Патриотическое воспитание студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Проблема патриотического воспитания молодежи России представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин. Во-первых, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», несмотря на принимаемые меры, патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Во-вторых, в социальном сознании и поведении российской молодежи все еще присутствуют такие негативные явления как отход от традиционных ценностей нашего общества, ориентация преимущественно на развлекательный досуг, нежелание участвовать в духовном воспроизводстве общества. В-третьих, деятельность институтов общества и государства по формированию гражданина–патриота обладает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодежи ….. 5
1.1. Сущность понятия «патриотизм», его основные аспекты и функции …. 5
1.2. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание» ………… 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей старших школьников в контексте проблемы исследования ………………..
16
Глава 2. Анализ современных подходов к организации патриотического воспитания детей и молодежи ……………………………………………….....
22
2.1. Анализ современных программ патриотического воспитания,
реализуемых в образовательных учреждениях ………...…………………….
22
2.2. Анализ понятия «формы воспитания» …………………………………... 27
2.3. Классификация форм воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» …………………………………………………
31
2.4. Методы патриотического воспитания ……………………………………. 34
Глава 3. Обобщение опыта патриотического воспитания студентов в Омском музыкально-педагогическом колледже ……………………………...
37
3.1. Анализ содержания программы патриотического воспитания в музыкально-педагогическом колледже ………………………………………..
37
3.2. Формы патриотического воспитания студентов музыкально-педагогического колледжа ……………………………………………………...
42
Заключение ……………………………………………………………………… 46
Список литературы ……………………………………………………………... 49

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание студентов колледжа диплом.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из всего сказанного выше, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

 

1.2. Теоретический  анализ понятия «патриотическое  воспитание»

 

Воспитывать патриота — значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.

Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине — деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма — воспитание любви к Отечеству обществу, народу, их истории, культуре, традициям.

Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к к Родине — его финал. Эта идея красной нитью проходит в народной, христианской, сравнительной педагогике.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в патриотическое  воспитание вкладывали различные аспекты.

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др,), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству". В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» [18;235].

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В.Микрюков определяет патриотическое воспитание как скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины [20;90].

Проблема патриотического воспитания молодежи сегодня актуальна прежде всего потому, что, как отмечают социологи и педагоги, в обществе наблюдается  усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем. И, как пишет А.В. Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи". Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова,  Н.К.Беспятова,  Т.С. Буторина, Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов.

В начале XXI века  в России в очередной раз на фоне острого социально-экономического и политического кризисов разразился духовный кризис, в частности, кризис патриотических чувств, сознания и поведения.  Положение с «дефицитом» патриотизма у граждан   стало настолько серьезным, что в 2001 году Правительство РФ приняло Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Однако, по окончании срока действия, программа  не смогла мобилизовать и реализовать все резервы патриотизма в обществе, поэтому 18 июля 2005 г. вновь принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

Данная программа определяет понятие патриотизма, его составляющие:  любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому Родины, понимание задач, стоящих перед страной и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в деятельности на благо Родины и Отечества при сочетании личных и общественных интересов. 

В программе определено  понятие «патриотическое воспитание»,  главная цель которого  - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Среди задач в данной Программе определены следующие:

  • продолжить создание системы патриотического воспитания;
  • шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
  • повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

Приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений).

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания в образовательных учреждениях предусматривается:

- обогащение содержания патриотического воспитания;

- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

- усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

- разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;

- воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания в образовательных учреждениях. К их числу относятся:

- обусловленность патриотического  воспитания развитием общества  и происходящими в нем событиями;

- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

- диалектическое единство  и органическая связь между  учебным материалом и содержанием  внеклассных и внешкольных мероприятий;

- интеграция патриотического  воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

- опора на новые концепции  организации и осуществления  учебно-воспитательного процесса  и на новое понимание основных  педагогических понятий;

- опора на положительное  в личности воспитанника и  создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:

- координация взаимодействия  школы, семьи и общественности  в системе патриотического воспитания.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В современной практике выделяют основные направления  патриотического воспитания (Спицына Н.А.):

  • «Военно – патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций.
  • Героико – патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяний героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать.
  • Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
  • Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято.
  • Гражданско – патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права».

     Таким образом, значимость патриотического воспитания  учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание  гражданина страны рассматривается  как одно из главных средств  национального возрождения.

     Практический  интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

 

1.3. Психолого-педагогическая  характеристика возрастных особенностей старших школьников  в контексте проблемы исследования

 

Согласно возрастной периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина возраст 15-17 лет относится к периоду, называемому «ранняя юность» или «старший школьник».

Информация о работе Патриотическое воспитание студентов колледжа