Особенности строение речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.
Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.

Содержание

Введение стр. 3-4.
Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет).
1.1. Речь и её функции. стр. 5-9.
1.2. Периодизация развития речи. стр. 10-12.
1.3. Становление речи у дошкольников. стр. 13-30.
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Методы обследования речи. стр. 31-33.
2.2. Анализ речи детей. стр. 34-40.
Рекомендации стр. 41.
Заключение стр. 42-43.
Список использованной литературы. стр. 44.
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности разития речи дошкольников.docx

— 89.06 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

 

 

 

 

 

 

Кафедра практической психологии и дефектологии

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по возрастной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение                                                                                                                  стр. 3-4.

Глава I  Теоретические основы изучения речи детей дошкольного

     возраста (от 3 до 7 лет).

1.1. Речь и её функции.                                                                             стр. 5-9.

1.2. Периодизация  развития речи.                                                       стр. 10-12.

1.3. Становление  речи у дошкольников.                                                    стр. 13-30.

Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

2.1. Методы  обследования речи.                                                                 стр. 31-33.

2.2. Анализ  речи детей.                                                                                стр. 34-40.

Рекомендации                                                                                             стр. 41.

Заключение                                                                                                  стр. 42-43.

Список использованной литературы.                                                                   стр. 44.

Приложение                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Речь - одно из важнейших свойств человека, главное  орудие мышления и основное средство общения между людьми. Речь человека -  показатель его интеллекта и  культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается  язык, тем легче и полнее усваиваются  знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек  как личность и тем ценнее он для  общества.

Речь, речевое  развитие является центральным каналом  психического развития ребёнка. Развитие речи теснейшим образом связано  с формированием мышления и воображения  ребёнка. «Чрезвычайная прибавка на уровне человека», - так великий русский  физиолог И.П. Павлов назвал способность  человека к речи и отвлечённому мышлению. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и  психического развития ребёнка, от состояния  и особенностей развития его ВНД. Установлено, что дети, имеющие нарушения познавательной деятельности (у/о), как правило, отстают и в речевом развитии. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Т.о, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка. Изучение речи и её развитие интересовало многих лингвистов (психолингвистов, социолингвистов, специолистов по стилистике), физиологов, специалистов по ВНД, по теории коммуникации, философов, социологов, литературоведов.

Одним из первых значение речи для развития психики ребёнка стал изучать  советский психолог Л.С. Выготский. Позднее этому вопросу посвятили  много исследований психологи А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин  и др. Они установили, что с  ранних этапов развития ребёнка (уже  с начала второго года жизни) слово  начинает влиять на восприятие свойств  предметов, формирование представлений  о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности. Совершенно исключительное значение имеет речь в приспособлении ребёнка к требованиям человеческого общества, установлении контакта с другими детьми.

С каждым годом жизнь предъявляет всё  более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям  неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Для того, чтобы помочь детям справиться с  ожидающими их сложными задачами, нужно  позаботиться о своевременном и  полноценном оформлении у них  речи. Это – основное условие  успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

         Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников  является создание эмоционально  благоприятной ситуации, способствующей  возникновению желания активно  участвовать в речевом общении.  При нормальном развитии у  детей старшего дошкольного возраста  самостоятельная речь достигает  достаточно высокого уровня: в  общении со взрослыми и сверстниками  они проявляют умение слушать  и понимать обращённую речь, поддерживать  диалог, отвечать на вопросы и  самостоятельно задавать их. Умение  составлять простейшие, но интересные  по смысловой нагрузке и содержанию  рассказы, грамматически и фонетически  правильно строить фразы, композиционно  оформлять их содержание способствует  овладению детьми монологической  речью, что имеет приоритетное  значение для полноценной подготовки  ребёнка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный  запас ребёнка постоянно увеличивается,  но его качественное преобразование  целиком опосредовано участием  взрослых.

         Развитие детской деятельности, осмысление различных её видов  ребёнком способствует развитию  функций речи. С одной стороны  при помощи речи ребёнок стремится  сформулировать задачу, которая  помогла бы найти выход из  затруднений, возникающих в деятельности, с другой - планировать деятельность. Причём если в раннем дошкольном  возрасте речь сопровождает деятельность  ребёнка на всём её протяжении, то в старшем дошкольном возрасте  она постепенно концентрируется  на функции планирования самой  деятельности. Это позволило специалистам  сделать вывод о том, что  в дошкольном возрасте формируется  новая функция речи – интеллектуальная (планирующая и регулирующая практическое  действие). В целом же речевое  развитие дошкольника претерпевает  следующие изменения:

1.Оно осуществляет в двух направлениях:

а) социальном – совершенствуется её практическое употребление в процессе общения  со взрослыми и сверстниками;

б) семантическом (обозначающие,  знаковом ) – речь становится основой  качественного  преобразования психических процессов  и превращается в орудие мышления.

2) Проходит  два закономерно сменяющих друг  друга этапа:

а) пассивное  владение словом, когда ребёнок понимает обращённую к нему речь, но ещё не умеет говорить;

б) активное использование речи.

Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.

Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.

Объект – особенности развития речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Предмет – изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста      (3 до 7 лет)

Задачи:

 

развитие  речи и словаря;

развитие  речевого общения (воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление  и активизация словаря, совершенствование  грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте).




 

Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

      1.1.Речь и её функции.

Речь  является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несёт  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно  не воспринимаемые явления, законы, правила  и т.п.). Без письменной речи человек  был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытам, обогащается  опытом  других людей,  причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции  собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлено в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается  в следующем. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определённые значения и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь  без усвоения языка невозможна,  в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь  вместе с тем несёт в себе определённый смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Важнейшая роль слова состоит в том, что  в своём значении оно обобщённо  отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального  человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и  субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Со значением  слов непосредственно связано представление  о них как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придаётся такое большое значение в обучении и воспитании?

В окружающем нас мире бесконечно много различных  предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать  отдельным словом, то тот словарный  запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а  сам язык – недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

К счастью, дело обстоит таким образом, что  нам вовсе нет необходимости  для каждого отдельно существующего  предмета или явления придумывать  своё специфическое название, самостоятельное  слово. В своём общении и в  мышлении мы вполне удовлетворительно  обходимся весьма ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного  меньше числа обозначаемых с помощью  слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой  понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого  класса явлений и предметов выступают  как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а  не второстепенные об объёме и содержании понятия. Знать его – значит уметь  правильно указать на объём и  содержание соответствующего понятия.

Слова-понятия  позволяют нам обобщать и углублять  наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного  опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует  существенное и игнорирует несущественное  в предметах и явлениях, оно  может развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Новое  знание поэтому может входить  в старую систему понятий и  выражаться с помощью уже известных  слов. В этой связи редко возникает  необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы  выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю  языка мы имеем возможность с  помощью ограниченного числа  слов обозначать практически необозримое  количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Именно такими является большинство слов, составляющих основу современных развитых языков. Пользуясь весьма условной аналогией  из области математики, можно было бы сказать, что число слов в языке  растёт по арифметической, а выражаемый с их помощью объём знаний –  по геометрической прогрессии.

Владея  понятием, мы знаем о предмете или  явлении очень многое. Если нам  показали какой-либо незнакомый предмет  и назвали его известным понятием, то мы автоматически приписываем  данному предмету все те, пусть  даже ещё реально не увиденные  в нём качества, которые заключены  в содержании и объёме соответствующего понятия.

Информация о работе Особенности строение речи дошкольника