Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа
Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61
Занятия на втором этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей. Данный этап предполагает решение следующих основных задач:
- развитие понимания двусложных инструкций, доступных по возрасту текстов (коротких стихов, сказок, рассказов);
- формирование умения составлять предложения из 2-3-4 слов;
- развитие участия детей в несложном диалоге;
- стимуляция усвоения (понимания и употребления) отдельных падежных и предложно-падежных форм существительных, глагольных форм, личных местоимений, некоторых наречий.
I блок занятий. Основной акцент переносится на развитие речевого внимания и адекватного речевого поведения в процессе общения ребенка со взрослыми и детьми. Стимуляция субъектно-субъектных отношений между ребенком и педагогами, родителями, другими взрослыми, детьми. Создание условий для формирования у детей понимания и умений выполнять двусложную речевую инструкцию. Формирование потребности в расширении содержания (и соответственно объема) вербального высказывания.
II блок занятий. Расширяются возможности использования вербальных средств общения в процессе совместного со взрослым комплексного обследования предметов. Использование внешних ориентировочных действий (примеривания, затем зрительного соотнесения) для выбора предметов по их признакам. Развитие запоминания (главным образом непроизвольного) доступного речевого материала. Продолжение работы по развитию наглядно-действенных форм мышления.
III блок занятий. Приоритетное направление - развитие диалогической речи. С этой целью используется ряд специальных приемов: образцы диалогов («взрослый-игрушка»), введение дополнительного коммуниканта (игрушка, сказочный персонал, куклы бибабо и т.п.), разнообразные типы вопросов (педагогов, дополнительного коммуниканта) и другие. Планируется усвоение существительных в форме дательного и творительного падежей, а также существительных, имеющих наиболее часто употребляемые падежные окончания в единственном числе (у, е, а, ом, ой) и во множественном числе (-ы); овладение категорией числа глаголов в изъявительном наклонении, личными формами глаголов (кроме 2-го числа множественного числа); глаголами настоящего и прошедшего времени; субстантивных словосочетаний с прилагательными (формы множественного числа только в начальной форме), всех личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на, у, с). В логопедической работе на данном этапе используется лексико-семантический материал следующих тем: «Любимые фрукты», «Вкусные овощи», «Что мы надеваем?», «3имние сказки», «Что мы едим?», «Какая посуда нам нужна?», «Наш дом и то, что в нем», «Весенние прогулки», «Животные рядом с нами», «Животные в лесу».
IV блок занятий: Продолжается развитие подвижности артикуляционного аппарата детей (серия игр «В гостях у Веселого Язычка», серия заданий «Что я слышу?» и др.) и фонационного дыхания (в игровой форме). Расширение возможностей детей изменять силу и высоту голоса (при использовании в игровых ситуациях произнесения гласных звуков, звукоподражаний, слов и фраз). Дети приучаются правильно произносить согласные М, Д’, Т’, Н’, Б, П, Б’, П’, М’, К, К’, Г, Г’,X, X’ в составе слов несложной звукослоговой структуры, различать их на слух и в произношении.
V блок занятий. Широкое использование предметной деятельности для развития вербальных средств общения детей. С целью закрепления речевых умений детей чаще используются элементы сюжетно-отобразительной игры, задания по изобразительной деятельности и конструированию. Продолжается развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук в процессе разнообразных видов детской деятельности.
В ходе третьего этапа коррекционного обучения решаются следующие основные задачи:
- дальнейшее развитие умений детей использовать простые предложения для общения со взрослым и детьми;
- закрепление использования
отдельных словоизменительных
- расширение возможностей участия ребенка в диалоге;
- стимуляция к составлению и использованию в речи некоторых видов сложных предложений (с учетом индивидуальных речевых возможностей).
I блок занятий. Развитие понимания и умений выполнять двусложные речевые инструкции. Расширение возможностей в понимании текстов (стихотворений, сказок, рассказов и т.д.). Воспитание потребности в использовании инициативных реплик в диалоге. Предоставление детям (и стимуляция) возможностей управлять диалогом.
II блок занятий. Совершенствование возможностей ребенка использовать речь в процессе совместного со взрослым обследования предметов по известным ребенку признакам. Развитие запоминания потешек, детских стихов. Стимуляция речи у ребенка в процессе решения практических задач, при представлении результата и условий действий. Включение речи при воспитании предпосылок воображения (главным образом в игровых ситуациях).
III блок занятий. Дальнейшее развитие диалогической речи. Особое внимание придается стимуляции инициативных реплик детей. Постепенное и последовательное стимулирование вопросов ребенка к логопеду, дополнительному коммуниканту, другому ребенку (сначала по образцу, затем самостоятельных). Развитие вербальных средств общения с использованием лексико-семантического материала по темам: «Кто летает?», «В лесу», «Наш город», «На улице», «На чем ездят?», «Наступило лето». Стимуляция к адекватному использованию основных падежных форм существительных, имеющих «главенствующие» (по А.Н. Гвоздеву) падежные окончания; организация усвоения некоторых форм существительных множественного числа, имеющих онтогенетически рано появляющиеся падежные окончания; развитие умения использовать личные формы глаголов изъявительного наклонения, глаголы настоящего, прошедшего и отдельных форм будущего времени; обучение правильному использованию возвратных глаголов, глаголов с некоторыми приставками; постепенное обучение согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах; развития умения использовать предложно-падежные конструкции (предлоги в, на, у, с, под, над, за и др.).
IV блок занятий. Занятия по развитию звукопроизносительной стороны речи включают фонетический и речевой материал со звуками Н, Т, Д, В, Ф, В’, Ф’. Дети упражняются в произнесении согласных звуков в составе слов, различать их на слух и в произношении. Развитие фонационного дыхания, голоса, интонации в процессе произнесения слов различной звуковой структуры, словосочетаний, фраз (в игровых ситуациях).
V блок занятий. Занятия данного блока преимущественно используются при закреплении изучаемого детьми лексико-грамматического материала. Учитываются возросшие возможности детей в различных видах детской деятельности (сюжетно - отобразительной игре, лепке, рисовании, конструировании) для закрепления речевых навыков детей. Совершенствуются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Особое внимание уделяется использованию диалогической речи (элементов ролевой беседы) в условиях сюжетной игры, доступных театрализованных игр. Стимуляция аутодиалогов (в ситуациях «ребенок - игрушки»).
Таким образом, логопедическое сопровождение детей раннего возраста группы риска должно быть комплексным, что означает создание оптимальных условий для развития речевой функции, неречевых психических функций, а также общей и мелкой моторики.
2.3. Оценка эффективности
поведенной логопедической
Контрольный эксперимент проводился через 4 месяца после начала коррекционно-логопедической работы.
Основная цель контрольного эксперимента – выявить влияние логопедического сопровождения на динамику речевого развития детей раннего возраста. Диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционно-логопедической работы с детьми раннего группы риска возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Также контрольное диагностическое обследование поможет составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого ребенка.
Контрольная диагностика обследования детей проводилась в два этапа.
1 этап. Выявление динамики психомоторного развития детей раннего возраста.
2 этап. Выявление динамики речевой деятельности детей.
Использовались те же методики. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении заданий первого этапа контрольного эксперимента, сравнивали с количеством баллов, полученных ребенком за эти же задания во время констатирующего эксперимента. Разница между баллами является важным показателем динамики коррекционной работы.
Результаты контрольного эксперимента психомоторного развития представлены в таблице 4.
Мы видим постепенное снижение уровня выполнения заданий. Это объясняется тем, что задания подобраны с постепенным усложнением. Первые задания, самые простые, направлены на выяснение уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно игровых действий. Высокие показатели этого уровня говорят о сформированности игровой деятельности. Игра детей, имеющих за эти задания оценку 4 балла, представляет собой цепочку разнообразных игровых действий, игровые действия многократно повторяются, варьируются. У этих детей хорошо развита процессуальная игра. По результатам контрольного эксперимента мы видим, что уровень игровых действий повысился.
Таблица 4. – Контрольный анализ психомоторного состояния
детей группы риска
№ п/п |
Номера заданий |
Общее кол-во баллов |
Уровеньразвития | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
36 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
33 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
35 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
33 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
28 |
3 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
33 |
3 |
7 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
35 |
4 |
8 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
33 |
3 |
9 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
35 |
4 |
10 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
28 |
3 |
Общее кол-во баллов за задание |
39 |
38 |
33 |
33 |
33 |
34 |
30 |
28 |
36 |
24 |
На основании полученных данных был построен сравнительный график (рис. 4), где наглядно видны результаты коррекционной работы.
Рисунок 4 – Динамика психомоторного состояния
детей группы риска
Оценивался общий балл за выполнение заданий, до и после коррекционной работы. Сравнительные показатели на стадии констатирующего и контрольного эксперимента отражают положительную динамику психомоторного развития детей экспериментальной группы. Увеличилось процентное количество детей, психомоторное развитие которых приблизилось к нормативным показателям. То есть 40% детей группы риска раннего возраста, имеют четвертый уровень развития, что говорит о хорошем уровне их умственного развития. Также ни у кого из детей не выявлен второй уровень развития, то есть имеющих серьезное недоразвитие общих интеллектуальных умений.
Рисунок 5 – Динамика психомоторного состояния
Остальные 60% детей заинтересованы в действиях с игрушками, включаются в совместную игру со взрослыми и могут выполнить самостоятельно предметно игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, но они не могут сами выполнить задания, после обучения с заданиями справляются. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать детей группы риска и удержать на протяжении той или иной деятельности. Часто дети действуют импульсивно, отвлекаются. Процессы восприятия также сформированы еще недостаточно.
На основании полученных данных о состоянии психомоторного развития детей раннего возраста, после проведенного курса коррекционных мероприятий, можно сделать вывод о том, что показатели незначительно улучшились. Это еще раз доказывает то, что дети группы риска раннего возраста нуждаются в более длительном коррекционном воздействии.
Таким образом, показатель психомоторного развития имеет позитивную динамику, а значит коррекционное направление работы на этом этапе было выбрано правильно.
На втором этапе контрольного эксперимента детям группы риска снова предлагались задания на выяснение уровня речевого развития (Приложение 2). Задания I.1 –I.5 диагностируют уровень понимания речи, задания II.1 – II.5 диагностируют экспрессивную речь малышей.
Результаты выполнения также оценивались по 4-х бальной системе. Результаты контрольного эксперимента речевого развития представлены в таблице 5.