Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике работы дошкольных заведений.
2. Определить особенности и выявить педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста и определить их уровни.
4. Определить и экспериментально апробировать эффективные педагогические условия формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике………………………………………
1.2. Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….
1.3. Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………..
Выводы к 1 главе………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1 Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения…………………………...
2.2. Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста……………………………………………………………………...
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………… 49
Литература………………………………………………………………………. 51
Приложения……………………………………………………………………… 55
На наш взгляд, формирование культуры осуществления трудового процесса, предполагает обучение организационным умениям. Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому, по нашему мнению, важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты.
Учитывая особенности наглядно-образного мышления, целесообразно рассмотреть фотографии, изображающие основные этапы данного трудового процесса. После этого воспитатель спрашивает, как нужно подготовиться к работе (засучить рукава, надеть фартук) и почему это необходимо сделать. Затем детям предлагается задание отобрать оборудование и расположить его так, чтобы с ним было удобно работать.
Детям высокого уровня сформированности трудовых умений задание предлагали с учетом усложнения, а именно в набор оборудования входили предметы, ненужные для осуществления данного трудового процесса. Ошибки исправлялись воспитателем сразу, если внимание детей было обращено на это, или в ходе выполнения трудового процесса самими детьми.
Показ основного этапа трудового процесса осуществлялся взрослым, так как, по нашему мнению, необходимо все сделать достаточно быстро и абсолютно правильно. Воспитатель выделяет каждое значимое трудовое действие, показывает и объясняет способы его выполнения и контроля за полученным результатом. При этом важно активизировать детей, используя их знания о трудовом процессе. Вопросы воспитателя помогают уточнить последовательность действия, вычленить промежуточный и итоговый результаты, оценить их.
Необходимость показа всего трудового процесса возникает лишь на первых занятиях. Затем, на наш взгляд, целесообразен частичный показ и акцентирование внимания детей лишь на новых, наиболее сложных трудовых действиях. Это становиться возможным потому, что те трудовые процессы, которые дети осваивают в течение года, имеют много общего в организации, структуре, требуют сходных специальных трудовых умений. Так, получить теплую воду нужно и при мытье посуды, и при стирке кукольного белья, и при мытье стульчиков; споласкивать и выжимать требуется и при стирке, и при вытирании пыли тряпочкой.
Оценка итогового результата труда, полученного воспитателем, дается с точки зрения его соответствия цели. Таким образом, показ и объяснение охватывает весь трудовой процесс от постановки цели и мотивации труда до получения результата.
Во второй части занятия было предложено детям самостоятельно выполнить осваиваемый трудовой процесс по этапам:
/ этап организация рабочего места (ребенок сам отбирает материал, предметы труда и оборудования, готовится к работе) осуществляется при общих указаниях взрослого. Постепенно, учитывая дифференцирование уровней сформированности, вводится взаимный контроль детей. После оценки готовности к работе детям разрешено было начинать трудиться.
// этап - выполнение самого трудового процесса. Воспитатель контролирует последовательность осуществления действий, учит добиваться нужных результатов, контролировать себя, бережно и экономно расходовать материалы, поддерживать порядок на рабочем месте. Особое внимание уделяли формированию специальных трудовых умений (как намылить вещь, сполоснуть, выжать ее насухо) и способам самоконтроля. Для этого задавали вопросы детям, осуществляли дополнительный показ сложных трудовых действий, использовали совместное выполнение действия с ребенком, давали советы и указания.
Существенное влияние на результативность труда при освоении трудового процесса оказывает объем работы. В связи с этим, мы считаем, что целесообразно поручать ребенку на занятии сервировать только один стол, стирать только одну вещь. За 3-4 минуты до окончания работы воспитатель предупреждает детей об этом, предлагает детям, которые завершили работу, убрать рабочее место.
В конце занятия дети под руководством взрослого определяют качество результатов труда, соответствие их цели, возможность использовать по назначению. Если результаты труда у отдельных детей не соответствуют требованиям, то вместе со взрослым они вскрывают причины недостатков, находят пути их устранения.
Оценку результатов педагог проводит эмоционально, используя игровой персонаж. Так, заканчивая занятие, на котором детей обучали мыть стулья, предложили поставить стулья полукругом и спросили, кто хочет пригласить Незнайку посидеть.
Воспитатель от лица Незнайки дает оценку работе детей, если Незнайка не желает сесть на предложенный стул, задает детям поисковые вопросы, на которые дети дают свои ответы - предположения. Например, на стул Лизы он не хочет садиться потому, что стул мокрый - Лиза плохо отжала тряпочку.
Знания и умения, полученные на таких специально организованных занятиях, закрепляли в упражнениях, которые осуществляли как в игровой форме, так и при непосредственном повторении осваиваемых трудовых процессов в повседневной жизни. В качестве примера приведем комплекс занятий по освоению детьми процесса мытья посуды (Приложение 3).
Для развития мелкой моторики
рук проводили пальчиковую
Развитию мелкой моторики рук способствует обыкновенная бумага. В качестве материала использовали старую газету, исписанные тетрадные листы, но лучше всего по качеству для упражнений подошла белая писчая бумага.
Нами проведены такие игры и игровые упражнения с бумагой с учетом усложнения заданий:
Для развития мелкой моторики рук в повседневной жизни использовали разнообразную предметную деятельность, а именно: застегивание и расстегивание пуговиц; шнурование ботинок, шнуровку на специальных рамках; нанизывание колец на тесьму; игры с мозаикой; сортировка мозаики по ячейкам; игры с конструкторами, паззлами; перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отдельно от гороха).
В ходе таких игр и упражнений обратили внимание на то, что одновременно с развитием мелкой моторики рук у детей развивается речь, память, воображение, логика. Благодаря таким играм и упражнениям у детей появилась гибкость, пластичность, точность в движениях, правильное выполнение трудовых действий. Так, Гриша Р., который не мог выжать насухо тряпочку, после таких игр и упражнений стал проделывать это действие с видимым усилием и правильным движением пальцев. У ребенка появилось такое качество личности, как уверенность в том, что он может это сделать как надо, желание выполнять поручения, в которых присутствует это трудовое действие. Более того, у Гриши Р. появилось желание помочь тому, у кого это не получается. Так, видя, что Кирилл отжимает неправильно тряпочку, с которой стекает вода, Гриша обращается к нему: «Кирилл, у тебя стул будет мокрый. Ты не сильно отжал тряпочку».
Кирилл: «Ну и что, пусть так будет».
Гриша: «У тебя брюки будут мокрые».
Кирилл молча старается отжать сильнее тряпочку, у него ничего не получается.
Гриша: «Давай я тебе помогу. Я знаю как. Надо сильно отжимать. Я тебя научу».
Объясняет Кириллу, как надо взять тряпочку и как надо отжимать насухо.
В результате проведенного формирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:
2.3. Сравнительный
анализ результатов
Заключительным этапом работы стало проведение контрольного эксперимента.
Цель: проверить результат эффективности предлагаемых педагогических условий, путем диагностирования на уровень сформированности общих и специальных трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Контрольный эксперимент проводился по методике констатирующего Результаты данных:
Качественная характеристика уровня сформированности трудовых умений детей по результатам контрольного эксперимента.
Контрольная группа.
№ п/п |
Ф.И.О. ребенка |
Виды поручений |
Уровень | ||||
| Протереть пыль |
Стирка кукольного белья |
Сервировка стола |
Мытье кукольной посуды |
Мытье стульчиков |
| |
1 |
Анна Н. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
2 |
Дина 3. |
- + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
3 |
Карина К. |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
«н» |
4 |
Боря Д. |
- + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
5 |
Виктория М. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
6 |
Галина Н. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
7 |
Григорий Н. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
8 |
Дмитрий В. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
9 |
Жанна К. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
10 |
Евгений В. |
- + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
11 |
Илья Н. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
12 |
Ильия И. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
13 |
Константин С. |
- + |
- + |
+ + |
+ + |
- + |
«с» |
14 |
Кристина Е. |
+ + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
15 |
Петр А. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
16 |
Павел М. |
+ + |
+ + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
17 |
Семен Е. |
- + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
18 |
Лариса Л. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
19 |
Екатерина Д. |
- + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
20 |
Инна Д. |
+ + |
- - |
- + |
- + |
- - |
«с» |
Контрольная группа
«В» уровень - 45 %
«С» уровень - 50%
«Н» уровень - 5%
Качественная характеристика
уровня сформированности трудовых умений
детей по результатам контрольного
э<span class="dash041e_0431_044b_