Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного дипломного исследования заключается: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Содержание

Введение 3 – 4
Глава 1 Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников.
Речевые ошибки и причины их возникновения. 5 – 7
О классификациях речевых ошибок. 8 – 22
Изложение как вид письменных творческих работ. 23 – 27
Выводы по главе 1. 28
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников. 29 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок. 39 – 43
Выводы по главе 2. 44
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в 45 – 49 условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения. 50 – 55
Выводы по главе 3. 56
Заключение. 57 –58
Библиография. 59 – 62
Приложения. 63 – 77

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности речевых ошибок Дипломная.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

Первый вид  ошибок, который выделяют данные авторы – это ошибки в образовании (структуре) слова.

Т.А. Ладыженская  выделяет следующие виды ошибок:

а) в словообразовании (непоседка вместо непоседа);

      б) в формообразовании:

 имен  существительных  (облаки, рельса, с повидлой);

 имен прилагательных (красивше);

глагола (ездиет, хочат, оставший рубль).

М. Р. Львов называет ошибки в образовании слова морфолого-стилистическими и к ним относит:

детское словотворчество  – дети создают собственные слова  в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка (На стройке работали бетонщики, штукатурщики.);

образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного  языка (они хочут, выстрельнул);

пропуск морфем (трудящие);     

образование множественного числа существительных, употребляемых  только в единственном числе (Надо ехать без промедлений. Крышу кроют железами.).

Наиболее полная, согласно проведенному анализу, классификация ошибок в образовании слов и форм представлена в работах М. С. Соловейчик.

Согласно исследованиям  данного автора ошибки в образовании слова делятся на:

ошибки в  корне слова (ложит, подокольник, спотыкнулся);

ошибки в  приставке (заместо, вшел);

ошибки в  суффиксе (осиновик (лес), собакина конура);

смешанные ошибки (втыкана веточка (воткнута)).

Ошибки  в образовании формы слова делятся на:

ошибки в  образовании имен существительных, связанных с категориями рода, числа, падежа:

вкусная печенья, красная помидора – ошибки в незнании рода существительных;

много делов, много яблоков – ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа;

в польтах  – ошибки в образовании падежных форм несклоняемых существительных;

языки пламя – ошибки в образовании падежных форм  существительных на -мя;

послали погонь – ошибки в окончаниях в винительном падеже, в предложном падеже (в хвосту, на лбе);

 ошибки в  образовании имен прилагательных  – ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени (красивше);

ошибки в  образовании глагольных форм – в  спрягаемых формах с чередованием согласных  в корне (текет, пекет, хочут);

ошибки в  образовании форм личных местоимений:

для ее, к ей – отсутствие наращения  -н в косвенных падежах местоимений третьего лица после предлогов;

ихний – избыточное образование формы родительного падежа множественного числа местоимений третьего лица в притяжательном значении.

В работах М. Р. Львова выделяются синтаксисо-стилистические ошибки – это ошибки в структуре словосочетаний и предложений.

В данном случае М. С. Соловейчик и Т. А. Ладыженская  выделяют две группы ошибок:

ошибки в  построении словосочетаний;

ошибки в  построении предложений (простых и  сложных).

К ошибкам в структуре словосочетаний все три автора относят:

нарушение согласования (На пушистых веток ели лежит снег. Туманная утро.);

нарушение управления (удивляюсь его силой, Все радовались красотой природы. Я интересуюсь об изучении Луны.).

К ошибкам в построении предложений относят следующие ошибки:

нарушение границы  предложения (Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке.);

нарушение связи  между подлежащим и сказуемым (Птичка вылетел из клетки. Цвет  красок Шишкин применил светлые.);

ошибки в  построении предложений с причастными и деепричастными оборотами (Покатавшись на лыжах, ноги у меня замерзли. Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли.).

М. Р. Львов  в  своих работах не выделяет группу ошибок в построении причастных и  деепричастных оборотов. Ошибки, которые он относит к синтаксисо-стилистическим, другие авторы определяют уже как речевые. Т. А. Ладыженская и М. С. Соловейчик, кроме того, еще выделяют ошибки в построении предложений:

ошибки в  построении предложений с однородными  членами. По Т. А. Ладыженской это ошибки такого типа, например: «Девушка была румяной, гладко причесана».[24, 32]

М. С. Соловейчик в своих работах данный вид  ошибок разделяет на следующие:

 объединение  в качестве однородных членов  родовых и видовых, а также  перекрещивающихся понятий ( В лесу нашли много грибов и опят.);

 неудачное  сочетание однородных членов  с другим, связанным с ним словом (Пограничники и собака Алмаз обнюхивали границу.);

 нарушение  грамматической связи однородных  членов:

объединение  в однородном ряду имени существительного и инфинитива ( Я хожу в лес за ягодами, собирать грибы.);

полных и  кратких прилагательных (Воздух прозрачен, чистый, свежий.);

деепричастного  оборота и придаточного предложения (Он ушел, выполнив домашнюю работу и когда проиграл.);

 нарушение в средствах связи однородных членов:

искажение двойных  союзов (Я люблю не только петь, а и танцевать.);

неравный выбор  места союза (Сказки любят не только дети нашей страны, но и других стран.);

неравное употребление соединительного союза вместо противительного и наоборот (Был холодный и солнечный день.);

ошибки в  сложном предложении.

Так же, как и  в предыдущем случае, М. С. Соловейчик представляет более широкую классификацию  данного вида ошибок:

а) нарушение  средств связи частей предложения (Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.);

б) ошибки в грамматической несогласованности главных членов частей сложного предложения (День стал короче, а ночь длинной.);

в) Т.А. Ладыженская  и М. С. Соловейчик в своих работах  выделяют такую ошибку, как смешение прямой и косвенной речи. М. С. Соловейчик подразделяет этот вид на:

грамматическое  смешение конструкций (Мальчик сказал, что, дедушка, давай отпустим Журку.);

пунктуационные (Мама сказала молодцы ребята.).

Следующая большая  группа ошибок, названная М. С. Соловейчик и Т. А. Ладыженской речевой, подразделяется на типы. Так, Т. А. Ладыженская речевые ошибки и недочеты разделяет на:

«1) речевые ошибки (нарушения требования правильности речи):

  2) речевые  недочеты (нарушения требований  точности, богатства и выразительности речи)» [24, 32]

Если придерживаться классификации Т. А. Ладыженской, то к речевым ошибкам нужно отнести  следующие:

1) употребление  слова в несвойственном ему  значении (Поскользнувшись, я упал навзничь. В голове у него метнулась мысль.);

2) смешение видо-временных  форм глагола (В воду прыгают крысы, бегали  чибисы.(смешение времени) Заяц забрался на ветку и сидел. (смешение

видов) );

неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности  речи (Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал. На столе лежала шляпа. Он заметил, что одна муха села на шляпу. Когда Коля прощался с отцом, он не плакал.).

Данные  виды ошибок указаны в работах многих методистов. Т. А. Ладыженская и М. Р. Львов в своих работах выделяют еще и такую ошибку:

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов ( Петя шел взади. На вратаре майка, напяленная на рубашку.).

Т. А. Ладыженская  к этой группе относит следующий  вид ошибки:

смешение паронимов (Мама мне велела надеть свитер, но я наперерез отказался.).

Львов М. Р. сюда же включает:

нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых слов (Вышел красный молодец на бой со змеем. Коле выдали благодарность.)

местоименное  удвоение подлежащего (Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами. Петя – он был самый сильный из ребят.).

Далее, согласно классификации Т. А. Ладыженской, следует  выделить группу ошибок, которую автор назвала речевыми недочетами. «Все случаи нарушения коммуникативной целесообразности речи являются менее грубыми речевыми нарушениями, чем грамматические и речевые ошибки». [24, 33]

Неточность  речи.

К речевым недочетам  данной группы все авторы относят:

нарушение порядка  слов в предложении (Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. Жучка помогла рыть снег лапами и мордой людям. Узкая полоска только с берегом связывает остров.);

М. С. Соловейчик и Т. А. Ладыженская выделяют следующую группу недочетов:

употребление  лишнего слова (плеоназм) (Речка замерзла льдом. Наступил август месяц.).

Т. А. Ладыженская  добавляет к выше указанным еще  два типа недочетов:

неразличение  оттенков значения синонимов или  близких по значению слов (После футбола я пошел домой с унылой головой, потому что мы проиграли.);

нарушение лексической  сочетаемости (Пионеры выполнили клятву.).

Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и  неразвитость синтаксического строя  их речи проявляется в письменных работах учащихся в виде недочетов такого рода:

повторение  одного и того же слова в рамках небольшого контекста (Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец. ) Этот вид ошибок присутствует в классификации всех трех авторов. Помимо этого Т. А. Ладыженская и М. С. Соловейчик обозначают следующие группы речевых недочетов:

употребление  рядом или близко однокоренных слов (Однажды охотник охотился на зайцев. Вот такие со мной случаются случаи.);

однотипность  и слабая распространенность синтаксических конструкций (Наступила осень. Трава стала некрасивой. Листья на деревьях стали желтыми. Вода в реке стала холодной.)

Т. А. Ладыженская  и М. Р. Львов включают в данную группу  следующую ошибку:

неумение строить  контекст, отсутствие связи (логической и лексико-грамматической) («Рядом с бороздой несметное количество диких растений. Видно, что ребята довольны замером. На небе сияет солнце. Одеты они легко». «На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины».) Львов М. Р. к числу логических ошибок относит такие:

связывание  понятий разных уровней (По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.)

нелепые суждения (Утро клонилось к вечеру.)

3.Ошибки в  выборе синонимического средства  языка, имеющего дополнительную надпонятийную окраску стилистического синонима. При этом различаются следующие типы недочетов:

употребление  слов иной функционально-стилистической окраски (нарушение стиля высказывания) (Весной везде хорошо: ив чистом поле, и в березовой роще, а также в сосновых и смешанных лесах. Мересьеву помогали товарищи по госпиталю в лице комиссара.) Эту группу ошибок выделяют М. С. Соловейчик и Т. А. Ладыженская. М. Р. Львов и Т. А. Ладыженская добавляют следующий вид:

неуместное  употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций (Он почувствовал, что утопает в болоте. Когда я пришла домой, мамы не было. Я подалась к соседям.).

Помимо ошибок, указанных выше, М. Р. Львов относит  некоторые ошибки в работах детей  к классу неречевых.

Композиционные – несоответствие текста сочинения или изложения плану, т. е. нарушение в последовательности  в изложении событий.

Фактические –  искажение фактического материала («Наступила осень, скворцы, синички, ласточки улетели на юг. Только воробьи и снегири остались». Пришел зимний месяц ноябрь.).

Помимо классификаций  М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской и М. С. Соловейчик существует ряд других классификаций. Так, например, классификация  ошибок С. Н. Цейтлин. Автор указывает, что «в зависимости от причин возникновения  ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные.» [46, 12]

«Системные ошибки – нарушение языковой нормы вследствие слишком прямолинейного следования системе языка». [46, 7]  С. Н. Цейтлин выделяет следующие типы системных ошибок. [46, 7 – 12]

Ошибки типа «заполнение пустых клеток». Дети, руководствуясь требованиями системы, и, не зная о существовании каких-либо ограничений, заполняют «пустые клетки». Известно, что у ряда существительных, прилагательных, глаголов не образуются те или иные формы. В этих случаях возникают ненормативные детские образования: «Никогда не забуду этих своих мечт». «Пруд был синь, как небо над головой».

Ошибки типа «выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой». Если в речи избирается вариант, отвергнутый языковой нормой, в этом случае фиксируется речевая ошибка:«На мокром полу отражается все, что происходит в террасе». (ошибка в выборе предлога).

Ошибки типа «устранение фактов, чуждых языковой системе». Явление, противоречащее современной системе или в какой бы то ни было степени не согласующееся с нею, дети часто меняют, подстраивают под более системные: «ехали метром», «одна качель».

Информация о работе Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления