Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:19, реферат
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.
Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной проблемы в педагогической науке.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. []
Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.
Одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровье- сберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:
1 этап – создание
оптимальных санитарно-
- Соблюдение теплового режима;
- Поддержание в помещениях
- Соблюдение нормативов
- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
- Организация здорового, витаминизированного
и разнообразного питания
- Осуществление мер, предупреждающих
распространение инфекционных
2 этап - условия для здоровья на уроках:
Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:
- Формирование правильной
- Правильное размещение
- Физкультминутки ;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
Морально–психологические:
- Деловая, деятельная атмосфера;
- Уверенность в успехе;
- Доброжелательность;
- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3 этап - формирование социально-
- Перспективность, оптимистичность;
- Жизнерадостность;
- Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;
- Защищенность обучающихся;
- Дух сотрудничества;
- Построение оптимальных
4 этап - изменение подходов
к урокам физической культуры
и их совершенствование в
- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;
- Нацеленность на конкретные
результаты физического
- Активное включение и
- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,
- Увеличение доли времени на улучшение осанки.
5 этап - во внеклассной
спортивно-массовой работе
Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:
- Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;
- Организация различных
- Культивировать в классе
- Использование перемен для
расширения двигательной
- Формирование спортивных
6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:
- Творческую активность;
- Поддержание благоприятного
- Организацию здорового досуга;
- Занятия физической культуры и спортом;
- Апробирование приемов и
7 этап - пропаганда здорового образа жизни:
- Формирование физиологии
- Обучение способам
- Раскрытие значения
8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
- Проведение медосмотров
- Профилактика инфекционных
- Организация медицинского
- Обучение участников
9 этап - работа с родителями:
- проведение родительских
- вооружение родителей основами
психолого-педагогических
- включение родителей в
- привлечение внимания
Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.