Познавательная активность как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

171364 Курсовая с практикой.docx

— 368.04 Кб (Скачать файл)

 

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач дошкольного образования становится организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Основу любой деятельности ребенка дошкольного возраста составляет собственная познавательная активность, формируемая посредством развития и усовершенствования потребности ребенка в новых впечатлениях. Познавательная активность выступает сложным личностным образованием, складывающимся под воздействием ряда объективных и субъективных факторов. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование исследовательской и опытнической деятельности, в результате которой ребенку предоставляется возможность открытия для себя нового в разных сферах деятельности.

Множество ученых занимались исследованием познавательной активности. Так, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина признают познавательную активность одним из ведущих качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника [4,29,44]. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская) [31]. Л.В. Венгером познавательно-практическая деятельность рассматривалась во взаимосвязи с познавательным интересом, необходимым для осуществления этой деятельности [13].

В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы познавательному развитию детей дошкольного возраста и учитывали индивидуально-возрастные особенности ребенка. Для развития познавательной активности необходимо включение ребенка в значимую и интересную для него деятельность, для полноценного развития любознательности, интереса ребенка, обогащения опыта, формирования активного познавательного отношения к окружающему миру; направленности мышления и воли ребенка. Все вышесказанное и определяет актуальность темы исследования: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста".

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.

Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть познавательную активность с точки зрения научного анализа.
  3. Выявить этапы, содержание и условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  4. Провести экспериментальное исследование уровня развития познавательной активности старших дошкольников; дать анализ и интерпретацию полученным результатам на основе апробации программы.
  5. Обобщить выводы и выработать рекомендации.

Теоретико-методолгическая основа исследования:

- концепция о развитии  личности в онтогенезе (Л.С. Выготский) [16];

- субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Ломов, С.Л. Рубинштейн) [1,16,33,40];

- личностный подход (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский) [5];

- гуманистический подход (Е.Л. Шиянов) [26];

- принцип субъекта деятельности, субъекта образовательного процесса, субъекта воспитания и обучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев, В.С. Библер, В.А. Сластенин, М.И. Берулав, Е.Л. Шиянов и др.) [4,30,40,41];

- базовые положения психологических  теорий детства (Л.С. Божович, В.С. Мухина Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин) [11,35,45];

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:

- теоретические: теоретико-методологический  анализ состояния проблемы исследования; критический анализ психолого-педагогической  научно-методической  литературы  по проблеме исследования;

- экспериментальные: наблюдение; тестирование; констатирующий, эксперимент: методы качественного и количественного  анализа: интерпретация результатов, статистическая обработка экспериментальных данных.

Этапы исследовательской работы:

I этап: подготовительный. На  основе теоретического анализа  психолого-педагогической литературы  были сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, диагностический  инструментарий. Проведен анализ  литературных источников по проблеме исследования, изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания.

II этап: основной. Проводилась  систематизация полученной при  теоретическом анализе проблемы  информации, организация и проведение  эмпирической части исследования. Рассмотрена методика проведения  опытно-экспериментальной работы  по выявлению динамики развития познавательной активности старших дошкольников.

III этап: заключительный (описательно-итоговый). С целью оценки эффективности и результативности работы проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление дипломной работы.

Теоретическая значимость исследования. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; проанализированы основные теоретико-методологические аспекты проблемы. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.

Практическая  значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по выявлению динамики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений. В ходе исследования была апробирована программа работы с детьми, подтвердившая эффективность исследования, разработаны методические рекомендации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками. Имеются приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Познавательная активность  как предмет научного анализа

 

В современной научной литературе существует множество подходов, рассматривающих познавательную активность ребенка и ее характерные черты. Прежде всего необходимо дать определение психики. Психика - это свойства живой высокоорганизованной материи, представленные в виде способностей отражать окружающий объективный мир в различных связях и отношениях, так называемый "субъективный образ объективного мира". Отражение психического мира происходит в активной деятельности, комбинирующей и упорядочивающей события; в психических процессах, обеспечивающих регуляцию поведения и деятельности индивида. В свою очередь психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, представления, память, мышление и воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания) и волевые (решение, исполнение, волевое усилие). В нашем исследовании мы будем рассматривать именно познавательные процессы.

Процесс познавательной активности детей определяется в научной литературе как целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

В целом познавательная активность имеет множество формулировок, однако большинство исследователей трактуют ее как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием различных факторов как субъективного (любознательность, усидчивость, воля, мотивация), так объективного (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения) характера [14, с. 122].

Познавательная активность рассматривается также как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

В качестве структурных компонентов познавательной активности старших дошкольников можно выделить интеллектуальный, мотивационный и практический.

Интеллектуальный компонент отражает уровень развития умственной деятельности детей. Мотивационный элемент представлен потребностями, мотивами и интересами, регламентирующими желание ребенка активно участвовать в занятии либо игровой деятельности. Практический компонент отражает совокупность проявлений познавательной активности в реальной практической деятельности при взаимодействии с окружающим миром.

Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении [24, с. 72-80].

Активизация познавательной деятельности осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность приобретает поисковый характер. У ребенка постепенно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет, испытывая при этом эмоциональный подъем и увлеченность, а также радость и удовлетворение от удачи.

Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, в познавательной активности своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

В зависимости от характера познавательной активности существуют следующие уровни активности:

  1. Репродуктивно-подражательная активность - опыт деятельности накапливается через опыт другого. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу. Это более ранняя и элементарная форма проявления активности. Приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через освоение опыта других.
  2. Поисково-исполнительная активность - это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения. Ребенок выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит педагог, но поиски самостоятельных путей решения, вариантов, отрывают его от образца, представляют простор для деятельности. В силу этого поисковая активность всегда означает и более высокий уровень деятельности;
  3. Творческая активность представляет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, оригинальные, нешаблонные. Творческая активность связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. Признаками же творческой активности можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность [10, 19, с. 16].

На протяжении всего периода дошкольного детства происходит развитие всех познавательных процессов ребенка, совершенствуются все виды деятельности. Функциональное развитие психики ребенка изучается в рамках функциональной психологии (Р. Вудвортс). У. Джеймс придерживался позиции системно-уровневого анализа, согласно которой психика представляет собой особую форму активности, и сознание соотносится с формами "Я" - материальной, социальной и духовной [18]. Согласно Д. Дьюи формирование личности происходит посредством приспособления к разным жизненным ситуациям [20]. Развитие, по его мнению, представляет собой организацию первоначально данных действий и представлений. Поэтому Д. Дьюи признавал приоритетность воспитания в психическом развитии ребенка [20].

Исходя из анализа данных концепций, развитие познавательной активности должно рассматриваться как организованная система развивающих психолого-педагогических занятий, направленных на формирование творческого поиска и интереса в процессе познавательной деятельности. Ж. Пиаже психическое развитие признавал с точки зрения когнитивного развития ребенка, сугубо индивидуального процесса. Активность выступает главным фактором в процессе взаимодействия с окружающей средой, обусловливая интерпретацию событий в процессе овладения операциями с опорой на прошлый опыт [20, с. 98].

Информация о работе Познавательная активность как предмет научного анализа