Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.
Письменный контроль включает контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированные письменные работы.
Устный и письменный виды контроля педагог может использовать как на каждом занятии, так и периодически.
Выполнение проверочных
Программированное обучение нередко называют новацией нашего времени на самом деле оно в виде элементов дошло к нам от Сократа, Декарта и Я. А. Коменского. В 1920 г. польский педагог Станислав Тренбицкий запатентовал «устройство, облегчающее учебу без посторонней помощи», опередив на несколько лет аналогичную работ) американского психолога С. Л. Пресси. В настоящее время программированное обучение заняло свое место в целостной системе учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Основной причиной доводов в его пользу является возможность индивидуализации темпа и содержания обучения, что очень важно. Программированный контроль может быть безмашинпым и машинным. В последнем случае используют как дидактические машины (экзаменаторы тина КИСИ и др.), так и компьютеры, все более обогащающие процесс обучения и контроля.
Опрос целесообразно проводить по карточкам-заданиям разных типов. Ниже приводится несколько вариантов, которые могут быть использованы при производственном и теоретическом обучении. Следует лишь сказать, что в зависимости от целей, которые выдвигает педагог, карточки-зала ни я в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.
В последнее время применяют стандартизированные задания, все чаше принимающие тестовую форму, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Все известные в теории и на практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы:
1. задание с выбором правильного ответа (варианты готовых ответов предлагаются):
2. задание открытой формы, без готового ответа (испытуемый вписывает свой вариант в отведенное для этого место);
3. задание на установление
соответствия, в котором элементы
одного множества требуется
4. задание на установление правильной последовательности (алгоритма действий) операций, процесса и т. п.
Тесты при сопровождении их иллюстрациями могут быть не только контролирующими, но и обучающими. Многие из них. имеющие словесную, знаковую. числовую, зрительно- пространственную форму (схемы, рисунки, графики, таблицы и т.п.). могут быть применены в компьютерном варианте. Педагог профессионального обучения обязан неуклонно придерживаться правила: критерии оценок для всех учащихся, отвечающих по карточкам-заданиям или выполняющих тесты, должны быть одинаковыми.
Методы активизации учебной деятельности
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения.
Для активизации учащихся следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых им передаются готовые знания в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решении содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.
Среди многих форм активизации учащихся остановимся на нескольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях. Это - использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры.
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения.
Коллективные методы поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрить на занятиях производственного обучения, известны давно и довольно эффективны. Их применение достаточно оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе, и умение прорабатывать совместно задачи, треб) ющие решений, важно для будущего.
Немаловажным представляется тог факт, что основным методом решения задач является дискуссия. Правильно организованная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях. уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Наиболее легко реализуемые варианты коллективных поисков решений на занятиях мозговой штурм (применяют и английское название «брейнсторминг») во всех его вариантах (прямая мозговая атака, обратная мозговая атака и т.д.). Если педагог профессионального обучения (мастер) ознакомится с очень несложными основными правилами организации и проведения таких занятий, то они будут неизменно привлекательны и интересны для учащихся.
