Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт и ее функции
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Глава II Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
2.1 Описание диагностических методик
2.2 Исследование и анализ стилей семейного воспитания, и их влияния на развитие детей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом(не очень подх)Стили воспитания 5.docx

— 76.56 Кб (Скачать файл)

 

    1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 40 с.
    2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение , 1998.
    3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С 234 с.
    4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 289.
    5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39
    6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1989
    7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – 340 с.
    8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 238 с.
    9. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
    10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 256 с.
    11. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 456 с.
    12. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 476 с.
    13. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
    14. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1999.- 432 с.
    15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2000. – 272 с.
    16. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.
    17. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995.
    18. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.
    19. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.
    20. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004- 321 с.

 

 

Приложение

Тест- опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

 

Тест опросник родительского  отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью  по вопросам воспитания детей и общения  с ними.

Опросник состоит из 5 шкал.

«Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каким он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок  не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части  родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация»- социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта шкала  раскрывается так: родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается  во всем помочь ребенку, сочувствует  ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность  ребенка, старается быть с ним  на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку  зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что  родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так- родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по совей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия и понимания  ребенка родителям. При высоких  значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются  стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит  ребенка младшим по сравнению  с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся  родителю детскими, несерьезными. Ребенок  представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует не его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель стареется оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать  все, что думает мой ребенок.

Я уважаю своего ребенка.

Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

Нужно подольше держать ребенка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку  чувство расположения.

Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен  мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению  к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые кроме  презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок  немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает  в себя все дурное как «губка».

Моего ребенка трудно научить  хорошим манерам при всем старании.

Ребенка следует держать  в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам.

Я принимаю участие в своем  ребенке.

К моему ребенку «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в копании знакомых говорят о детях, мне немного  стыдно, что мой ребенок не такой  умный и способный, как мне  бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению, и  по суждениям.

Я с удовольствием провожу  с ребенком все своре свободное  время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой  ребенок достиг всего того, что  мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений  следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку  дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск с  ребенком.

Самое главное, чтобы у  ребенка было спокойное и беззаботное  детство.

Иногда мне кажется, что  мой ребенок не способен ни на что  хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести  из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка- сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что  я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше всего  недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии  что- либо сделать самостоятельно, а  если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным  к жизни.

Мой ребенок нравится мне  таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим  ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю  этого от него.

очень желательно, чтобы ребенок  дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие – отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности  поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61

Порядок подсчета тестовых балов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ  «верно»

Высокий тестовый балл по соответствующим  шкалам интерпретируется как:

- отвержение

- социальная желательность

- симбиоз

- гиперсоциализация

- Инфантилизация

Методика PARI

Методика предназначена  для изучения отношения родителей  к разным сторонам семейной жизни. Авторы- американские психологи Е.С. Шеффер и Р.К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта  – признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку  и жизни в семье. Из них 8 признаков  описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1- оптимальный эмоциональный контакт, 2- излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.

Отношения к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23;

- ограниченность интересов  женщины рамками семьи, заботами  исключительно о семье (3);

- ощущение самопожертвования  в роли матери (5);

- семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей  (11);

- неудовлетворенность ролью  хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужа, его  невключенность в дела семьи  (17)

- зависимость и несамостоятельность  матери ( 23).

Отношение родителей к  ребенку

Оптимальный эмоциональный  контакт ( состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

- побуждение словесных  проявлений, вербализаций (1);

- партнерские отношения  (14);

- развитие активности  ребенка (15);

- уравнительные отношения  между родителями и ребенком (21).

Излишняя эмоциональная  дистанция с ребенком ( состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16);

- раздражительность, вспыльчивость  (8);

- суровость, излишняя строгость  (9);

- уклонение от контакта  с ребенком (16).

Излишняя концентрация на ребенке ( описывается 8 признаков, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22);

- чрезмерная забота, установление  отношений зависимости (2);

- преодоление сопротивления,  подавление воли (4);

- создание безопасности, опасение обидеть (6);

- исключение внесемейных  влияний ( 10);

- подавление агрессивности  912);

- подавление сексуальности  ( 18);

- чрезмерное вмешательство  в мир ребенка (20);

- стремление ускорить  развитие ребенка (22);

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности  и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены  в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним  отношение в виде активного или  частичного согласия иди несогласия. Схема пересчета ответов в  баллы содержится в 2ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5, 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5- низкие.

Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что  родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Не стоит обдумывать ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в  голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

- А- если с данным положением согласны полностью;

- а- если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

Информация о работе Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей