Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Мой 0Word.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

В школах дореволюционной  России главным образом существовала пятибалльная система оценивания. Но в кадетских корпусах, и в отдельных женских гимназиях применялась 12- бальная система оценивания ( «12» - отлично, «11» - сильно хорошо, «10» - очень хорошо, «9» и «8» - хорошо, «7»  -  достаточно хорошо, «6» - удовлетворительно, «5-1» - плохо) [46, с. 212].

Поэтому понятие  «оценка»  более широкое, чем «бал»  как количественное отображение  оценки. Итак, «под проверкой и оценкой  знаний, умений и навыков учащихся нужно понимать выявление  и сравнение  на той или иной стадии обучения, результаты учебной деятельности с требованиями указанными учебной программой» [2,с. 214].

Успеваемость учащихся по предполагаемым результатам (ученик знает, понимает и находит, определяет, использует, оценивает и т.д.) является ориентиром для контроля и оценки деятельности учителя: определение объектов контроля, время осуществления, содержание проверки и т.д.

 Контроль за учебными  достижениями учащихся младших  классов  обеспечивает обратную  связь  между учителем и  учащимися.

Объектами контроля в  процессе начального обучения являются:

  • знания про предметы и явления окружающего мира, взаимосвязь и отношения между ними;
  • умение использовать свои знания;
  • ценностное отношение[48].

Контроль и оценивание учебных  достижений учащихся средствами педагогического анализа и диагностики выполняет разные функции (назначения). Они четко определены в методических рекомендациях Министерства образования и науки Украины [32; 48]. В них  отмечено, что основными функциями контроля и оценки учебных достижений учащихся начальной школы являются: мотивационная, диагностическая, корректирующая, прогностическая, развивающая, воспитательная.

Контроль по результатам учебно-познавательной деятельности учащихся включает проверку, оценку и учёт и является основной составляющей диагностирования (объективного определения результатов обучения) [32]

Проверка - составной  компонент контроля, основной дидактической  функцией которого является обеспечение  обратной связи между учителем и  учащимися, получение педагогом  объективной информации о степени  освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объёма учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах данных оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначениях).

Основой для  оценивания успеваемости учащегося  являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах, а качественные - в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный балл. Очень важно при этом понимать, что оценка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.  Именно под эмоциональное настроение, вызывает желание учиться, способствует формированию адекватной самооценки.

Диагностическая функция контроля даёт возможность учителю выявить пробелы и ошибки в знаниях и умениях в соответствии с поставленными целями, выяснить причины их возникновения и соответственно корригировать учебно-познавательную деятельность учащихся и способы управления её.

Полученные результаты контроля используются с целью прогнозирования путей усовершенствования методики обучения предмета в целом, предвидения средств усовершенствования результатов учебных достижений отдельных учащихся.

Учебно-проверяющая функция контроля состоит в улучшении качеств знаний и умений младших школьников. Так, организация проверки в логической последовательности, с одной стороны, и требование полноты и обоснования ответов, с другой, обеспечивают систематизацию и обобщение усвоенного содержания. Побуждение детей к использованию результатов наблюдений, примеров из собственной жизни углубляют и расширяют их знания и умения. Устное или письменное выполнение проверочных заданий способствует их осмыслению, осознанию и закреплению, применению по образцу, по аналогии и в новых ситуациях.

Контроль способствует развитию воли, внимания, мышления, памяти, речи учащихся, их познавательной активности и самостоятельности. В процессе контроля целесообразно формировать умения взаимо- и самоконтроля (взаимо- и самопроверки, взаимо- и самооценивания), взаимо- и самокорригирования, что является одним из наиважнейших задач, а также развивать рефлексивные умения, то есть способность обосновывать свои действия, критически оценивать их и сознательно относиться к учению.

Результаты контрольно-оценочной деятельности имеют большое воспитательное значение. Объективно и методично правильно организованный контроль развивает познавательный интерес и стимулирует учащихся к систематическому настойчивому труду, обуславливает формирование важных качеств личности: ответственности, способности к преодолению трудностей, самостоятельности.

В процессе проверки и оценивания необходимо достигать систематичности, объективности в определении уровня учебных достижений учащихся по основным требованиям в соответствии с конкретными целями и индивидуальными особенностями развития познавательных способностей, речи, темпа работы.

Систематичность обусловлена, во-первых, дидактической целесообразностью осуществления контроля на всех этапах процесса обучения, во-вторых, необходимостью контроля за каждым учеником на каждом уроке, в связи с психологическими особенностями развития познавательных процессов у младших школьников и овладением ими учебно-познавательной деятельностью как ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте.

Психологами доказано, что сам факт контроля как особого вида деятельности, которая требует самостоятельности учащихся и оценивания их достижений, нарушает «психическое равновесие» детей, возбуждая или угнетая их. В таких обстоятельствах выявить настоящий уровень учебных достижений достаточно тяжело. Индивидуальный подход в процессе проверки упреждает психологическое напряжение детей, создаёт условия для полного выявления их индивидуальных возможностей и объективного оценивания учителем с учётом общих требований, которые определены программой.

Объективность контроля состоит в предупреждении учителем субъективных и ошибочных оценочных суждений, которые не отражают реальных достижений учащихся в обучении. Объективность контроля зависит от многих условий, существенными среди которых являются: а) чёткое определение общих и конкретных целей овладения учащимися всеми компонентами содержания учебного предмета; б) наличие требований к учебным достижениям учащихся по каждому предмету; в) обосновательное выделение объектов контроля (проверки и оценивания); г) адекватность целей, содержания и способов проверки требованиям программ и методик; д) применение научно обоснованных критериев оценивания учебных достижений [36].

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чём следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чём следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным или письменным.

Итоговый контроль проводится в конце полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной школе [51].

Его цель - определить объём и глубину усвоенных знаний, умений и навыков, их прочность и осмысленность. Итоги проверки служат основой для оценки успешности учащихся, которая характеризует уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы [49].

Семестровая оценка выставляется по результатам периодического и тематического оценивания.

Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за семестр или учебный год. Вместе с тем она не является средним арифметическим всех оценок, полученных учащимся за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учеником знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношения к ним учащихся. Только при соблюдения всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся. При итоговой оценке успешности учащихся, если заданием оценки ставится именно контрольная функция ( например, экзамены, семестровые или контрольные работы, срезы), то объективные оценки за них выставляются всем учащимся без исключения. Очень важно, чтобы учащиеся видели бы нормы оценивания (например, плакаты «Проверь себя»), и понимали, за что они получили тот или иной балл.

В начальной школе итоговое оценивание осуществляется по результатам текущего и тематического оценивания, а за год - на основании семестровых баллов.

Выбор видов контроля (проверки и оценивания) учебных достижений учащихся, их содержание, последовательность, взаимозависимость и время проведения определяются спецификой учебных предметов начальной школы.

 

 

    1. Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»

 

Цели, содержание и виды контроля и оценивания учебных достижений учащихся определяют формы м методы организации контроля.

Методы контроля - это способы проверки и оценивания учебных достижений учащихся, которые  позволяют осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. С их помощью получают систематическую, полную, оперативную и объективную информацию об учебном процессе и его результативность [13 ].

Кроме того, методы контроля вызваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

Формы организации  контроля учебных достижений учащихся бывают разные. По способу организации  проверки различают фронтальный, групповой, парный и индивидуальный контроль, а по способу поступления информации от учащихся к учителю - устный, письменный, экспериментальный и программированный [11].  Учебно-познавательная деятельность учащихся во время проверки может быть репродуктивной, реконструирующей и творческой [33].

В зависимости  от того, в какой форме осуществляется контроль и оценивание учебных достижений учащихся, в современной дидактике  выделяют такие группы методов проверки: методы устной проверки результатов обучения - беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, чтение текста, географических карт, схем и др.; методы письменной проверки результатов обучения - контрольные работы (задания), сочинение, диктант, реферат, тестирование и др.; методы практической проверки результатов обучения - проведение исследования, выполнение практической работы, создание поделок, моделей и др.; методы программированной проверки результатов обучения - использование перфокарт, сигнальных карт, пособий с печатной основой, машин-контролёров.

Устный опрос  учащихся может быть фронтальным, групповым и индивидуальным.

Фронтальный опрос  состоит в том, что учащиеся отвечают на вопросы учителя, поставленные всему  классу. Как правило, эти вопросы  должны быть краткими, чётко сформулированными  и в такой последовательности, чтобы всесторонне рассмотреть выученное[39]. Фронтальный опрос будет результативным, если дети устанавливают существенные причинно-следственные связи, определяют существенные признаки предмета, доказывают правильность высказанной мысли [11].

Фронтальный опрос используется для проверки логично завершённой части содержания, которое содержит фактический или такой материал, который делится на малосвязанные части, не имеет сложных связей. Во время фронтального опроса учащиеся отвечают с места, дополняя друг друга. Наблюдение за , учащимся во время фронтального опроса может позволить учителю оценить его работу, может стать одним из компонентов при общем оценивании работы ученика на уроке.

Фронтальный опрос  имеет и определённые недостатки, в частности, не способствует формированию у учащихся умений добывать ответ в определённой логической последовательности, обобщать. Поэтому вместе с такой проверкой знаний целесообразно использовать индивидуальный опрос, во время которого на каждый из вопросов отвечает один учащийся. Для такого опроса необходимо подбирать материал, который отражает существенные признаки выученного. Для облегчения он распределяется на несколько завершённых частей или используется перечень вопросов, на основании которых формировалось определённое понятие. Задание следует формулировать так, чтобы оно не требовало воссоздания содержания прочитанного, а направляло на поиск новых знаний, установление взаимосвязей между объектами и явлениями природы, побуждало к рассуждениям, сравнениям, иллюстрированию ответов примерами из собственных наблюдений, схематичными рисунками, картой, глобусом, таблицей, натуральным объектом природы и т. д. [11].                          Индивидуальный ответ позволяет учащемуся не только воссоздать усвоенные знания, а и показать умения последовательно, логично и аргументировано высказывать собственную мысль. Индивидуальный ответ целесообразен для проверки логически завершённой части содержания, которая требует целостного изложения информации об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимости, доказательств определённых положений с помощью известных или собственных примеров [39 ].                                                                       Чтобы дети правильно строили свой рассказ, необходимо ставить понятные, конкретные задания. Дня последовательного изложения используется план ответа, который составлялся на предыдущем уроке. Его можно записать на карточке, в таблице, устно может вспомнить учитель или сами ученики. Опорой для ответа также служит схема, таблица, рисунок (особенно для рассказа - описания объектов), которые использовались в процессе усвоения содержания логически завершённой части поурочной темы. Рассказ ученика не следует прерывать уточняющими или побуждающими вопросами. Ему самому предлагается сообщить о завершении своего рассказа. Только после этого учитель или другие ученики задают дополнительные вопросы для уточнения, дополнения, объяснения .                                                                                                                        Групповой опрос проводится с целью повторения и закрепления материала после изучения раздела программы. Методика проведения такого опроса: вступительное слово учителя о цели и организации работы в группах (4-5 человек); опрос консультантом (предварительно учитель принимает у них зачёт) всех членов своей группы. Ответы ученика комментируют, дополняют и оценивают вместе. Перечень вопросов для такого занятия составляет учитель. По завершении занятия учащиеся отчитываются о полученных результатах.                                                                                        В начальной школе целесообразно практиковать письменную проверку   знаний   учащихся.   В   соответствии   с   возрастными особенностями младших школьников письменные задания должны быть небольшими по объёму, а ответы на них - краткими. Письменная проверка может практиковаться для выявления умений учащихся применять и обобщать знания; воссоздавать их в определённой последовательности; фиксировать наблюдаемые явления, сопоставлять, делать выводы. Соответствующие задания учащиеся выполняют только в тетради с печатной основой. Проводится письменная проверка путём выполнения разных заданий, данных в тетрадях по природоведению. Требования к оформлению записей такие же, как и для других учебных предметов [11].                                                              По содержанию письменные задания направлены на проверку уровня усвоения фактического материала, сущности элементов природоведческих знаний, определённых взаимосвязей и зависимостей в природе. Они требуют их воссоздания, объяснения, доказательства, обоснования («Назовите растения степной зоны Украины», «Назовите зверей, которые живут в лесу», «Какая форма земной поверхности называется горой?», «Почему медведь зимой не оставляет следов на снегу?», «Докажите, что лисица - хищное животное» и т. д.).

Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"