Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.
Введение
Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Профессиональная
Творческая индивидуальность и культура педагогического труда - две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Формирование профессионального мастерства - это работы культуры педагога. Культура и индивидуализация - взаимообуславливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, без творческой индивидуальности становление культуры педагога односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. Об этом более подробно будет рассмотрено во второй главе практической части курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
компонентов профессионально-педагогической культуры;
Гипотеза: профессиональное мастерство педагога зависит от его педагогической культуры.
Объект: педагог профессионального обучения.
Предмет: изучение профессиональной компетенции и культуры педагога.
1 Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения
Известно, что термины «педагогика», «педагог» возникли в Древней Греции и в переводе обозначали «детовождение», «провожатый детей», наставник.
Со временем педагогическая деятельность превратилась в неотъемлемую часть общественной жизни. Более того, результаты этой деятельности определяют уровень общественного развития. Все мы слышим громкую фразу о людях, вступивших на нелегкий, по благородный путь воспитания подрастающего поколения. Однако необходимо ясное понимание тех профессиональных качеств, без которых труд педагога становится если и «героизмом», то вынужденным и вымученным. Л ошибки педагога, его недоработки оборачиваются для общества неизмеримыми потерями, которые, увы, проявляются уже за пределами учебного заведения.
В учебных заведениях НПО педагогами являются мастера производственного обучения (далее мастера). Многолетняя практика и опыт работы системы ПТО подтверждают, что от мастера во многом зависит, каким будет результат и профессионального, и личностно-нравственного формирования будущего специалиста.
Основными видами профессиональной деятельности
мастера профессионального
- обучение профессиональным
- постоянное
сотрудничество с родителями по вопросам
обучения
и воспитания, проведение в необходимых
случаях просветительно-
педагогической работы с родителями;
При этом мастер производственного обучения может также адаптироваться к таким видам профессиональной деятельности, как:
в соответствии с профилем подготовки
В части общекультурной образованности мастер профессионального обучения отвечает следующим требованиям:
В части владения методами учебно-познавательной деятельности и профессиональной компетентности отвечает следующим требованиям:
Обязанности мастера определены соответствующими документами, тарифно-квалификационными характеристиками и могут быть дополнительно оговорены в заключенном с администрацией трудовом договоре (контракте). Особую значимость приобретают те из них, которые прямо связаны с учебным процессом.
Мастер производственного
Учебная деятельность мастера складывается из подготовки к занятиям и их проведения. При этом имеется в виду не только подготовка к предстоящему уроку или продумывание, планирование и своевременное обеспечение всего необходимого для одного учебного дня. Подготовка к занятиям должна производиться еще до начала учебного процесса. Естественно, ее содержание различно для опытного и начинающего педагога, но этот этап работы обязателен для каждого.
Подготовка мастера к занятиям непременно должна включать следующие стадии:
3) подготовка к очередному занятию (уроку) - оперативное планирование.
Отметим особо: если свою нагрузку на следующий учебный год педагог знает до начала занятий, то с контингентом группы, где ему предстоит работать, может быть и не знаком. В таких случаях опытный мастер включает в первую стадию подготовки к занятиям ознакомление с личными делами и медицинскими картами учащихся. Эта информация будет очень важна для выбора правильного тона в будущих взаимоотношениях с учащимися. Понятно, что дальнейшие контакты значительно пополнят эти сведения, но начинать знакомство с группой следует с названных документов.
На первой стадии подготовки мастеру необходимо выяснить, не произошли ли изменения в учебных планах . и программах, тщательно изучить документы Государственного стандарта НПО на профессию. Государственным стандартом НПО разработана модель учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93).
Все учебные планы УНПО должны быть разработаны с учетом стандартов по профессиям (согласно перечню профессий ОСТ 9 ПО 01.04 94). При необходимости такая работа осуществляется творческой группой преподавателей и мастеров.
Внимательное изучение квалификационной характеристики позволяет мастеру лучше уяснить, что должен знать и уметь будущий специалист, а следовательно, поможет согласовать общие профессиональные требования с определением круга предстоящих конкретных действий учащихся.
Анализируя учебную программу, перечень включенных тем, их содержание, мастер при необходимости может произвести разбивку на подтемы или, если сочтет целесообразным, перестановку изучаемых тем -ради более продуктивной и последовательной связи занятий.
Следующим шагом на этой стадии подготовки является определение учебных объектов труда. Качество выполнения обучающимися (выпускниками) учебно-производственных работ и производительность их труда при этом являются важнейшими критериальными показателями и качества самого практического (производственного) обучения. Именно по ним определяется главное - уровень подготовленности в соответствии с требованиями Госстандарта. Поэтому перечень учебно-производственных работ ввиду особой значимости этого документа - обычно составляется при обязательном участии заместителя директора по учебно-производственной работе и (или) старшего мастера.
Желательно, чтобы учебные объекты имели производственную ценность. Это обстоятельство имеет важное учебно-воспитательное значение. Всегда ценно, когда учащиеся знают: их детали не «бросовые», а пойдут в дело. И еще. Опытные мастера в перечнях учебных работ резервируют дополнительные объекты. Здесь два соображения: мастер сможет дифференцировать работы с учетом возможностей ученика или заменять работу в случае возникших проблем с материалами по основному объекту.
Далее необходимо решить круг вопросов, связанных с обеспечением на планируемую перспективу учебного процесса материалами и инструментами. При необходимости - принять меры по составлению заявок на недостающее.
Мастер должен продумать и оценить
наличие учебно-технической
На основании всей этой информации и предварительной работы мастер составляет перспективный план на год или полугодие (по собственному выбору). Структура и содержание перспективного и оперативного планирования во многом определяются конкретными условиями, но многолетний опыт показывает их необходимость.
Следующий планирующий документ - план производственного обучения группы — разрабатывается на месяц и устанавливает конкретное содержание заданий для учебной группы и последовательность их выполнения. В учебную деятельность мастера входит аналогичная подготовка к преподаванию отдельной темы и проведению конкретного занятия. Далее будут раскрыты особенности организации учебной работы непосредственно на производстве. Здесь же мы хотим подчеркнуть: сознательное глубокое проникновение молодого преподавателя в содержательные и организационные особенности учебной работы покажет ему, что планирование - не досадная формальная обязанность, а залог успеха в его непростом труде.
Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения