Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:21, курсовая работа
Цель: на основе изученной нормативной документации выявить пути организации логопедической помощи.
Определить и теоретически обосновать оптимальные условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.
Введение
В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, снижения уровня жизни населения резко увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 500 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, при этом 95% из них - дети, осиротевшие при живых родителях.
Исследования последних лет (А. Д. Виноградова, Л. Н. Галигузова, И. В. Дубровина, И. А. Залысина, М. А. Илюк, М. И. Лисина, М. Н. Лазутова, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Е. А. Стребелева, Е. О. Смирнова, Н. Н. Толстых, А. А. Хилько, Л. М. Шипицына и др.) показали, что у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечаются особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неприспособленность к самостоятельной жизни, низкая социальная активность. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление являются теми факторами, которые травмируют психику ребенка, делают невозможной реализацию его потенциальных возможностей. Эти факторы надолго разрушают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и вызывают серьезные вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
На
сегодняшний день система воспитания
и обучения детей, находящихся на
попечении государства, не приносит
ожидаемых результатов и
Актуальность изучения нарушений речи и их коррекции у воспитанников детских домов определяется, прежде всего, значимостью речи в психическом развитии, в организации и развитии психической деятельности ребенка и в процессе его социальной адаптации.
Особенности речевого развития детей-сирот в психолого-педагогическом аспекте исследовались многими авторами (Е.В.Бордовская, Г.А.Волкова, Е.А.Стребелева, М.И.Лисина, М.А.Ярмакович). Однако проблема нарушений речи и их коррекции в логопедическом аспекте, особенно у детей младшего школьного возраста, является малоизученной. До настоящего времени отсутствует система логопедической коррекции нарушений речи у младших школьников, воспитывающихся в детских домах, не разработано «Типовое положение о логопедическом пункте в детском доме». В процессе логопедического воздействия недостаточно осуществляется комплексный, системный подход к устранению нарушений речевого развития у воспитанников детских домов.
Раннее выявление и своевременная, целенаправленная научно обоснованная логопедическая коррекция нарушений речи будет способствовать оптимизации процесса обучения детей-сирот, более гармоничному развитию их личности, интеграции в общество.
Таким
образом, противоречие между неразработанностью
этой проблемы и ее значимостью для
психического развития, для формирования
личности, социальной адаптации детей,
воспитывающихся в детском
Цель: на основе изученной нормативной документации выявить пути организации логопедической помощи.
Определить и теоретически обосновать оптимальные условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.
Объект: речевое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет: организазионные логопедической работы с воспитанниками детского дома дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Учитывая комплексный характер биологических и социальных факторов, обусловливающих возникновение нарушений речевого развития у воспитанников детского дома, можно предположить, что:
нарушения
речи у этих детей представляют собой
сложный системный речевой
Целенаправленное логопедическое воздействие должно способствовать возрастанию компенсаторной роли речи в психическом развитии ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
Результаты
исследования проблемы организации логопедической
работы в условиях детского дома могут
быть востребованы логопедами, руководителями
образовательных учреждений, дефектологами,
воспитателями, учителями. В этом заключается
практическое значение работы.
Глава 1. Организационно-правовые основы социально-педагогического процесса в детских домах для детей, оставшихся без попечения родителей
Система нормативного обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает четыре уровня: международный, федеральный (российский), региональный (субъектов РФ) и местный (муниципальный). Эта система представляет собой совокупность документов, определяющих права детей, механизмы реализации и защиты этих прав.
Одной из важнейших тенденций семейного законодательства является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый от родителей объект. Соответствующие нормы Семейного Кодекса исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка [14]. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
Специальный раздел Семейного Кодекса (раздел 6) посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается следующее определение социальным сиротам – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи
с отсутствием
родителей или лишением их родительских
прав и в иных случаях признания
ребенка оставшимся без попечения
родителей в установленном
Большая группа принятых в разные годы нормативных актов касается социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.96 г. определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки этой категории детей в сфере образования, здравоохранения, защиты имущественных прав, права на труд, обеспечивающие более успешную и гарантированную социальную адаптацию выпускников после окончания образовательно-воспитательного учреждения [1]. Этот закон конкретизирует обязанности и ответственность государственных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с принятием этого закона были внесены некоторые изменения в жилищное законодательство [9]. Эти изменения касаются обеспечения защиты прав и интересов данной категории детей в вопросах предоставления им жилой площади, оформления жилья в собственность. На практическую реализацию этого закона направлены постановления Правительства РФ «Об
утверждении Типового положения об образовательной школе-интернате» № 612 от 26.06.95 г. и «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»6№ 676 от 01.07.95 г. (с изменениями и дополнениями от 14.10.96 г.) [2], [3]; «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» № 919 от 03.08.96 г.; «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»[4],[5].
Наиболее уязвимые категорий детей – это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. В Российской Федерации насчитывается - 731 тысяча детей, оставшихся без попечения родителей, а находящихся в социально опасном положении - 676 тысяч детей [7]. В целях осуществления президентской программы «Дети России» в республике Коми принят закон «О долгосрочной целевой республиканской программе «Дети Республики Коми». Целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а так же
государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [6].
Программа предполагает комплекс организационных, научно-методических и практических мероприятий и предусматривает дальнейшее формирование правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правительством
Российской Федерации утверждена Федеральная
целевая программа «Дети
Деятельность детских домов в России имеет под собой обширную законодательную базу и является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью деятельности является создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, осуществление питания и ухода, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам. Детский дом является типовым государственным или муниципальным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В зависимости от контингента проживающих в учреждении детей различают: детский дом для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), детский дом для детей дошкольного возраста, детский дом для детей школьного возраста, смешанный детский дом.
В основе деятельности детского дома лежит Устав Государственного Образовательного Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который составляется на основании Типового положения. Согласно Уставу учредителем Детского дома-школы является Правительство Республики Коми. Подведомственность Детского дома-школы установлена Министерству образования и высшей школы РК. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми, возникает у ГОУ «Детский дом-школа №1 им. А. А. Католикова» с момента выдачи ему лицензии. Учреждение проходит аттестацию и аккредитацию в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании».
Информация о работе Организация логопедической работы в условиях детского дома