Оорганизация самостоятельной деятельности ребенка в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной об

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной педагогике в настоящее время активно обсуждается вопрос определения образовательного результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Согласно указанным нормативно -правовым документам, предлагается новая модель организации образовательного процесса, провозглашается идея деятельностного подхода к формированию личности ребенка.

Содержание

Введение (актуальность проблемы)
1. Теоретические аспекты организации самостоятельной деятельности дошкольников.
1.1. Характеристика самостоятельной деятельности дошкольников как условия реализации принципа интеграции образовательных областей ФГТ.
1.2. Предметная развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности.
1.3. Организация самостоятельной деятельности ребенка в бытовой, познавательной, игровой, трудовой деятельности.
2. Опыт работы МКДОУ ЦРР - Д/С№2 по организации самостоятельной деятельности дошкольников в разных видах деятельности.
2.1. Анализ проблемной ситуации.
2.2. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3. Создание развивающей среды в ДОУ в целях продуктивной организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.4. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.5. Влияние работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников на формирование интегративных качеств дошкольников (мониторинг).
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

samostoyatelnaya.docx

— 117.49 Кб (Скачать файл)

      В ходе проведенного нами исследования одновременно с серией наблюдений проводилась сравнительная беседа по теме «Удобно ли тебе жить в своей группе» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими детский сад.

         В ходе индивидуальных бесед было установлено, что в детском саду любимым местом группового пространства для самостоятельных игр и занятий 28,8 % опрошенных дошкольников называют ковер как полифункциональную зону, в которой они играют, занимаются с конструктором, общаются со сверстниками. Следующим по притягательности местом для самостоятельной деятельности 24,4 % детей называют раздевальное помещение, где сосредоточено физкультурное оборудование и в относительной изоляции от основной массы детей группы можно спокойно «отбивать мяч», «играть в «Съедобное - несъедобное» и т.п.

          Следующей по привлекательности 14 % воспитанников детского сада называют рабочую зону, вокруг которой сосредоточено достаточное количество разнообразных игровых, познавательных и продуктивных материалов, позволяющих реализовать интерес детей к спокойным видам занятий: рассматриванию книг, играм с мозаикой, конструированию, рисованию, участию в сюжетных играх с мелкими игрушками и т.д.

        Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости расширения границ группового пространства для организации свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, за счет помещений раздевальной комнаты и спальни. Это требует от воспитателя более гибкого руководства образовательным процессом, осмысленного и творческого подхода к наполнению пространственных зон.

         На вопрос о том, что бы дети хотели изменить в своей группе, воспитанники обоих дошкольных учреждений дали схожие ответы. Чаще всего звучали предложения о необходимости приобретения дополнительных игрушек («побольше бы игрушек», «ну, машин там купить новых», «игрушек надо новых, с радиоуправлением»), а также касающиеся обновления дизайна интерьера группового помещения («другие обои поклеить», «переставить шкафы в группе», «машины новые купить, диванчики», «чтоб было весело и смешно, покрасивее, покрасил бы стены в разные цвета»).

          Особо следует отметить ответ ребенка, который обобщил желания многих дошкольников, сказав, что «сделал бы так, чтобы стало больше места, где играть».

          По данным опроса детей 5 – 7 лет также было установлено, что воспитанники групп, где столы расставлены рядами, как парты в школе, чувствуют себя значительно менее уверенно и комфортно в организованных формах обучения, чем их сверстники, посещающие группы, где занятия и свободная деятельность чаще всего проходят за столами, совмещенными в общий большой стол (при этом, за дошкольниками жестко не закреплено посадочное место, а так же разрешено свободное перемещение во время занятий).

          В этом случае 91% детей отметили, что им удобно и комфортно заниматься вместе, тогда, как при школьной организации рабочей зоны 60% опрошенных указали на наличие какого-либо физического («Руслан загораживает головой, мне не видно») или психологического дискомфорта («Я не хочу сидеть с Сережкой, он драчун»).

          Эти данные подтверждают позицию Н.А. Коротковой, которая считает, что при сохранении «урочного» размещения детей (за партами) партнерская позиция взрослого невозможна. Ведь здесь взрослый при взаимодействии с детьми вынуждено занимает «учительскую позицию» и автоматически строит образовательный процесс по кальке со школьного урока. Н.А.Короткова подчеркивает, что «для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в партнерской форме необходимо максимально приближаться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть реальный круглый стол, или свободное расположение участников на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования».

         Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что проведенное нами изучение эффективности использования детьми старшего дошкольного возраста предметно-пространственной среды групповых помещений в современных дошкольных образовательных учреждениях позволило сделать следующие выводы:

  • жесткое зонирование предметно-пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны, предписывающее использование материалов и оборудования в строго определенном месте и заданным способом, не предусматривает возможность разнопланового и творческого его применения детьми старшего дошкольного возраста в свободной самостоятельной деятельности;
  • статичность и инертность предметного окружения, громоздкость и неподъемность мебели, ее крепление «намертво» к полу или стенам, не позволяет изменять групповое пространство в соответствии с задачами образовательного процесса и актуальными детскими интересами;
  • табу на использование пространства спален для размещения материалов и оборудования и организации активности детей  не только обедняет среду обитания дошкольника, сужая личное пространство, но и противоречит элементарному здравому смыслу: ведь дома никто не запрещает ребенку играть с товарищами в комнате, где стоит его кровать (См. п. 2.2.10 «Площади помещений групповой ячейки… спальня – площадью не менее 50 м2»; п. 2.4.13 «Спальни оборудуются стационарными кроватями»; П. 2.4.14 «Длина кровати для детей 3 – 7 лет составляет 140 см, ширина 60 см и высота 30 см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.»; п.2.4.15. «Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей – 0,65 м, от наружных стен – 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, между изголовьями кроватей – 0,3 м». Четкое выполнение нормативов по расстановке кроватей приводит к тому, что в спальне остаются узкие полосы-проходы, не позволяющие эффективно организовать оздоровительные мероприятия с детьми до и после сна, а также осуществлять воспитательные моменты, связанные с формированием гигиенических навыков дошкольников. Такое обустройство спален не предусматривает выделения и полноценного рабочего места для воспитателя, необходимого для подготовки к занятиям и работе с педагогической документацией.
  • Директива авторов «СанПиНа» на школьную расстановку столов, провоцирует воспитателей на использование архаичной классно-урочной, дисциплинарной модели взаимодействия с детьми и не способствуют реализации личностно-ориентированной модели в образовании (См. п. 2.4.4. « в групповых помещениях… (используются) 4-местные столы – для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 0 – для детей старшей и подготовительной группы»; п. 2.4.7. «2-местные столы (устанавливаются) не более чем в три ряда; расстояние между рядами столов – не менее 0,5 м; расстояние от первого ряда столов до настенной доски – 2,5 – 3 м);
  • эстетическая малопривлекательность материалов, представленных в тематических уголках, их и редкая сменяемость снижают интерес детей к содержанию тематических уголков, превращая их в «мертвые» витринные зоны;
  • исключение детей из участия в оснащении уголков приводит к тому, что многие игрушки и материалы для свободной самостоятельной деятельности остаются невостребованными, а играть и заниматься дошкольники предпочитают с игрушками и материалами, принесенными из дома;
  • для повышения интереса детей к играм и материалам, представленным в уголках, воспитателю необходимо время от времени осуществлять их частичную замену и привлекать внимание к педагогически ценным пособиям, дополнительно мотивируя детей к играм и занятиям с ними собственным участием в совместной деятельности.

 

Оценка уровня развития детской  самостоятельности

       Цель: определение уровня развития детской самостоятельности в соответствии с разработанными критериями оценки интегративных качеств ФГТ.

    Срок проведения: сентябрь 2011г.

    Приведем пример критериев оценки самостоятельности детей подготовительной к школе группы.

Планируемые результаты формирования интегративного качества

«Любознательный, активный» (подготовительная группа)

Самостоятельность:

Высокий уровень. Планирует разные виды умственной деятельности, например наблюдение для получения информации; самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов и пр., развернуто отражает в речи впечатления, выводы; самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий.

Средний уровень. Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.

Низкий уровень. Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания.

      На основании данных критериев были разработаны карты оценки уровня развития самостоятельности:

Ф.И.О. ребенка

Планирует организацию самостоятельной  деятельности

Самостоятельно действует в разных видах деятельности

Добивается результата в самостоятельной  деятельности

Уровень развития самостоятельности

Бытовая

Познавательная

Игровая

Трудовая

                 
                 

 

Оценка уровня развития самостоятельности  воспитанников 

МКДОУ ЦРР – Д/С №2

Уро-вень

ГРУППА

ИТО-ГО

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Всего обследовано детей

26

21

21

21

24

22

23

26

184

В – 

5

6

2

5

6

0

7

11

42

%

19%

29%

10%

24%

25%

0%

31%

42%

23%

С – 

21

14

18

16

18

15

12

15

129

%

81%

66%

85%

76%

75%

68%

52%

58%

70%

Н -

0

1

1

0

0

7

4

0

12

%

0%

5%

5%

0%

0%

32%

17%

0%

7%

ИТО-ГО

С

С

С

С

C

С

С

С

С


      Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

       Из 184 обследованных детей 49 детей с высоким уровнем самостоятельности (22%), 156 детей со средним уровнем самостоятельности (71%) и 14 детей с низким уровнем самостоятельности (7%). В целом по детскому саду у детей средний уровень развития самостоятельности.

    1. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников.

 

        На основе анализа проблемной  ситуации была определена годовая  задача на 2011-2012 учебный год.

Годовая задача: Создание условий для организации самостоятельной деятельности дошкольников в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Реализация годовой  задачи:

 

Методические  мероприятия.

Виды  и содержание управленческой  деятельности

Ожидаемый результат

Мониторинг

Цель: изучение осведомленности  педагогов в вопросах обеспечения  условий для организации самостоятельной деятельности дошкольников в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Аналитическая справка

Мониторинг

Цель: изучение состояния  педагогической работы по организации  самостоятельной деятельности дошкольников.

План:

- анализ планов образовательной  работы с детьми;

- просмотр педагогических  мероприятий;

- беседы по вопросам  организации самостоятельной деятельности  воспитанников

Аналитическая справка

Педагогический совет

Тема:

Условия организации самостоятельной деятельности дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

План:

1. Комментарии к Федеральным  государственным требованиям к  структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  (утверждены приказом Министерства  образования и науки Российской  Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрированным в Минюсте России 8 февраля 2010 г.)

2. Модель организации  образовательного процесса современного  ДОУ.

3. Организация предметно-развивающей  среды современного ДОУ.

Перспективный план работы по реализации задачи

Проблемный семинар:

Тема:

«Обновление содержания организации  работы педагогов в самостоятельной  деятельности дошкольников»

План:

  1. Разработка плана оказания помощи педагогам по организации условий для самостоятельной деятельности детей
  2. Создание творческих групп по разработке технологии организации самостоятельной деятельности педагога и детей.

3. Разработка проектов  по всем возрастам в соответствии  с комплексно-тематическим планированием.

Учебно-методический комплекс образовательной  программы семинара

Организация выставки

- нормативные акты;

- методические рекомендации;

- планы педагогических  мероприятий.

Нормативно-методическое сопровождение

Работа творческой группы

Разработка модели организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Описание модели

Семинар-практикум

Особенности организации  самостоятельной деятельности педагога и детей:

- создание условий;

- создание мотивации;

- подача нового материала;

- организация детей;

- подведение итога.

Материалы семинара

Панорама педагогических идей

Условия организации самостоятельной  деятельности воспитанников разных возрастных групп.

«Копилка» педагогических идей

Творческие отчеты

Из опыта организации  самостоятельной деятельности детей разных возрастных групп.

Материалы отчетов

Тематический контроль:

 Создание условий в ДОУ для организации самостоятельной деятельности  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей»

 Аналитическая справка

Информация о работе Оорганизация самостоятельной деятельности ребенка в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной об