Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.90 Кб (Скачать файл)

С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную  и словесную наглядность.

Предметная наглядность в профессиональном обучении предполагает непосредственное восприятие натуральных производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.). приемов работы и т.п.. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов. Под словесной наглядностью, понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные, можно сказать, зримые представления. О методике использования словесных методов также будет рассказано далее.

Необходимо при этом учесть, что  даже оптимальное использование  принципа наглядности не должно вытеснять  на уроках словесно-логические средства обучения.

Принцип систематичности  и последовательности. Успех любой  деятельности и решающим образом зависит от систематичности в достижении поставленной цели. Особенно это важно при обучении специалистов. Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении с тем чтобы учащиеся последовательна овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило относится как к урокам, так и к внеклассной работе. И хотя данный принцип находит отражение в структуре программ обучения, учебной и методической литературе, педагогу профессионального обучения следует и самому при подготовке к занятиям и их проведении руководствоваться такими правилами:

I) при изучении конкретного раздела программы необходимо расчленить материал по урокам, стараясь сделать эти «порции»равномерными;

2)   важным условием успешности  в ознакомлении учащихся с  новым материалом является     предварительное     определение    достигнутого     ими уровня знаний систематическое использование этих знании:

3) очень важно на каждом занятии  установить его. так сказать, содержательный центр и на его фоне, в связи с ним выстраивать систему практических действий, приобретения знаний и умений:

4)   с    первых    занятий    по    специальности    нужно    приобщать   учащихся    к самостоятельной   работе,   стремясь   создавать   ситуации,   когда   они   сами   определяют пробелы в своих знаниях и стараются восполнить их.

Следует отметить. что осуществление принципа систематичности и последовательности требует и от самого педагога систематической подготовки к урокам, тщательного анализа темы каждого занятия, осуществления постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения. При таком подходе больше вероятности того, что работа будет действительно успешной.

Принцип доступности и посильности. Еще Я. А. Коменский. который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила:

  • в обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо:
  • в обучении следует переходить от легкого к более трудному;
  • в обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному;
  • нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и «продвину гости» отдельных учащихся в учебе.

Строгое соблюдение дидактическою  принципа доступности и посильности - залог успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от возрастного уровня и направленности. Предъявление к  учащимся непосильных для них  требований подрывам их веру в собственные  силы и снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические  барьеры на пути достижения целей  образования. Но и слишком низкий уровень требований отбивает интерес  к самому процессу обучения, не мобилизует потенциал учащихся.

Педагог профессионального, обучения может, умело дозируя материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно  приучая учащихся к их преодолению. Но для этого ему необходимо хорошо знать своих учеников, уметь оценивать  их уровень работы, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеет

В УНПО всегда довольно высок процент  учащихся, нуждающихся в индивидуализации содержания и темпа обучения. Мастеру  приходится сталкиваться со случаями, когда у некоторых нарушена координация  движений, затруднено восприятие. Где  выход? В гуманистическом подходе  к каждому ученику. В обучении специальности главное не «план», не «вал»: цель - по возможности оптимальные  результаты в обучении реального  ученика, наиболее полное раскрытие  его способностей.

Принцип сознательного и активного  участия учащихся в процессе обучения ныне утвердился в дидактике. Бывало, что учитель рассматривался в качестве «центральной фигуры», а от учеников требовалось, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал. Были и периоды, когда выдвигались идеи максимальною ограничения активности учителя на уроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении ими различных заданий. Хотя такой постулат и назывался «прогрессивистским», на деле он резко снижал роль педагога-наставника, что вряд ли можно считать прогрессивным.

Современная педагогика при разработке принципа сознательного и активною участия учащихся в процессе профессионального обучения выработала целый ряд дидактических правил. Мы приводим здесь заслуживающие особого внимания.

1. Педагог должен знать индивидуальные  пристрастия учащихся и развивать  их таким образом, чтобы во  все большей мере учитывались  объективные потребности общества.

Следование этому правилу позволяет  добиться осознания, прежде всего самим  учеником, как частных, так и общих  целей и задач обучения. Когда  занятие по специальности строится для ученика интересно, а решение  проблемы выбирается им самостоятельно, то формируются ценностные мотивы отношения  к учебе. В результате программные  цели становятся для учащихся своими собственными, что безусловно содействует их достижению.

2. Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие умения анализировать. В мире технических творческих сдач, окружающих человека па каждом шагу, нет и не может быть полного перечня всех вариантов решений. Следовательно, поиск ответа в каждой отдельной ситуации,  особенно производственной, сводится к сопоставлению, анализу, проведению аналогий с уже опробованными на практике решениями с пополнением теоретических знаний. Научить принимать самостоятельное решение можно лишь в ситуациях, заставляющих самостоятельно мыслить. При этом ученик узнает о своих возможностях и о том, как их реализовать. Опыт показывает: удовлетворение от успеха, достигнутого засчет собственных усилий, способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.

3. Учитель должен создать  условия, содействующие приобщению  учеников к коллективным формам  работы. Во-первых, есть возможность  объединения учащихся по принципу генератор-аналитик. Сотрудничество в решении различных задач представляет очень ценное завоевание современной школы. Ведь человеку в коллективных видах деятельности а таких большинство приходится участвовать в распределении обязанное гей. координации индивидуальных усилий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других. Все это, став привычным уже в процессе обучения, сформирует определенные социальные и нравственные позиции, представления о нормах у будущих активных членов общества.

Принцип прочности знаний учащихся применительно к профессиональной подготовке важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог С.А.Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависят от отношения личности к информационному материалу.

Когда будущий рабочий с первых же занятий отсылается к справочной таблице и это становится нормой, то приобретенное качество станет неоценимой профессиональной чертой.

Принцип связи теории с  практикой, обучения с жизнью сегодня  обретает новую интерпретацию.

Органическое единство теории и  практики вытекает из самого содержания и требований государственного образовательного стандарта на изучаемую профессию, из построения учебного плана. В этих нормативных документах названный  принцип заложен в основу достижения результата обучения.

Принцип научности обучения. Преподаватель специальных и  общетехнических .дисциплин, мастер производственного обучения поставлены в ситуацию, когда, с одной стороны, они не могут не учитывать возрастные особенности аудитории, а е другой не должны отходить от принятых научных и технических определений.

Грамотно использовать принцип  научности сможет только высококомпетентный педагог. Именно такой специалист просто, понятно и доступно объяснит сложную  технологическую ситуацию, приведет наглядные примеры и ясные  доводы. При этом нельзя допускать  употребления устаревших терминов или  производственно-бытовой лексики. Вот почему специфика профессиональной деятельности педагога НПО гребует основательной политехнической подготовки.

Принцип оперативности знаний учащихся. Необходима целенаправленная деятельность но обучению будущих рабочих умению пользоваться полученными знаниями. Это достигается полнее всего в творческой деятельности. Появляется умение четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, а затем выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач: от мозгового штурма (брейнсторминга) до теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы производственного обучения

Профессиональная компетентность преподавателя (мастера производственного  обучения) заключается не только в  совершенном владении своим предметом. Огромную роль в учебном прогрессе  играет умение педагога четко, логично  и доступно изложин, материал, достичь  сотрудничества на занятии, найти оптимальные  пути общения с учащимися и  организации их деятельности.

Метод (methodos) по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы педагога сучащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Общие понятия о методах производственного  обучения и их классификация сложившаяся па сегодня система методов обучения образовалась не сразу. При индивидуальном обучении, которое, как мы помним, опережало групповое, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими непосредственно в ходе производства. С появлением школ стали доминировать методы словесные.

Американский педагог Кларк  Керр выделяет четыре «революции в  области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в дополнении четного слова письменным. Третья революция связана с введением в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся - с частичной автоматизацией и компьютеризацией дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды  развития образования тем или  иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика доказала, что пи один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагогики выделяет методы по своим критериям. Однако многие ученые принимают как адекватную классификацию отечественных дидактов Крутецкого В.А., Недбаевой С.В.. Эти авторы выделяют следующие четыре класса методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный  (репродуктивный) метод. Традиционно урок по такому методу всегда сводился к объяснению учебного материала мастером и восприятию этого материала учащимися в  виде репродуктивной деятельности (от лат. reproductio воспроизведение, повторение). Репродуктивный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод ориентирован в основном на организацию поисковой  деятельности учащихся. Такое обучение заключается в проблемном изложении  учебного материала, в создании поисковых ситуаций, благодаря чему учащимися приобретаются навыки самостоятельности, логического мышления, анализа, усваиваются приемы решения творческих технических задач.

Частично-поисковый, или эвристический, метод сочетает эвристическую беседу со значительной долей самостоятельной  работы учащихся, предоставляет обучаемым  возможность принять участие  в работе на отдельных этапах исследования. При этом они отрабатывают навыки использования приемов интеллектуальной деятельности гля самостоятельного решения проблем на определенных моментах производственно-технического процесса.

Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения