Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
- проведение общей диагностики,
т.е. постановка задач,
- проведение специальной
диагностики по каждой из
- построение выводов,
на основе которых делается
заключение. Применительно к многодетным
семьям технология социальной
диагностики имеет очень
Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики:
-принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц;
-принцип научной
-принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию;
-принцип объективности.
Выводы исследования должны
-принцип эффективности.
Не следует предлагать
В работе с многодетными семьями определенную позицию занимает
технология социальной терапии,
как целенаправленный процесс практического
воздействия соответствующий
Известны 4 основные модели психотерапии:
- психотерапия как метод
лечения, т.е. воздействие на
соматическое и психическое
- психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);
- психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).
Одним из
направлений социальной
Данные исследования
социального статуса
Также можно отметить следующие
направления социальной профилактики
в отношении многодетных семей:
- превентивная работа, направленная
на предотвращение или
- необходимо помогать
строить отношения в семье,
уметь взаимодействовать с
-необходимо выделить
в работе с многодетными
В работе с многодетной
семьей социальному работнику
В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.
Семья на современном этапе
развития находится в состоянии
кризиса, порожденного социально-экономическими,
общественными условиями, сменой ценностных
ориентаций и приоритетов в отношении
семьи как социального
Выводы по главе 1
Таким образом, из данной главы
можно сделать следующие
Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семья в современном российском
обществе является важнейшим социальным
институтом, поэтому существующие проблемы
обуславливают необходимость
Семья представляет собой
систему социального
Значительная часть
Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть общей системы социальной поддержки населения. Как правило, наиболее значительными для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях.
Рассматривается общее содержание основных технологий работы социального педагога с семьей, что позволяет более подробно определить специфику их применения в работе с многодетной семьей.Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике.В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.
Также существенное значение в системе технологий работы социального работника с многодетными семьями занимает социальная адаптация. Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.
В работе с многодетными семьями также определенную позицию занимает технология социальной терапии, как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующий государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальной действительности, тесно связанный с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику.
Также можно отметить следующие
направления социальной профилактики
в отношении многодетных семей:
- превентивная работа, направленная
на предотвращение или
- необходимо помогать
строить отношения в семье,
уметь взаимодействовать с
-необходимо выделить
в работе с многодетными
Одной из успешно применяемых технологий работы социального работника с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.
Глава 2. Анализ практической социально-педагогической помощи многодетным семьям
2.1 Этапы деятельности с многодетной семьей
Любая деятельность социального педагога начинается с изучения и анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно организовать работу. В передовом педагогическом опыте можно обнаружить много форм и интересных подходов в работе школы в помощь многодетным семьям. Многодетные семьи являются самыми незащищенными и требуют к себе особого внимания и поддержки общества. С каждым годом количество многодетных семей значительно снижается, так же и снижается количество детей в таких семьях.
Целью исследования является: изучение социально-педагогических и психологических особенностей современной многодетной семьи, а также определение приоритетных направлений работы школьного социального педагога с многодетной семьей.
Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей