Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.

Содержание

Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников

2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом часть 1.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

В  прибаутках  встречаются  и  всевозможные  междометия,  звукоподражания  самым  различным  явлениям - игре  на  дудочке  и  бубне (ай  ду-ду,  гу-ту ту), щебету  птиц (чики-чики-чикалочки);  крикам  животных,  ударам  колокола (дон-дон-дон,  дили-бом). Они  осуществляются,  в  частности,  и  посредством  слов  с  преобладанием  звуков,  сходных  со  звуковой  стороной  изображаемого  явления:

Чили, чили,  воробей,

Ты  не  клюй  конопель.

Конопель  трещит,

Воробей  пищит:

Чили,  чили, чью-чью-чью…

Здесь  писк  и  щебет  воробья  воспроизводится  путем  частого  повторения  слога «чи»  и звука «щ». Из  элементов поэтической речи  в потешном  фольклоре встречаются различные разновидности определений: Петька - петух,  Андрей - воробей,  журавль длинноногий,  Филя - простота. Сложные сравнения в детских песнях  отсутствуют,  чаще  всего,  но и  имеют  вид  образных  характеристик,  вместо  которых  не  нашлось  подходящих  сложных  слов,  например:  нос  сучком,  голова  пучком;  сам  с  вершок,  голова  с  горшок.

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения” [62,c.72].

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.

По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия. Большое место  в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что народное песенное творчество, рассматриваемое  в рамках детского музыкального фольклора, играет чрезвычайно важную роль в  воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями.

 

1.3. Развивающая роль  народного песенного творчества  в этнокультурном воспитании  дошкольника

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

Фольклор является действенным  средством воспитания национального  характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Овладение родной речью должно происходить  одновременно с обучением родному  музыкальному языку.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы. «Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

Музыкальный детский  фольклор чрезвычайно богат и  разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру  исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Детский музыкальный  фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

          Большую роль оказывает народное  песенное творчество на музыкальное  воспитание детей. В музыкальном  воспитании детей выделяются  следующие виды музыкальной   деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

        Восприятие у ребенка  и  у взрослого в силу  различного  музыкального  и жизненного опыта  не одинаково. Восприятие  музыки  детьми  раннего  возраста отличается  непроизвольным  характером,  эмоциональностью.   Постепенно,   с приобретением некоторого  опыта,  по  мере  владения  речью,  ребенок может воспринимать  музыку  более осмысленно,  соотносить  музыкальные звуки   с жизненными явлениями, определять характер  произведения.  У детей старшего дошкольного возраста с  обогащением  их  жизненного  опыта,  опыта  слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

    Различие нюансов  музыки развивается у детей  начиная с раннего возраста. На  каждом возрастном этапе наиболее  яркие  выразительные  средства  ребенок различает с помощью тех  возможностей,  которыми  он  обладает  –  движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие  музыкального  восприятия  должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

        Музыкально образовательная деятельность не существует  изолированно  от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе,  а  в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. Каждый  вид  этномузыкальной  деятельности  требует  определенных  знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные  знания  о  способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь  пению,  ребята приобретают  навыки, необходимые   для интонирования,  овладения   голосом (звукообразование,  дыхание,  дикция  и  т.д.).   В   музыкально-ритмической деятельности  дошкольники  осваивают  различные  движения   и   способы   их исполнения, что также требует  специальных  знаний:  о  слитности  характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и  его  зависимости  от характера музыки, от средств музыкальной выразительности  (темпа,  динамики, акцентов,  регистра,  пауз).  Дети  узнают  названия   танцевальных   шагов, усваивают названия  танцев,  хороводов.  Обучаясь  на игре  на  музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах,  способах, приемах игры на разных инструментах.

       Дети   проявляют   склонности   к   определенным   видам    музыкальной  деятельности. Важно заметить  и   развить  у каждого ребенка стремление  к общению с музыкой в том виде  музыкальной деятельности,  к которому  он проявляет наибольший  интерес,  в котором его   способности   реализуются наиболее  полно.  Это не   означает,   что   остальные   виды   музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать  положение психологии о ведущих видах деятельности,  оказывающих  влияние  на  развитие личности.  Если  эти  ведущие  виды  деятельности  проявились  в  дошкольном  детстве,  нужно  принимать  во   внимание  особенности  каждого  ребенка   и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на  развитие именно его способностей, склонностей, интересов.

Ребёнок дошкольного  возраста живет больше чувствами, чем  разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в  котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить  базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

Обучение детей народному  песенному творчеству должно строиться  на основе интеграции основных форм художественно-эстетической деятельности – музыкальной. песенной, танцевальной, театральной, изобразительной. Исполняя или слушая песни дети вовлекаются в сказочную игру, становятся участники музыкально-игровых и вокально-пластических композиций. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

 Игровые формы занятий  способствуют эффективному познавательному,  физическому, творческому  развитию  личности. Так, в процессе игры  ребенок познает мир, расширяет  свои познания и умения в  области музыки, поэзии. Игры, без  сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. На интегрированных занятиях изобразительной деятельности он воссоздает образы песен,  занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни  различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки.

Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую  композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют  участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует  способность к сопереживанию. Эта  способность почти утеряна современным  человеком. Люди  постепенно отучились  сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

Если раньше чувство  коллективизма воспитывалось в  пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим. Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией5 .

Для педагогики это имеет  принципиальное значение с точки  зрения воспитания чувства коллективизма  через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического  единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому  развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

Информация о работе Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом