приложение 4).
    2. Подготавливаем основу для будущего изделия – картон. Подготавливаем материальную базу для выполнения работы - все необходимые инструменты (приспособление для закручивания лент – это может быть паста от ручки, спички, две соединенные швейные иглы, игла для гобелена, спица, зубочистки, карандаш и т.д., цветная двухсторонняя бумага, острые ножницы,  клей ПВА, простой карандаш и линейка).
    3. Подбираем цвета цветной бумаги соответственно эскизу.
    4. С помощью простого карандаша и линейки намечаем полоски шириной 0,5 см. нарезаем их.
    5. С помощью выбранного приспособления для закручивания лент начинаем накручивать ленты.
    6. Снимаем ленту с приспособления, даем спирали свободно раскрутиться до того диаметра, который необходим для вашего эскиза и подклеиваем конец.
    7. Из свободной спирали пальцами придаем необходимую форму (глаз, лист, звезда и т.д.)
    8. Так поступаем с каждым элементом вашей композиции, после чего даем элементам подсохнуть.
    9. Соединяем элементы соответственно эскизу и приклеиваем к основе.
    10. Даем подсохнуть.
    11. Завершающий этап – оформляем работу в рамку.
 

     Заключение 

     Трудовое  обучение в школе ставит целью сформировать у ученика умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

     В задачу учителя входит не столько  помочь ученику в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.

     Актуальность  данной проблемы особенно значима в  деятельности учителей, ответственных  во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся.

     В результате практической работы стало  очевидным, что процесс выполнения работ с бумагой  очень увлекательный. У ученика формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

     Методика  работ с бумагой и картоном в школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

     На  основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности работы с бумагой. В систему включены различные темы видов работ с бумагой, например: составление аппликации, мозаики, и которые могут быть использованы в работе учителей учащихся, студентов – практикантов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 
 

  1. Алексеев  В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М. 2004 г.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М, Просвещение, 2004 г.
  3. Баранов С.П. Принципы обучения. - М, 2005 г.
  4. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. – М., 2009 г.
  5. Гусакова М.А. Аппликация. – М., 1987 г.
  6. Зайцева А. Искусство квилинга. Магия бумажных лент. – М.,2009 г.
  7. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование//Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004 г.
  8. Лернер  И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004 г.
  9. Онищук, В.А. Урок в современной школе - М, 2002 г.
  10. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. – М, 2002 г.
  11. Теплинская О.А., Тукаева И.А. Аппликация и коллаж. – Ярославль,  2010 г.
  12. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. – Ниола-Пресс, 2007 г.
  13. http://sahnoshka.narod.ru/byk.html
  14. http://moikompas.ru/compas/quilling
  15. http://rusrainbow.jimdo.com

Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии