Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Мой 0Word.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Знание особенностей учащихся помогает учителю оптимально выбирать способы влияния на них, среди которых - проведение так называемых «пробных контрольных работ», которые позволяют учащимся увидеть недостатки своей подготовки, выяснить, с чем они связаны, и внести соответствующие коррективы. Анализ ответов учащихся на предложенные учителем вопросы может дать возможность педагогу провести необходимую работу с учащимися [39 ].

Объективность и точность оценивания учебных достижений обеспечивается критериями оценивания. Критерии - это реальные, точно выбранные признаки, величины, которые выступают измерителями достижений учащихся в соответствии к определённым объектам оценивания.

Анализ объектов контроля в начальных классах дал возможность определить такие критерии оценивания учебных достижений учащихся:

- качество знаний (предметных, о способах деятельности): прочность, полнота, глубина, обобщение, системность, действенность;

- сформирование предметных умений и навыков, способов учебной деятельности (выполнение по образцу, по аналогии, в новых ситуациях);

- владение опытом элементарной творческой деятельности (частично-поисковый и поисковый уровни);

- владение опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

На основании этих критериев выделяют четыре интегрированных учебных достижений учащихся начальных классов: начальный, средний, достаточный, высокий. Им отвечает 12-балльная шкала оценок в таком соотношении: I (начальный)  - 1-3 балла;  II(средний) - 4-6 баллов; III (достаточный) - 7-9 баллов; IV (высокий) -10-12 баллов.

12-балльная система оценивания обеспечивает мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, ориентирует учителей на использование новых подходов к контрольно-оценочной и учебной деятельности учащихся, улучшения качества и объективности оценивания их учебных достижений. Оценивание учебных достижений в 3-4 классах осуществляется за 12-балльной шкалой.

Критериями оценивания учебных достижений учащихся по природоведению определены:

  • качество усвоения учащимися природоведческих представлений и понятий и свойства сформированных умений;
  • уровень оперирования природоведческими знаниями (репродуктивный, реконструктивный и творческий) в определённых программой видах практической и учебно-познавательной деятельности;
  • уровень формирования разных групп умений (копирование образца способа деятельности, выполнение способа деятельности по образцу, по аналогии, в новых ситуациях);
  • уровень овладения опытом творческой деятельности (частично-поисковый и поисковый);
  • уровень овладения опытом эмоционально-ценностного отношения к природе, к самому себе и другим людям в природе [37 ].

В соответствии с перечисленными критериями выделено четыре интегрированных уровня учебных достижений учащихся: начальный, средний, достаточный, высокий.

 

 

          1.4  Выводы по 1 разделу

 

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно - познавательной деятельности. Включенный в школьную программу материал младшие школьники обязаны крепко усвоить, потому что знания основ природоведения, приобретенные в начальной школе, — это фундамент для восприятия географии и биологических дисциплин  в дальнейшем обучении. Поэтому учителю необходимо не только объяснять учебный материал, а и содействовать его систематическому повторению, осуществлять контроль, чтоб обеспечить запоминание ранене усвоенного   программного  материала.

Проверка и  оценивание знаний, умений и навыков  является необходимой составной частью процесса изучения курса  «Я и Украина» в начальной школе и в соответствии с принципами систематичности, последовательности, прочности должны осуществляться в течении всего периода обучения. Это позволяет выявить уровень успеваемости школьников, то есть степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, осмысленность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для деятельности учителя, направленной на устранение несоответствия между заданным и действительным уровнем знаний, для руководства процессом обучения.

В связи с  тем, что эффективность процесса обучения зависит от частоты и  оперативности, с которой учителем контролируется ход и уровень  усвоения учащимися учебного материала, следует значительное внимание уделять  совершенствованию форм и методов контроля. Если учитель будет систематично, всесторонне использовать разные виды, методы и формы контроля учебных достижений учащихся, будет повышаться заинтересованность младших школьников в изучении предмета, а как результат, будет повышаться и качество обучения в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ  УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА  «Я И УКРАИНА»

 

 

  2.1. Состояние организации контроля  учебных  достижений учащихся при   изучении курса «Я и Украина»

 

Для выяснения  состояния организации и проведения контроля учебных достижений учеников по природоведению в школьной практике мы провели  констатирующий эксперимент. Его целью было проанализировать современные нормативные документы относительно оценивания учебных достижений учеников начальной школы и изучения опыта учителей относительно организации процесса контроля учебных достижений учеников по природоведению в практике начальной школы.

Согласно современным требованиям к организации контроля учебных достижений младших школьников, отмеченными в нормативных документах Министерства образования и науки Украины, объектами контроля в процессе учебы природоведения в 3-4 классах являются:

- знание (в форме  фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, взаимосвязях и зависимостях между ними;

- умение выполнять  разные виды учебно-познавательной  деятельности относительно объектов  природы и информации о них;

- умение применять  специальные методы познания объектов природы (опыт, практическую работу, наблюдение);

- умение целеустремленно  производить практические действия  с объектами природы;

- умение оценивать  объекты природы, а также поведение  свою и других людей в природе  [35].

Критериями  оценивания учебных достижений учеников по природоведению определено:

- качества усвоения  учениками представлений естествоведов  и понятий и свойства сформированных  умений;

- уровень операции  знаниями (репродуктивный, реконструктивный  и творческий) естествоведов в определенных программой видах практической и учебно-познавательной деятельности;

- уровень сформированности  разных групп умений (копирование  образца способа деятельности, выполнения  способа деятельности по образцу,  по аналогии, в новых ситуациях);

- уровень овладения опытом творческой деятельности (частично-поисковый и поисковый);

- уровень овладения  опытом эмоционально-ценностного  отношения к природе, к самому  себе и других людей в природе  [35].

По отмеченным критериям выделено четыре интегрированы  уровня учебных достижений учеников : начальный, средний, достаточный и высокий.  Этим уровням отвечает 12-бальная шкала оценок в таком соотношении: начальный уровень - 1-3 балла; средний уровень - 4-6 баллов; достаточный уровень - 7-9 баллов; высокий - 10-12 баллов.

Характеристика  уровней учебных достижений учеников

по  природоведению в 3-4 классах.

  1. Начальный уровень учебных достижений : 1 балл - ученик называет отдельные характерные и большинство случайных признаков единичных представлений. Воссоздает образы способов деятельности только с помощью учителя. Наблюдает за выполнением опыта или практической работы. При повторении частичных выводов о результатах и способах выполнения опытов и практических работ допускает значительные ошибки в отдельных действиях и последовательности их выполнения. Повторяет отдельные самые простые оценочные суждения с ошибками;  2 балла - ученик называет как характерные, так и случайные признаки единичных представлений. При воссоздании образцов разных способов деятельности пользуется алгоритмом, планом, инструкцией с помощью учителя. Наблюдает за выполнением опыта или практической работы. При повторении частичных выводов о результатах и способах выполнения опытов и практических работ допускает ошибки. Повторяет часть самых простых оценочных суждений;  3 балла - ученик усвоил знания естествоведов в форме единичных представлений об отдельных объектах природы. Воссоздает содержание представлений. Называет конкретные объекты и распознает их среди других.  Учебно-познавательными умениями владеет на уровне воссоздания образцов способов деятельности с опорой на алгоритм, план, инструкцию под руководством учителя. Наблюдение проводит за отдельными знакомыми объектами природы. Целеустремленно обнаруживает их признаки или свойства. Опыты и практические работы выполняет по образцу с помощью учителя. Частичные выводы о результатах выполнения опытов и практических работ повторяет. Повторяет самые простые оценочные суждения об объектах природы, поведение свое и других людей в природе.
  2. Средний  уровень учебных достижений:  4 балла - ученик называет несколько характерных и случайных признаков общего представления. Во время ответа затрудняется привести примеры из учебника. В отдельных действиях способа деятельности и в последовательности их выполнения допускает ошибки. Целеустремленно обнаруживает в процессе наблюдения и называет отдельные общие признаки небольшой группы подобных объектов и отдельные простые связи между ними. Опыты и практические работы выполняет по детальной инструкцией под руководством учителя. В частичных выводах о результатах и способах выполнения опытов и практических работ и при повторении общих выводов - ошибается. Повторяет отдельные простые оценочные суждения. 5 баллов - ученик называет большинство характерных признаков общего представления. Приводит примеры из учебника. При выполнении отдельных действий в способах деятельности допускает ошибки. Целеустремленно обнаруживает в процессе наблюдения и называет большую часть общих признаков небольшой группы подобных объектов и простых связей между ними. Опыты и практические работы выполняет за детальной инструкцией под  руководством учителя. В основном правильно делает частичные выводы о результатах и способах выполнения опытов и практических работ, но допускает ошибки при повторении общих выводов. Повторяет большинство простых оценочных суждений, пытается элементарно объяснить их;  6 баллов - ученик усвоил знание в форме общих представлений об объектах и явлениях природы. Воссоздает их содержание. Ответ иллюстрирует примерами из учебника. Устанавливает усвоенные на уроках связи между отдельными объектами природы. Учебно-познавательными умениями владеет на уровне применения образцов выполнения способов деятельности в незначительной мерой  измененных условиях. Наблюдение проводит за небольшой группой знакомых подобных объектов природы. Целеустремленно обнаруживает и называет их общие признаки или свойства, устанавливает простые связи между ними. Опыты и практические работы выполняет по детальной инструкцией под руководством учителя. Правильно делает частичные выводы о результатах выполнения опытов и практических работ, а общие - повторяют. Называет несколько этапов выполнения опыта или практической работы. Объясняет назначение отдельных приборов. Повторяет простые оценочные суждения об объектах природы, поведение свое и других людей в природе. Отдельным из них дает элементарные объяснения.
  3. Достаточный уровень учебных достижений:  7 баллов - ученик называет существенные и несущественные признаки понятий и отдельные межпонятийные связи. Примеры преобладают из учебника. В отдельных действиях способов деятельности и последовательности их выполнения допускает ошибки. Выполняет отдельные этапы решения проблемы со значительной помощью учителя. Целеустремленно обнаруживает в процессе наблюдения и называет часть общих признаков группы объектов одного класса и связей между ними. Опыты и практические работы выполняет по инструкции под руководством учителя. При формулировке частичных и отдельных общих выводов о  результатах и способах выполнения опытов и практических работ допускает ошибки.  Выражает оценочные суждения. Для их объяснения использует  преимущественно примеры из жизненного опыта; 8 баллов - ученик называет большинство существенных признаков понятий. Называет основные межпонятийные связи и большинство из них объясняет. Приводит примеры как из учебника, так и новые.  При выполнении отдельных действий способов деятельности допускает ошибки. Отдельные этапы решения проблемы выполняет с незначительной помощью учителя. Целеустремленно выделяет в процессе наблюдения и называет большинство общих признаков группы объектов одного класса и связей между ними. Опыты и практические работы выполняет по инструкции под руководством учителя. Правильно делает частичные выводы о результатах и способах выполнения опытов и практических работ, а в отдельных общих выводах допускает незначительные ошибки. Выражает оценочные суждения. Для их объяснения использует как жизненный опыт, так и естественные и нормативные знания; 9 баллов - ученик усвоил знания естествоведов в форме понятий. Ответ иллюстрирует преимущественно новыми примерами. Распознает объекты, охваченные отдельными понятиями. Устанавливает усвоенные на уроке межпонятийные связи. Учебно-познавательными умениями владеет на уровне применения образцов выполнения способов деятельности в значительной степени измененных условиях. Участвует в частично-поисковой деятельности. Наблюдение проводит за группой объектов природы одного класса.  Целеустремленно обнаруживает и называет их общие признаки или свойства и связи между ними. Опыты и практические работы выполняет по инструкции под руководством учителя. Делает частичные выводы и большинство общих выводов о результатах и способах их выполнения. Называет основные этапы выполнения опытов и практических работ и называет основные приборы, их назначения. Выражает оценочные суждения об объектах природы, поведение свое и других в природе. Для объяснения использует как усвоены естественные и нормативные знания, так и знание из жизненного опыта.
  4. Высокий уровень учебных достижений:  10 баллов - ученик называет большинство понятий в пределах учебной программы. Распознает часть конкретных объектов, охваченных этими понятиями. Устанавливает основные родовидовые связи между понятиями, отдельные из них объясняет. Допускает ошибки в отдельных действиях способов деятельности и последовательности выполнения действий. Учебную проблему решает по аналогии с помощью учителя. Целеустремленно обнаруживает в процессе наблюдения и называет большинство общих признаков группы объектов разных классов и связей между ними. Опыты и практические работы выполняет самостоятельно по предоставленной инструкции. 11 баллов - ученик называет почти все понятия системы. Распознает большинство конкретных объектов охваченных этими понятиями. Устанавливает большую часть родовидовых связей и объясняет их. При выполнении отдельных действий способов деятельности допускает незначительные ошибки. Учебную проблему решает по аналогии с незначительной помощью учителя. Целеустремленно обнаруживает в процессе наблюдения и называет большинство общих признаков группы объектов разных групп и связей между ними. Опыты и практические работы выполняет самостоятельно по предоставленной инструкции.  Общие выводы о результатах и способах выполнения опытов и практических работ делает с несущественными ошибками. Выражает оценочные суждения, значительную часть которых объясняет и иллюстрирует примерами. 12 баллов - ученик владеет системой понятий естествоведов, определенных учебной программой. Ответ иллюстрирует в основном новыми примерами. Распознает объекты природы, которые охвачены понятиями разного уровня обобщения. Понимает и может установить родовидовые связи между понятиями, которые предвидены программой. Объясняет их. Учебно-познавательными умениями владеет на уровне применения образцов способов деятельности в новых условиях. Учебные проблемы решает по аналогии.  Наблюдение проводит за группой объектов разных классов. Целеустремленно определяет их общие признаки и связи между ними. Опыты и практические работы выполняет самостоятельно по предоставленной инструкции или складывает ее по аналогии. Делает частичные и общие выводы о результатах опытов и практических работ, называет этапы их выполнения, необходимые приборы и их назначения. Выражает оценочные суждения об объектах природы, поведение свое и других в природе, иллюстрирует  примерами.

 

 

2.2 Проведение  и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся  при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе

 

Проверка и  оценивание знаний, умений и навыков учеников является важным структурным компонентом процесса учебы и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности должны осуществляться в течение всего периода учебы.

Это позволяет обнаружить уровень успешности школьников, то есть степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, осмысленность и прочность знаний на разных этапах учебы, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для деятельности учителя, направленного на устранение несоответствия между заданным и действительным уровнем знаний, для руководства процессом учебы. Существенное значение имеет также то, как относится тот или другой ученик к учебе, или работает он с необходимым напряжением постоянно ли "рывками" и т. др.

Все это обусловливает необходимость применения совокупности методов контроля и оценивания знаний учеников. В связи с тем, что эффективность процесса учебы зависит от частоты и оперативности, с которой учителем контролируется ход и уровень усвоения учениками учебного материала, следует значительное внимание уделять усовершенствованию форм и методов контроля.

По нашему мнению, если учитель  будет систематически, всесторонне  использовать разные виды, методы и  формы контроля учебных достижений учеников, то будет повышаться заинтересованность младших школьников в изучении предмета, а следовательно, будет повышаться и качество учебы в целом.

Данное предположение  можно проверить в процессе экспериментального исследования на материале курса "Я  и Украина. Природоведение" в 3 классе.

Экспериментальная работа проводилась в течение 2010-2011 учебного года на базе учебно – воспитательного  комплекса «школа-сад» №36  І-ІІІ ступеней Симферопольского городского совета

В педагогическом эксперименте участвовали 47 учеников третьих классов. Среди них определен экспериментальный класс (23 ученика) и контрольный класс (24 ученика).

Для того, чтобы  выяснить уровень сформированности учебных достижений  учащихся мы провели контрольную работу  и  в экспериментальном классе, и  в контрольном. Обследование начального состояния сформированности учебных достижений учеников из курса "Я и Украина" предопределено необходимостью сравнить базовые знания, умения и навыки, на основе которых будет происходить экспериментальное исследование. Результаты контрольной работы представлены в таблице 5.

Таблица 5 .  Результаты контрольной работы проведенной  в начале учебного года в 3 классе

 Уровни учебных  
достижения учеников

Контрольный  
класс

Экспериментальный  
класс

Высокий

20,8 %

21,7 %

Достаточный

33,3 %

26,1 %

Средний

29,2 %

34,8 %

Низкий

16,7 %

17,4 %


 

Результаты  предыдущего контроля учебных достижений учеников свидетельствуют, что экспериментальный  и контрольный классы мы подбирали  приблизительно с одинаковым составом учеников за учебными возможностями. Ученики и контрольного, и экспериментального классов владеют приблизительно одинаковым уровнем знаний о телах и явлениях окружающего мира, которые изучались в 2 классе (см. приложения А).

На протяжении учебного года, в экспериментальном  и контрольном классах, проводились  контрольные работы в конце изучения каждого раздела. Задания для контрольных работ составллись в соответствии с действующей учебной программой из курса «Я и Украина. Природоведение» и методических рекомендаций «Контроль и оценивание учебных достижений учеников начальной школы». Для контрольных работ подбирать задания разных типов. (см. приложения В,Г,Д,Е).

Одним из заданий  нашего исследования было экспериментально проверить влияние систематического использования разных видов, методов  и форм контроля знаний, умений и навыков учеников по природоведению на повышение уровня учебных достижений младших школьников.

Результаты  формирующего эксперимента определялись путем сопоставления уровней  сформированности соответствующих  знаний у учеников контрольного и экспериментального классов, которых они достигли в конце изучения каждого программного раздела. На основе анализа контрольных работ, какие ученики выполняли на протяжении учебного года, мы определили уровни сформированности учебных достижений младших школьников.

Основным критерием  оценивания результатов выполнения контрольных работ было качество выполнения учениками заданий, а  именно правильность и полнота ответа. Количественный и качественный анализ результатов выполнения учениками  экспериментального и контрольного классов контрольных работ на протяжении учебного года в 3 классе представлены в возведенной таблице (см. табл. 6).

Таблица 6.Результаты выполнения учениками контрольных  работ (в %)

Название раздела

Количество  учеников, которые достигли

высокого уровня

достаточного  уровня

среднего уровня

низкого уровня  

ЭК

КК

ЭК

КК

ЭК

КК

ЭК

КК

Неживая природа

17,4

8,3

52,2

54,2

21,7

29,2

8,7

8,3

Зеленое чудо Земли

26,1

12,5

52,2

41,7

17,4

29,2

4,3

16,7

Животные в  природе

30,4

16,7

52,2

41,7

17,4

33,3

0,0

8,3

Человек - живой  организм

34,8

16,7

52,2

37,5

13,0

37,5

0,0

8,3

Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"