Кроме этого, методы генерации идей,
способные подвести учащихся к выходу
на оптимальное решение проблемы,
можно реализовать в гак
Характеристика, особенности и применение методов сообщения учащимся учебного материала на уроках теоретического обучения
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
(преподавателя, мастера) |
|
Словесные методы | |
Устное изложение учебного материала | |
Целевая установка, изложение учебного |
Слуховое восприятие |
материала (рассказ, объяснение, лекция). |
(слушание) и осмысление |
подведение итогов) |
учебного материала. |
сооощаемого педагогом | |
Беседа (вопросно-ответный метод) | |
Целевая установка, постановка |
Продумывание ответов |
вопросов к учащимся, ответы на |
(припоминания, сравнения. |
вопросы учащихся, подведение итогов |
сопоставления, анализ, синтез |
и т.п.) и устные ответы на | |
вопросы педагога. Вопросы к | |
педагогу | |
Работа с текстом книги | |
Целевая установка, определение |
Чтение и осмысление текста |
содержания задания и порядка |
книги, выполнение задания |
работы учащихся, руководство |
(запоминание, сравнения. |
работой учащихся, контроль |
сопоставления, выделение |
и подведение итогов |
главного, систематизация, |
воспроизве-дение. ответы на | |
контрольные вопросы. | |
конспектирование): | |
а) под руководством педагога; | |
б) самостоятельно | |
Наглядно-демонстрационные методы | |
Демонстрация (наглядных пособий, видеофильмов, слайдов, опытов, | |
трудовых приемов) | |
Целевая установка, определение |
Зрительное восприятие |
задания, управление техническими |
(рассматривание) |
средствами, практическое выполнение |
показываемого в целом и по |
опытов, трудовых приемов и т. п. |
частям, сравнения. |
сопоставления, выделение и | |
усвоение главного. | |
обобщения и т. п. Ответы на | |
вопросы педагога | |
Самостоятельные наблюдения учащихся | |
Целевая установка, определение |
Наблюдение объектов. |
объектов наблюдения, руководство |
явлений, действий в целом и |
наблюдениями учащихся, подведение |
по частям, сравнения. |
итогов |
сопоставления, выделение |
главного, обобщения и т. п. | |
Ответы на вопросы педагога | |
Практические методы | |
Упражнения | |
Деятельность педагога (преподавателя, мастера) |
Деятельность учащихся |
Целевая установка, постановка |
Выполнение заданий: |
проблемы, определение содержания и |
а) под руководством |
порядка работы учащихся |
педагога; |
(формирование ООД), техническое |
б) по письменной |
обслуживание, руководство работой |
инструкции; |
учащихся, контроль, подведение итогов |
в) по алгоритму; |
г) самостоятельно | |
Лабораторно-практические работы | |
Целевая установка, определение |
Выполнение заданий. |
содержания и порядка работы |
обработка результатов. |
учащихся, управление техническими |
формулирование выводов: |
устройствами, руководство работой |
а) под руководством |
учащихся, контроль, подведение итогов |
педагога: |
б) по письменной | |
инструкции; | |
в) самостоятельно |
Урок как основная форма организации профессионального обучения
Классно-урочный вариант
Являясь достаточно экономичной, создающей
возможности для коллективной работы
с ее духом состязательности, что
имеет воспитательное значение, эта
форма все же не безукоризненна.
К числу ее основных недостатков
(а в профессиональном обучении это
особенно четко обнаруживается) относится
однородность обучения, сужающая возможности
индивидуализации учебно-воспитательной
работы. Вот почему мы подчеркивали
важность использования инновационных
личностно ориентированных
Основные типы уроков и их особенности
Урок является основной формой организации учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обучения имеют свою специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.
Во-первых, занятия по производственному
обучению имеют большую
Во-вторых, занятия по производственному обучению требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это - непременное условие вне зависимости от темы занятия, так как применяемые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелости их использования обучаемыми.
В-третьих, само построение занятий по производственному обучению, предполагая значительную долю самостоятельности со стороны учащихся, требует от мастера усиления контроля над всеми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типичных ошибок в действиях учащихся до предотвращения возможной травмы.
Имеются и другие особенности, характерные только для занятий по производственному обучению, в частности - по организационным формам.
Вместе с тем к каждому
занятию предъявляются
1.Единство его учебной и воспитательной сторон;
2.Соответствие материала занятия учебной программе;
3.Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии;
4.Правильный подбор учебного материала, его доступность для обучаемых;
5.Целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура занятия производственного обучения.
Основной целью
В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:
3. урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);
4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока - повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
5. комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
6. совмещенный (так называемый бинарный) урок, - педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.
У каждого типа урока имеются различия по построению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как правило, включает:
1) организационно-
Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения