Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

 

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

История напоминает: все государства в разное время имели свои трудности – революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.

Отклоняющиеся от нормы поведения детей.

 

Непослушание – форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме: шалости, озорства, проступка.

а) Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностями шалости является ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

б) Озорство – тоже эпизод в поведении ребенка. В нем так же выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства: досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

в) Проступок – это уже социально опасное явление. Основное их отличие от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Есть основания говорить о складывающихся у ребенка негативных чертах характера.

 

Детский негативизм – немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей.

Виды:

  1. Пассивный – выражает нежелание ребенка выполнить просьбу или требование старших.
  2. Активный – ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют.

Средства его предупреждения и преодоления:

  • доброжелательные отношения в семье,
  • чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка,
  • устранение случаев несправедливости,
  • разумная требовательность и уважительная форма обращения к ребенку.

 

Упрямство – психическое состояние близкое к негативизму, выражающиеся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это упорное непослушание, для которого нет четких мотивов.

Упрямство – проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не принесет пользы.

Средства борьбы с ним:

  • создать в семье обстановку действительности, но и доброжелательности.
  • Ребенок не должен прибегать к психологической защите.

Опасность упрямства: детская лживость, расстройство нервной системы, невроз, раздражительность, склонность к скандалам.

 

Капризы – нецелесообразные действия, сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне они проявляются: в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

Средства предупреждения:

  • укрепление и закаливание нервной системы,
  • спокойный, без раздражения тон в обращении,
  • тактичное внушение,
  • стимулирование развития творческих сил, инициативы.

 

Своеволие – возникает как результат развития самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремлении самоутверждаться и неумения избрать для этого адекватного средства.

Распространенной ошибкой родителей является чрезмерность их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, инициативу.

 

Грубость, дерзость, неуважение к взрослым – неправильная реализация подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявлять ласку, послушания.

Причины этого: несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

 

Недисциплинированность. 2-х видов:

  • злостная – наиболее опасна. Она не ситуативная и имеет стереотипный характер.
  • не злостная (к ней ведут: озорство, шалость)   

    

Правонарушения – преступное поведение (хулиганство, воровство, жульничество, бандитизм, грабеж). Становятся дерзкими иногда жестокими.

 

Рекомендации родителям:

 

1. Если вы желаете здоровья своим детям необходимо: (газетный материал)

а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания;

б) начинать день с утренней зарядки не менее 30 минут! Душ!

в) бросьте курить, объясняя детям, что это форма самоубийства. Это сумасшествие безвольного и неумного существа.

г)  оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами. Все это невольно передается членам вашей семьи.  Нагромождается стрессовая энергия, разрушается нервная система, снижается защитные функции организма, ведет к заболеваниям.

д)  не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Природа!                                  Укрепление нервной системы , иммунитета.

Помните! Что вид одного болеющего члена семьи пробивает энергетическую  и  психологическую  защиту других членов.

е) увлекайтесь спортом.

 

  1. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым:

а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде,  какой   бы  квалификации и умения он не требовал. Это не только воспитывает трудовые навыки, но и формирует привычку, потребность делать что-то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия.

б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи.

в)  никогда не выносите  “сор из избы”. Утверждайте уважение   к своей профессии. Иначе по инерции ребенок будет  аналогично, относится к своей службе, и не добьется успеха и признания.

г)   никогда не делите в семье труд на “мужской” и “женский”. Любое дело должно выполняться качественно.

 

3.  Если вы хотите   видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми:

 а) будьте спокойными  и выдержанными в семейном  кругу, сохраняйте  добрый, интеллигентный тон в общении.

б) уделяйте детям максимум внимания, интересуйтесь их делами, сопереживайте с ними.

в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу); возвышайте культ женщины – хранительницы очага, и мужчины – главы семьи, добытчика. Избегайте ссор в присутствии детей.

 

4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными:

а)  отнеситесь со всей серьезностью к работе школьных воспитателей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу.

б)  не жалейте времени, средств для совместного культурного отдыха со своими детьми.

в)  находите время читать сами и приобщать к этому детей. Удовольствие от книги должно быть написано на вашем лице. Делитесь впечатлением от прочитанного.

г)  было бы хорошо , если бы вы смогли привить своему ребенку хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой (музыкальная школа, шахматы – сколько их). Иногда родители хобби передают по наследству.

 

5. Если вы не  желаете видеть своих детей беспринципными, циничными…, то:

а)  не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством (родственников, знакомых, учителей).  Иначе у ребенка возникает подсознательное, а потому устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов и критиков. Это затруднит их общение   с окружающими, замкнутость, неприятные люди. А в итоге – люди не счастливые.

б)  особенно не допустимо “развенчание” учителя, который при всех своих  недостатках все же пытается учить хорошему. Иначе ребенок будет делать противоположные выводы даже из того, что учитель говорит правильно, т.е. не будет доверять. С претензиями нужно идти только к учителю!

 

6.Если вы хотите, чтобы ребенок вырос внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости:

а)  уделите максимум внимания вашим родителям, особенно в период болезни. Делайте это вместе со своими детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 15. Коллектив в учебно-воспитательном процессе и стадии его развития.

 

Латинское слово “коллективус” переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения коллектива:

  1. любая организованная группа людей
  2. только высокоорганизованная группа людей.

 

В педагогической литературе: коллективом называется объединение      воспитанников, отличающихся рядом отличительных признаков.

Признаки коллектива:

    1. Общая социально значимая цель. Важно: какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями,  поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.
    2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.
    3. Отношение общественной зависимости – единство переживаний, связанных с достижением цели, и единство оценочных суждений (моральное единение).
    4. Общий выборный руководящий орган – демократические отношения, прямое и открытое избрание органов управления.
    5. Сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя – психологический климат. Взаимопомощь, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, соревнование
    6. Разумное сочетание личных и общественных интересов.

 

Значит: ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка  - смерть.

Определил этапы его развития:

1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.

2 стадия:

  • усиливается влияние актива.
  • стабилизируется структура коллектива. Оформляются нормы поведения, круг требований.
  • теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности.
  • Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.

3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.

4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

 

На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).

Большие традиции – яркие, массовые события.

Малые традиции – повседневные, но не менее важные, они не требуют особых усилий.

 

А.С. Макаренко – о перспективах – это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.

Близкая перспектива – поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование. Высший уровень – радость от ожидания, осуществления.

Средняя перспектива – проект коллективного события несколько отодвинутого во времени. Нужны усилия, определенные затраты. Пример: подготовка к проведению соревнования, школьного праздника и т.д. Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив.

Далекая перспектива – отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий. Пример: успешное окончание школы.

Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

 

А.С. Макаренко – принцип параллельного действия  - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием 3-х сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на 2-ой стадии коллектива.

Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово (свой пример: в студенческой группе, стипендия…)

Долгие годы авторитет Макаренко был непоколебим. Но процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов переосмыслить эти ценности. Появились альтернативные взгляды. 1-й – доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров – осуждал диктатуру коллектива, снижение роли личности; Сухомлинский -

 

   

 

 

 

 


 



Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли