Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70
Б) Нет;
В) Думаю, что да;
Г) Не особо
6. Необходимо ли патриотическое воспитание в подростковый период жизни ребенка? (нужное обведите кружком)
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
7. Считаете ли вы важным воспитание у детей подросткового возраста нравственно-патриотических чувств? (нужное обведите кружком)
А) Да;
Б) Нет.
8. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма? (нужное обведите кружком, при необходимости допишите свой вариант)
А) В школе;
Б) В семье;
В) Свой вариант__________________
9. Вы хотели
бы развить в своем ребенке
следующие качества, способствующие
проявлению патриотизма: (впишите свой ответ
на отведенной для этого строке)_______________________
10. Как вы считаете, можно ли, задействовав средства патриотического воспитания, предотвратить девиантное поведение подростков?
А) Да, можно;
Б) Нет, это невозможно;
В) Думаю, что возможно, но только если мероприятия данного характера будут проводиться с детьми чаще.
Приложение 5
Беседа с социальным педагогом
Цель – определение результативности реализации проекта.
Вопросы:
Приложение 6
Опросник для родителей
Цель - выявление мнений по реализации проекта.
Вопросы:
Заранее благодарим Вас за ответы. Ваше мнение важно для нас!
Приложение 7
Конспект мероприятия
Тема: «Кто такой патриот?»
Цель: определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
Ожидаемый результат: не быть равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в стране, так как это страна, в которой нам жить долгие годы.
Подготовительная работа:
Класс делится на 4 группы. Подготовительная работа в группах ведется по конкретному заданию в рамках темы мероприятия.
Ход мероприятия
– Займите места за партами, так как вы работали в группах.
Учитель: В последнее время все чаще
мы можем услышать слова «Отчизна», «Родина»,
«патриотизм», «патриот», «подвиг», «служение»…
А как вы, сегодняшние школьники, понимаете,
что такое патриотизм? В чем каждый из
вас видит свое патриотическое служение
Родине? Чтобы ответить на эти вопросы
мы с вами сегодня совершим небольшой
экскурс в историю нашей страны и вернёмся
с новыми знаниями в наше время.
Русский мыслитель XX столетия Иван Андреевич
Ильин писал: «Люди без Родины становятся
исторической пылью, блеклой осенней листвой,
гонимой с места на место и втаптываемой
чужеземцами в грязь».
Сегодня мы с вами поговорим о патриотизме. Что это такое? Какое место занимает патриотизм в нашей жизни? Что значит быть гражданином своей страны, патриотом? «Отчизна», «Родина», «Патриотизм», «патриот». Что значат эти слова? Обратимся к словарям.
Работа с карточками (Приложение 1).
– Сейчас вы услышали, что обозначают слова «патриотизм», «Отчизна», «патриот», а значение слова «Родина» нам всем известно с малых лет. Мы предлагаем группам составить 2-3 предложения с одним из слов и записать их на карточке. На эту работу Вам даётся 1 минута. По окончании нужно будет прочитать ваши предложения. Тогда станет ясно насколько мы понимаем значение этих слов и как можем использовать их в своей речи. Подведение итогов. Чтение предложений.
Учитель: Патриотизм – это любовь к Родине, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Только истинный патриот не станет ворчать и жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. В своем стихотворении об этом говорит и поэт Михаил Танич.
Родина моя,
Что будет и что было, –
Все я пополам
С тобою разделю
Вовсе не затем,
Чтоб ты меня любила,
Просто потому,
Что я тебя люблю.
Разные люди по-разному выражают
свое отношение к патриотизму.
Гражданская позиция человека, патриотизм
чаще всего проявляется в тяжелых испытаниях.
Именно таким испытанием для людей является
война. В самые трудные времена, когда
смертельная опасность грозила Отечеству,
люди вставали на его защиту. Такой опасностью
наша Родина подверглась в ВОВ 1941-1945 годов.
На борьбу с врагом поднялся весь народ,
от мала до велика. В художественной литературе
много примеров подтверждающих патриотизм
людей в этот период. Отрывок из произведения
мы послушаем в исполнении ребят из 2 группы.
(Чтение отрывка).
Учитель: Не только в художественных произведениях нашли отражение любовь к Отчизне и патриотизм людей. В произведениях искусства: в живописи, скульптуре и архитектурных памятниках мы видим историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие. Ребята из группы 2 создали «Картинную галерею», где постарались представить работы известных мастеров, которые находятся в различных музеях страны. Эпиграфом к этим произведениям может служить строки из стихотворения Н. Некрасова.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
У нашей страны богатое историческое
прошлое. Во все времена люди опирались
на опыт своих предшественников. Рассуждения
о гражданственности, патриотизме необходимо
начинать с разговора об историческом
прошлом, без которого невозможно ни настоящее,
ни будущее. В нашей истории было много
событий, когда Родине нужна была защита.
Многие люди помогали Отчизне в трудные
времена. Всё это нашло своё отражение
в русском фольклоре. По крупицам собиралась
народная мудрость в былины, пословицы
и поговорки. Многие из них вам знакомы.
Рассказ о пословицах и работа с карточками
(Приложение 2). Работа с карточками.
Учитель: Людям, которым не безразлична
судьба страны, народа, не стоит забывать
свою историю, стыдиться ее, как не стоит
забывать и стыдиться своих родителей. «Патриотизм:
убеждение, что твоя страна лучше других
потому, что именно ты в ней родился», –
сказал писатель Бернард Шоу.
История нашей Родины рассказывает нам
об отважных героях, которые не жалели
сил своих для блага Отчизны, мы все помним
Александра Невского и Дмитрия Донского,
предводителей народного ополчения Минина
и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова
и маршала Жукова. Но сколько было других
патриотов России – безвестных героев
и мучеников. Именно благодаря им наша
Родина всегда была великой и могучей
державой.
Родина тоже гордиться теми, кто её прославляет,
заботиться о её благе и благе других людей,
здесь проживающих и предан Родине всей
душой. Как показывает история нашей страны
– таких людей немало. Тех, кто трудился,
сражался на благо родной Отчизны. Этот
вопрос истории исследовала группа 3.
Учитель: Патриотизм как деятельная любовь к Родине требует в мирное и относительно стабильное время не меньших усилий. Группа 4 провела опрос сверстников. Предлагаю им ознакомить всех с результатами исследования.
Учитель: Я думаю, что итогом этого исследования могут стать строк из стихотворения поэта Скотневского.
У каждого заботой своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня – мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет
Какими будем мы.
Вопросы к детям:
– Вы себя чувствуете патриотами
Родины?
– Как научиться беречь и любить то, что
имеешь, свой дом, свою семью, свой род,
свою семейную историю?
– Можно ли быть патриотом вне своей родины?
– Как воспитать в себе умение быть человеком
не на словах, а на деле?
– А в чем сегодня может найти выражение
ваш патриотизм?
Задание:
Я предлагаю вам составить свою
модель понятия ПАТРИОТИЗМ.
У вас на столах лежат листы бумаги и маркеры.
Посовещайтесь в группах и запишите на
листе, как выражается патриотизм в вашей
жизни сегодня и в жизни ваших родителей.
– Изменилось ли у вас представление
о патриотизме в результате работы? Сегодня
мы узнали много, но я хочу, чтобы наш разговор
имел продолжение в вашей повседневной
жизни, и вы обсудили эту тему вместе с
родителями. Поэтому я приготовила для
вас памятку (Приложение
3)
В ней вы можете найти ответ на вопрос
«Какие качества нужно развивать, чтобы
стать настоящим патриотом».
Учитель: Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Патриотизм – глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе человека. Он либо есть, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники. Так же он должен быть хорошо воспитан, образован и просвещен, ищет, имеет или строит настоящую семью, почитает своих предков. Все это заложено в нашей генетической памяти, показано в традициях предков.
– Подумай те, кто из вас может делом доказать, что он любит свою родину и является её патриотом? Приведите свои личные примеры.
Приложение 1
Задание:
1 группа: в течение 1 минуты составить и записать на карточке предложение со словом - П А Т Р И О Т И З М;
2 группа: в течение 1 минуты составить и записать на карточке предложение со словом Р О Д И Н А;
3 группа: в течение 1 минуты
составить и записать на
4 группа: в течение 1 минуты
составить и записать на
Приложение 2
На родной стороне и камушек знаком.
На чужбине и собака тоскует.
Где кто родился , там и пригодился.
Где сосна взросла, там она и красна.
Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Приложение 3
Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:
1. Если ты хочешь вырасти
достойным человеком и
2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
3. Знакомься с памятными
и историческими местами своей
Родины, знакомься сам и рассказывай
об этом другим людям. Поверь,
наша страна настолько богата
своей историей, что твой рассказ
будет интересен любому
4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
5. Помни, что чем больше
ты будешь выражать
6. Проявляй себя с позитивной
стороны, не бойся быть инициативным,
старайся показывать свои
7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране.
9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.