Основы работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Розы.docx

— 164.14 Кб (Скачать файл)

- проведение общей диагностики,  т.е. постановка задач, выделение  состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных)  параметров ситуаций, выбор методов  диагностирования;    

- проведение специальной  диагностики по каждой из взятых  для углубленного исследования  проблем, измерение и анализ  всех необходимых показателей;            

- построение выводов,  на основе которых делается  заключение. Применительно к многодетным  семьям технология социальной  диагностики имеет очень важное  значение, поскольку вычленение  и углубленное изучение основных  проблем каждой конкретной семьи  обуславливает дальнейшую эффективность  социальной работы с данной  категорией семей. 

Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики:     

-принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц;        

-принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными; 

-принцип ненанесения ущерба.  Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию;        

-принцип объективности.  Выводы исследования должны делаться  на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны  зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.         

-принцип эффективности.  Не следует предлагать человеку  такие рекомендации, которые по  итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным  или непредсказуемым последствиям [23,с.145].Социальная адаптация занимает существенное значение в системе технологий работы социального работника с многодетными семьями. Рассмотрим общие положения социальной адаптации. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи.            

В работе с многодетными семьями определенную позицию занимает

технология социальной терапии, как целенаправленный процесс практического  воздействия соответствующий государственных  структур, общественных организаций  и объединений на конкретные формы  проявления социальных отношений или  социальной действительности, тесно  связанный с психотерапией, в  которой используются методы воздействия  на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов.

Известны 4 основные модели психотерапии:

- психотерапия как метод  лечения, т.е. воздействие на  соматическое и психическое состояние  клиента (медицинская модель психотерапии; - психотерапия как метод манипулирования,  носящий характер инструмента  и служащий целям общественного  контроля (социологическая модель);                   

- психотерапия как метод,  приводящий в действие процесс  научения личности (психологическая  модель);        

- психотерапия как комплекс  явлений, возникающих в ходе  взаимодействия между людьми (философская  модель).

     Одним из  направлений социальной терапии   является семейная терапия, направленная  на коррекцию психологических  стереотипов, преодоление повышенной  конфликтности, неблагоприятного  эмоционального климата в семьях  разных категорий (в т.ч. и  многодетных).

  Данные исследования  социального статуса многодетных  семей позволяют рассмотреть  целесообразность стимулирования  многодетности сверх определённого  предела, о выработке критериев  и параметров здоровой многодетной  семьи, о путях и способах  её поддержки, включая пропаганду  рациональных жизненных установок.  Следует интенсифицировать помощь  на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья  не перешла ещё в разряд "проблемных". Распространение принципов и  стереотипов ответственногородительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне [17,с.167].

Также можно отметить следующие  направления социальной профилактики в отношении многодетных семей:     

- превентивная работа, направленная  на предотвращение или профилактику  проблем, которые могут нарушить  нормальную жизнь семьи;

- необходимо помогать  строить отношения в семье,  уметь взаимодействовать с членами  семьи, строить отношения в  семье при отсутствии одного  из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность  за нормальную жизнь семьи;   

-необходимо выделить  в работе с многодетными семьями  два вида услуг: поддерживающие  услуги (для семей, которые еще  могут справиться со своими  проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут  справиться со своими проблемами  и им необходимо помочь).  

В работе с многодетной  семьей социальному работнику необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения  их внимания к проблемам детей  в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут  выступать лектории, конференции  для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный педагог должен помнить, что многодетная семья имеет  как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с  ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных  сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные  силы для их разрешения.   Социальный работник является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные  органы власти, неправительственные  организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия  работы родителя). Одной из успешно  применяемых технологий работы социального  работника с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это  квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с  целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.

В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

Семья на современном этапе  развития находится в состоянии  кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении  семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки  и защиты семьи. Многодетные семьи  являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей  социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная  политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в  первую очередь должна быть ориентирована  на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области. В связи  с этим, представляется возможным  изучить технологии работы социального  педагога с многодетной семьей в  условиях общеобразовательного учреждения для глубокого анализа проблем  данной категории семей и выработки  практических рекомендаций для социального  педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Таким образом, из данной главы  можно сделать следующие выводы.

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве  малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества.

Семья представляет собой  систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального  института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия  для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические  проблемы, связанные с многодетной  семьей, так и практические вопросы  социальной работы с этими семьями.

Значительная часть многодетных  семей (объективно более слабых, чем  другие многодетные) не просто нуждается  в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное  обеспечение: отягощенность их социальными  проблемами столь велика, а трудовой потенциал столь незначителен, что  надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе.

Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть  общей системы социальной поддержки  населения. Как правило, наиболее значительными  для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи  испытывают в денежных пособиях.

Рассматривается общее содержание основных технологий работы социального  педагога с семьей, что позволяет  более подробно определить специфику  их применения в работе с многодетной  семьей.Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике.В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Также существенное значение в системе технологий работы социального работника с многодетными семьями занимает социальная адаптация. Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

В работе с многодетными семьями также определенную позицию занимает технология социальной терапии, как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующий государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальной действительности, тесно связанный с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику.

Также можно отметить следующие  направления социальной профилактики в отношении многодетных семей:     

- превентивная работа, направленная  на предотвращение или профилактику  проблем, которые могут нарушить  нормальную жизнь семьи;

- необходимо помогать  строить отношения в семье,  уметь взаимодействовать с членами  семьи, строить отношения в  семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи;   

-необходимо выделить  в работе с многодетными семьями  два вида услуг: поддерживающие  услуги (для семей, которые еще  могут справиться со своими  проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут  справиться со своими проблемами  и им необходимо помочь).  

Одной из успешно применяемых  технологий работы социального работника  с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ практической социально-педагогической помощи многодетным  семьям

2.1 Этапы деятельности с многодетной семьей

Любая деятельность социального  педагога начинается с изучения и  анализа ситуации и проблем, которые  ее характеризуют. Без этого невозможно успешно организовать работу. В передовом  педагогическом опыте можно обнаружить много форм и интересных подходов в работе школы в помощь многодетным  семьям. Многодетные семьи являются самыми незащищенными и требуют  к себе особого внимания и поддержки  общества. С каждым годом количество многодетных семей значительно  снижается, так же и снижается  количество детей в таких семьях.

Целью исследования является: изучение социально-педагогических и психологических особенностей современной многодетной семьи, а также определение приоритетных направлений работы школьного социального педагога с многодетной семьей.

Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей