Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28

ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дарья17 дек (1).doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Творчество – норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение. Творчество – это такое состояние ребенка и такая его деятельность, «когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации».

Известно, что творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Очевидно, что уровень его будет определяться социальной значимостью результатов, степенью обогащенности предшествующего опыта

Педагогически целесообразно организованная деятельность объединений по интересам стимулирует развитие потребностно-мотивационной сферы детей; учащиеся, занимающиеся в них, как правило, проявляют больший интерес к познавательной деятельности, владеют творческими способами ее организации и т.д. Клубная деятельность стимулирует также педагогов к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности, способствует «поддержанию ее тонуса». Деятельность объединений по интересам как наименее запрограммированная, более творческая и нестандартно организованная, зачастую являющаяся «зоной неупорядоченности» (А.М.Сидоркин), способна поддерживать активное состояние воспитательной системы, стимулировать процесс ее развития в целом.

Интегративная функция клубных объединений по отношению к школе и ее структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой – клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.

Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Таким образом, делая вывод по данной главе необходимо отметить ее ключевые моменты.

Итак, креативный семейный досуг – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья человека (ребенка), его интеллектуального совершенствования. Дошкольное образовательное учреждение входит в состав социального института образования и, являясь его начальным звеном, обеспечивает гармоничное  развитие ребенка. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника .

Современная отечественная психологическая и педагогическая науки ориентируют систему образования и воспитания на креативно - творческое развитие личности специалиста — педагога-воспитателя, реализуя свою творческую деятельность в детских клубах, детско - родительских клубах. Уделяя внимание креативному развитию - личности подрастастающего поколения, важна и актуальна. Необходимым является изучение сущности, содержания креативного развития личности ребенка, выявления и анализа психологических условий, способствующих реализации креативного образовательно-воспитательного процесса в условиях работы детского клуба ДОУ.

Итак, особенностью креативной социально - педагогической работы в условиях детского клуба является:

- креативность – это  способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных  ситуациях, это нацеленность на  открытие нового и способность  к глубокому осознанию своего  опыта.

Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.

- Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески.Используя креативные технологии наблюдается положительная динамика социальной адаптации дошкольников, происходит работа с личностью ребенка, поскольку процесс творческого самовыражения позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые ребенок затрудняется обсуждать напрямую. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей процесса развития ребенка в детском социуме.

Таким образом, креативную социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников. Обобщив все полученные данные, можно сказать, что занятия в детском клубе с использованием креативных технологий с дошкольниками помогли раскрытию творческих сил и способностей, способствовали раскрепощению детей, улучшению их психического состояния, повышению уверенности в себе, в целом, успешному включению в современное общество.

 

ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба

2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба

Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная профессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей.

Полноценная  профессиональная  деятельность   выражается   в  том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности (на локальном, муниципальном, региональном уровнях). Как на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов системы, так и целостной системы.

Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В педагогической науке сегодня существуют теоретические и практические предпосылки, учет которых необходим при реализации социальных проектов в деятельности социального педагога.

Во-первых, огромная, постоянно увеличивающаяся и далеко не заполненная ниша на рынке труда, требующая специалистов по разработке и реализации инновационных социальных технологий разного типа и уровня, начиная с разработки и реализации набора коррекционно-развивающих упражнений для детей с теми или иными специальными нуждами и заканчивая построением программ воспитания молодежи.

Во-вторых, это наличие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке соответствующих наработок и их апробации в области педагогической инноватики (М. В. Кларин, В. Я. Ляудис, В. А. Сластенин, А. В. Хуторский, Р. Н. Юсуфбекова и др.).

Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей.

Структура инновационной деятельности педагога включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, креативный, технологический (операционный), рефлексивный (контрольно-оценочный) (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова).

Характерным для профессиональных мотивов является направленность инновационной деятельности социального педагога на воспитанников: стремление стимулировать их к большой активности, стремление развить творческие способности учащихся и др. На реализацию инновационной деятельности в случае профессионального мотива значительное влияние оказывает уровень творческого потенциала самого социального педагога.

Творчество в деятельности выступает как один из главных способов самореализации, самоактуализации, позволяя осуществлять выбор из многих путей «возможности роста» (А. Маслоу). Такую деятельность отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм социально-педагогической деятельности, способность и готовность к восприятию нового.

Креативный компонент инновационной деятельности преподавателя включает знания и представления об особенностях и условиях выполнения этой деятельности, о ее требованиях к личности.

Технологический (операционный) компонент инновационной деятельности можно представить следующим образом:

- личностно-мотивированная  переработка имеющихся социальных  проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных  педагогических ситуаций, поиск  инновационной информации, ознакомление с новшеством;

- профессионально-мотивированный  анализ собственных возможностей  по созданию или освоению новшества, принятие решения по использованию  нового;

- формулирование целей  и общих концептуальных подходов  к применению новшества;

- прогнозирование средств  достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности; обсуждение с коллегами этапов  введения новшества;

- разработка концептуальной  основы и плана внедрения новшества;

- реализация инновационных действий: введение новшества в социально-педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;

- осуществление контроля  и коррекции введения новшества  и всей инновационной деятельности;

- оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Стержнем инновационной деятельности является процесс принятия социальным педагогом решения о введении новых социальных проектов, процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. В такой ситуации на первый план выступают такие собственно психологические особенности процесса принятия решения, как мотивация принятия решения, ответственность за принимаемое решение. Право выбора, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений и т. д. При этом педагог может располагать определенным количеством альтернатив социально-педагогической деятельности, и ему необходимо сделать выбор между ними, в другом случае он должен сам отыскать путь решения проблемы.

Важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности.

Социальный педагог при этом должен уметь разделять свои и чужие оценки последствий внедрения новшеств, предусматривать дальние последствия.

Такое направление в работе социального педагога сопряжено с инновационной деятельностью, оно является пусковым механизмом, определяющим будущее инновационное исследование и развитие циклов инновационного процесса: зарождение идеи, целеполагание, разработку идеи, реализации нового, распространение и новшества.

Задача педагога  – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.  

В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.  

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. 

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

 

 Технология коллективной творческой деятельности. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании. 

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Цели технологии:

Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба