Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.

Содержание

Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников

2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом часть 1.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Продолжая исследовательские  традиции Виноградова Г.С., Мельников  М.Н. в 1970 году опубликовал большую  теоретическую работу “Русский детский фольклор Сибири”. В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л.,  “Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в обработке Агафонникова, ряд других работ.

К народному песенному  творчеству принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее). Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.

Причина подобной долговечности  лежит в самой природе музыкального фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что народное песенное творчество   является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен пение сопутствовало человеку, было для него естественной необходимостью, формой выражения чувств. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.

Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного искусства в семье  и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Н.А. Ветлугиной4. В последние годы исследователи народного песенного творчества активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся” корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть крупнейшую роль”

Таким образом, великие  мысли русских просветителей остаются весьма актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих, созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в первую очередь – подрастающему поколению.

 

1.2. Классификация  и терминология детского народного  песенного творчества в этнопедагогике

 

Народное песенное творчество для детей является частью детского музыкально-поэтического фольклора. Собирание  и изучение музыкального фольклора  на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. Детские песни записывались П.А.Бессоновым, П.В.Шейном, А.Можаровским, Х.Лопоревым, А.Марковым,   И.Нечаевым   и другими собирателями. Детские песенки отличаются разнообразным по содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения.

 Вплоть до советского  времени никто из исследователей  даже не пытался осмыслить  предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место.

Большинство ученых к  детскому песенному фольклору относят  не только то, что бытует в детской  среде (колядки, веснянки, заклички, игровые песни), но и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

По мнению М.Н.Мельникова в детском музыкальном  фольклоре  находится ключ к пониманию возрастной психологии,  детских художественных  вкусов, детских творческих  возможностей. Между детским музыкальным фольклором и взрослым исследователи не проводят четкой грани, утверждая, что многие произведения могут быть в равной  степени отнесены и к тому и к другому. Например,   ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Княгини, мы по вас пришли», «В хороводе были мы» и др.) без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Весь детский музыкальный фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Таким образом, «детский  музыкальный фольклор представляет   собой   специфическую   область   народного песенного творчества,  объединяющую мир детей и мир  взрослых. Включает   целую   систему   поэтического   и   музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских  песнях и играх воспроизводятся  время и события, давно потерянные памятью народа» (М.Н. Мельников). Детский  фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Разрабатывая классификацию  традиционного детского музыкального творчества, ученые опирались на классификации  музыкального фольклора, предложенные Г.С.Виноградовым и О.И. Капицей.

И.О.Капица теоретически обосновала  принадлежащее П.А.Бессонову деление детского фольклора   по   возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила  материнскую поэзию. О.И.Капица  учитывала  не  только   возрастную   градацию носителей   детского фольклора, но   и   генезис   поэзии Генетического принципа (поэзия взрослых для детей, выпавшая из фольклора взрослых и усвоенная детьми, а также собственное творчество детей) придерживается и В.П.Аникин.

Против этого решительно   выступал Г.С.Виноградов. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора взрослых. Г.С.Виноградов выделял пять основных  разделов  детской народной поэзии, положив в  основу этой классификации  бытовое назначение:

  1) игровой фольклор,

  2) потешный фольклор,

  3) сатирическая лирика,

  4) бытовой фольклор,       

  5) календарный фольклор.

Наиболее универсальна классификация М.Н.Мельникова, опирающаяся на   открытия Г.С.Виноградова, но учитывающая принцип возрастной градации детей и некоторые другие положения О.И.Капицы.

Поются песни соло, хором, просто так и в припляс.

 Все детские песенки  М.Н.Мельников делит на четыре  основные   группы:

1)   песни   диалогические, 

2)   песни кумулятивные,

3) песни с припевом,

4) песни-перегудки.

Диалогические - песни, построенные  в форме вопросов и ответов  или взаимных реплик, поочередно произносимых:

- Коза, коза,

- Лубяные  глаза,

- Где ты  была?                                      

- Коней стерегла.

- А где  кони?

- Они в  лес ушли 

-  А где  лес?

- Огнем сгорел…и  т.д.

Популярность диалогических  песен объясняется тем, что детям, имеющим ограниченный словарный запас, ближе и понятнее лаконичная прямая речь, тем, что диалогический стих динамичен, действие  в них развивается стремительно:                      

Иван, Иван,                             

Что ты делаешь?                

 Да-ли, гой-да!

 Косы треплю 

Да-ли, гой-да!.

 На что  тебе косы?                  

Да-ли, гой  – да

Сено косить … и т.д.

 Кумулятивные песни  - это незамысловатые сказки в  стихах, или, по определению Можаровского, сказочные песенки. Основным признаком  этих песен является постепенное, даже замедленное развитие сюжета по мере накопления новых образов и многократного их повторения:

  Было у  вдовушки 

   Восемь  дочерей. 

  Стала  их вдовушка 

  Замуж  отдавать:

  Дает первой  дочери

  Быка да  козла,

  Доморощенные.

 

Повторяются пять первых стихов, и появляется очередное наращивание:

... Дает другой  дочери 

Два быка,

Два козла,

Доморощенные.

Произведения этой группы имеют стройную композицию. Некоторые  из них достигают внушительных размеров. Песня «Пошел козел за лыками»  из сборника П.А.Бессонова, например, имеет 130  стихов. Они,  как правило,  заимствованы  из материнских прибауток или скоморошин. Детские нововведения не подвергли эти произведения существенному изменению. Переделка шла по пути замены непонятных слов, сложных предложений. Дети любят подражать  крику (пению)  птиц, животных, насекомых, звучанию музыкальных инструментов (рожок, балалайка), дают своеобразную звуковую трактовку многим предметам и явлениям. Но у детей нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, отсюда стремление к повторам, к звукоподражаниям («ай-дуду-дуду», «туру-туру и пр.).

Песни с припевом - не однородны. Иногда припев по смыслу связан с текстом песни:

Я поставлю кисель  

Дурен, дурен  мой кисель, 

На вчерашней, на воде:      

Дурен, дурен, не хорош.

 

Во всем тексте без  труда улавливается логически-смысловая  связь припева с текстом, т.е. припев является лейтмотивом песни. Но нередко  дети, перенимая от взрослых ту или  иную песню, привносили в нее индифферентный по отношению к смыслу припев.   Образец   песни   с   таким   припевом   публикует А.Н.Соболев:

Посадил дед  редьку 

Дулась, дулась, перевернулась,

Ни часту, ни редьку.       

Перевернулась передом:

У Анюты плохой дом.

Выросла редька,

Ни часта, ни редька...          

    Припев.  И т.д

Здесь поэтический каламбур, совершенно не связанный с текстом  песни, имеющий другой размер, иную мелодию, используется детьми в качестве припева. Распространен был припев, дающий звучную музыкально-словесную  орнаментовку повторением последнего слова строфы целиком и частями:

 Рубить, казнить комара,       

 Комара, мара, мара…

Рубить, казнить  комара,

Комара,Комара,

 Песенки - перегудки  - имеют стройный сюжет или  дают образные, картинные описания. В них наиболее полно проступают сатирические и юмористические элементы. Четкость ритма, звучность рифмы, богатство аллитераций присущи почти всем перегудкам:

Ти- та-та, ти-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки насейте -                              

Пирожки затейте,                            

Пирожки на  дрожжах,

Не удержишь на вожжах;

    Положили  гущи,

    Они  еще пуще,

    Поставили  на чело -                  

Не осталось ничего.

Большинство перегудок  заимствовано из фольклора взрослых. Дети насытили песенки-перегудки звучными, близкими художественному детскому вкусу словосочетаниями.

Поэзия пестования - удивительно  тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Понятие «народная педагогика»  значительно шире  понятия  «материнская  поэзия», оно  включает  всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.

Следующая классификация Науменко Г опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И.. Все образцы были разделены на III раздела.

I – Календарный фольклор

II – Потешный фольклор

III – Игровой фольклор

Календарный фольклор поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Название песен, которыми убаюкивают ребенка - колыбельные –  происходит  от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать).  Отсюда же  -  колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать   (баюкать, качать, усыплять). В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи. Уже в древности люди хорошо понимали, что в первые годы жизни детский организм занят собственным формированием, что «высшие человеческие функции - отправления разума и воли - еще дремлют в зачаточном состоянии». В первый год жизни только объем головного мозга ребенка увеличивается в четыре раза. Появившись на свет, ребенок «не видит» песни, а буквально через год они радуют его, он понимает простую разговорную речь и сам произносит свои первые слова. «Уже в первый месяц жизни, - писал Г.Добряков, - ребенок проявляет музыкальные восприятия - восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь «несложная ритмическая смена звуков». И все это знал народ  - педагог.

Информация о работе Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом