Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.
ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57
Знание особенностей учащихся помогает учителю оптимально выбирать способы влияния на них, среди которых - проведение так называемых «пробных контрольных работ», которые позволяют учащимся увидеть недостатки своей подготовки, выяснить, с чем они связаны, и внести соответствующие коррективы. Анализ ответов учащихся на предложенные учителем вопросы может дать возможность педагогу провести необходимую работу с учащимися [39 ].
Объективность и точность оценивания учебных достижений обеспечивается критериями оценивания. Критерии - это реальные, точно выбранные признаки, величины, которые выступают измерителями достижений учащихся в соответствии к определённым объектам оценивания.
Анализ объектов контроля в начальных классах дал возможность определить такие критерии оценивания учебных достижений учащихся:
- качество знаний (предметных, о способах деятельности): прочность, полнота, глубина, обобщение, системность, действенность;
- сформирование предметных умений и навыков, способов учебной деятельности (выполнение по образцу, по аналогии, в новых ситуациях);
- владение опытом элементарной творческой деятельности (частично-поисковый и поисковый уровни);
- владение опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
На основании этих критериев выделяют четыре интегрированных учебных достижений учащихся начальных классов: начальный, средний, достаточный, высокий. Им отвечает 12-балльная шкала оценок в таком соотношении: I (начальный) - 1-3 балла; II(средний) - 4-6 баллов; III (достаточный) - 7-9 баллов; IV (высокий) -10-12 баллов.
12-балльная система оценивания обеспечивает мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, ориентирует учителей на использование новых подходов к контрольно-оценочной и учебной деятельности учащихся, улучшения качества и объективности оценивания их учебных достижений. Оценивание учебных достижений в 3-4 классах осуществляется за 12-балльной шкалой.
Критериями оценивания учебных достижений учащихся по природоведению определены:
В соответствии с перечисленными критериями выделено четыре интегрированных уровня учебных достижений учащихся: начальный, средний, достаточный, высокий.
1.4 Выводы по 1 разделу
Важным условием
повышения эффективности
Проверка и оценивание знаний, умений и навыков является необходимой составной частью процесса изучения курса «Я и Украина» в начальной школе и в соответствии с принципами систематичности, последовательности, прочности должны осуществляться в течении всего периода обучения. Это позволяет выявить уровень успеваемости школьников, то есть степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, осмысленность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для деятельности учителя, направленной на устранение несоответствия между заданным и действительным уровнем знаний, для руководства процессом обучения.
В связи с тем, что эффективность процесса обучения зависит от частоты и оперативности, с которой учителем контролируется ход и уровень усвоения учащимися учебного материала, следует значительное внимание уделять совершенствованию форм и методов контроля. Если учитель будет систематично, всесторонне использовать разные виды, методы и формы контроля учебных достижений учащихся, будет повышаться заинтересованность младших школьников в изучении предмета, а как результат, будет повышаться и качество обучения в целом.
РАЗДЕЛ II
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА»
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина»
Для выяснения
состояния организации и
Согласно современным требованиям к организации контроля учебных достижений младших школьников, отмеченными в нормативных документах Министерства образования и науки Украины, объектами контроля в процессе учебы природоведения в 3-4 классах являются:
- знание (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, взаимосвязях и зависимостях между ними;
- умение выполнять
разные виды учебно-
- умение применять специальные методы познания объектов природы (опыт, практическую работу, наблюдение);
- умение целеустремленно
производить практические
- умение оценивать
объекты природы, а также
Критериями оценивания учебных достижений учеников по природоведению определено:
- качества усвоения
учениками представлений
- уровень операции знаниями (репродуктивный, реконструктивный и творческий) естествоведов в определенных программой видах практической и учебно-познавательной деятельности;
- уровень сформированности
разных групп умений (копирование
образца способа деятельности, выполнения
способа деятельности по
- уровень овладения опытом творческой деятельности (частично-поисковый и поисковый);
- уровень овладения
опытом эмоционально-
По отмеченным критериям выделено четыре интегрированы уровня учебных достижений учеников : начальный, средний, достаточный и высокий. Этим уровням отвечает 12-бальная шкала оценок в таком соотношении: начальный уровень - 1-3 балла; средний уровень - 4-6 баллов; достаточный уровень - 7-9 баллов; высокий - 10-12 баллов.
Характеристика уровней учебных достижений учеников
по природоведению в 3-4 классах.
2.2 Проведение
и результаты
Проверка и оценивание знаний, умений и навыков учеников является важным структурным компонентом процесса учебы и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности должны осуществляться в течение всего периода учебы.
Это позволяет обнаружить уровень успешности школьников, то есть степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, осмысленность и прочность знаний на разных этапах учебы, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для деятельности учителя, направленного на устранение несоответствия между заданным и действительным уровнем знаний, для руководства процессом учебы. Существенное значение имеет также то, как относится тот или другой ученик к учебе, или работает он с необходимым напряжением постоянно ли "рывками" и т. др.
Все это обусловливает необходимость применения совокупности методов контроля и оценивания знаний учеников. В связи с тем, что эффективность процесса учебы зависит от частоты и оперативности, с которой учителем контролируется ход и уровень усвоения учениками учебного материала, следует значительное внимание уделять усовершенствованию форм и методов контроля.
По нашему мнению, если учитель будет систематически, всесторонне использовать разные виды, методы и формы контроля учебных достижений учеников, то будет повышаться заинтересованность младших школьников в изучении предмета, а следовательно, будет повышаться и качество учебы в целом.
Данное предположение можно проверить в процессе экспериментального исследования на материале курса "Я и Украина. Природоведение" в 3 классе.
Экспериментальная работа проводилась в течение 2010-2011 учебного года на базе учебно – воспитательного комплекса «школа-сад» №36 І-ІІІ ступеней Симферопольского городского совета
В педагогическом эксперименте участвовали 47 учеников третьих классов. Среди них определен экспериментальный класс (23 ученика) и контрольный класс (24 ученика).
Для того, чтобы выяснить уровень сформированности учебных достижений учащихся мы провели контрольную работу и в экспериментальном классе, и в контрольном. Обследование начального состояния сформированности учебных достижений учеников из курса "Я и Украина" предопределено необходимостью сравнить базовые знания, умения и навыки, на основе которых будет происходить экспериментальное исследование. Результаты контрольной работы представлены в таблице 5.
Таблица 5 . Результаты контрольной работы проведенной в начале учебного года в 3 классе
Уровни учебных |
Контрольный |
Экспериментальный |
Высокий |
20,8 % |
21,7 % |
Достаточный |
33,3 % |
26,1 % |
Средний |
29,2 % |
34,8 % |
Низкий |
16,7 % |
17,4 % |
Результаты предыдущего контроля учебных достижений учеников свидетельствуют, что экспериментальный и контрольный классы мы подбирали приблизительно с одинаковым составом учеников за учебными возможностями. Ученики и контрольного, и экспериментального классов владеют приблизительно одинаковым уровнем знаний о телах и явлениях окружающего мира, которые изучались в 2 классе (см. приложения А).
На протяжении учебного года, в экспериментальном и контрольном классах, проводились контрольные работы в конце изучения каждого раздела. Задания для контрольных работ составллись в соответствии с действующей учебной программой из курса «Я и Украина. Природоведение» и методических рекомендаций «Контроль и оценивание учебных достижений учеников начальной школы». Для контрольных работ подбирать задания разных типов. (см. приложения В,Г,Д,Е).
Одним из заданий
нашего исследования было экспериментально
проверить влияние
Результаты формирующего эксперимента определялись путем сопоставления уровней сформированности соответствующих знаний у учеников контрольного и экспериментального классов, которых они достигли в конце изучения каждого программного раздела. На основе анализа контрольных работ, какие ученики выполняли на протяжении учебного года, мы определили уровни сформированности учебных достижений младших школьников.
Основным критерием оценивания результатов выполнения контрольных работ было качество выполнения учениками заданий, а именно правильность и полнота ответа. Количественный и качественный анализ результатов выполнения учениками экспериментального и контрольного классов контрольных работ на протяжении учебного года в 3 классе представлены в возведенной таблице (см. табл. 6).
Таблица 6.Результаты выполнения учениками контрольных работ (в %)
Название раздела |
Количество учеников, которые достигли | |||||||
высокого уровня |
достаточного уровня |
среднего уровня |
низкого уровня | |||||
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
ЭК |
КК | |
Неживая природа |
17,4 |
8,3 |
52,2 |
54,2 |
21,7 |
29,2 |
8,7 |
8,3 |
Зеленое чудо Земли |
26,1 |
12,5 |
52,2 |
41,7 |
17,4 |
29,2 |
4,3 |
16,7 |
Животные в природе |
30,4 |
16,7 |
52,2 |
41,7 |
17,4 |
33,3 |
0,0 |
8,3 |
Человек - живой организм |
34,8 |
16,7 |
52,2 |
37,5 |
13,0 |
37,5 |
0,0 |
8,3 |
Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"