Положение детей в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад

Краткое описание

Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.

Вложенные файлы: 1 файл

положение детей в ПК.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

 При снижении общего количества детей Пермской области, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически не уменьшилось и составило 3,9% от всего детского населения.

Общественной организацией Прикамья, Пермской Гражданской Палатой, впервые в России проведена общественная экспертиза системы профилактики социального сиротства области. В результате обнаружены региональные и функциональные асимметрии в обеспечении прав детей, нуждающихся в государственной защите, вызывающие необходимость реформирования системы профилактики социального сиротства.

Цель реформирования – создание такой системы профилактики социального сиротства, которая обеспечит реальную защиту ребенка от рисков рыночных отношений в обществе, а также усиление ответственности и роли семьи (как кровной, так и замещающей) за развитие и воспитание ребенка.

Для решения указанных  задач администрация Пермского  края сосредоточила свою деятельность на следующих направлениях: создание современной нормативной правовой базы, дающей основание гибко реагировать на различные аспекты проявления социального сиротства, в том числе на развитие разнообразных форм семейного устройства детей; развитие финансового, научно-методического и кадрового обеспечения служб помощи замещающим семьям; привлечение Гражданского общества, создание благоприятного общественного мнения в решении данных проблем.

В результате создана  современная нормативная правовая база. Приняты и реализуются нормативные документы: законы Пермской области «О приемной семье»; «О патронатном воспитании»; «Об утверждении областной целевой программы (ОЦП) «Семья и дети Прикамья на 2002-2005 годы»; «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы», «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Указы губернатора Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 03.09.1999 №103;  «О мерах по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» от 04.10.1999 №123; «О развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27.07.2002 №184; «О выплате единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим ребенка (детей) из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» от 27.11.2002 №240; «О межведомственной комиссии по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на  жилое помещение» от 28.01.2003 №10; «О предоставлении мер социальной помощи семьям, имеющим детей, и беременным женщинам» от 14.01.2005 №6; «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.02.2005 №18; Распоряжения губернатора Пермской области «О проведении  конкурсов приемных, патронатных семей, семейных воспитательных групп»; «О преобразовании отдела по защите прав детей аппарата администрации области в комитет по защите прав детей и вопросам семьи аппарата администрации области» от 18.06.2004 №332-р; « Об организации семейных воспитательных групп в Пермской области» от 15.06.2004 №330-р; «О службах по устройству детей на воспитание в семьи» от 18.06.2004 №333-р.

С целью улучшения  финансового обеспечения замещающих семей приняты региональные законы «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «О приемной семье» и «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «О патронатном воспитании». Данными актами приемные и патронатные семьи приравнены к многодетным семьям и имеют право на все льготы, установленные для данной категории семей.

В 2005 г. объем финансирования содержания детей-сирот в бюджете  увеличен в 1,4 раза. В результате создан механизм своевременного выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение временного устройства детей в случае необходимости, акцентирование особого внимания на реабилитации кровной семьи.

В рамках ОЦП «Семья и  дети Прикамья» реализован комплекс мер, способствующих активизации семейных форм устройства: организована информационная кампания в СМИ, введены дополнительные пособия лицам, усыновившим ребенка, проведён конкурс приемных, патронатных семей и семейных воспитательных групп, обеспечена поддержка и дальнейшее развитие уполномоченных служб, введены новые обучающие программы для педагогов и родителей. На эти мероприятия из областного бюджета направлено более 3 млн.руб. В области активно развивался механизм социального проектирования и социального заказа для нужд системы профилактики, осуществлялось поэтапное внедрение новых социальных технологий, апробированных в рамках социальных проектов: «Возвращение домой», посвящённого социальной реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении, предотвращению распада семьи и риска социального сиротства; «Подсобное хозяйство» (4 сельские территории), «От пособия к зарплате» (все городские территории) с целью профилактики социального иждивенчества, развития трудового, экономического потенциала малообеспеченных семей с детьми. Одновременно проводилась общественная PR-кампания за соблюдение прав детей на воспитание в семьях, к реализации данного проекта привлечены средства международных благотворительных организаций.

Выводы на основании  анализа данных в 2005 г.: в регионе  увеличилось количество детей-социальных сирот; детей, переданных под опеку; получающих опекунское пособие; приёмных и патронатных семей и детей в них; СВГ и детей в них; сократилась сеть учреждений для детей-сирот при сохранении средней наполняемости в учреждениях; увеличилась численность детей в домах ребенка; снизился контингент воспитанников детских домов; увеличился процент устройства вновь выявленных детей-сирот в семью; увеличилось количество отказов от детей в роддоме; случаев уклонений от воспитания детей; число детей, у которых родители (в том числе оба родителя) лишены родительских прав; уменьшилось количество детей-сирот по причине смерти родителей, повысилось качество индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями; развивалась сеть уполномоченных служб; сохранялись тенденции наибольшего усыновления детей в возрасте до 1 года; вместе с тем, расширилась практика передачи на усыновление детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В условиях объединения  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единую территорию, Пермский край, ощущался недостаток темпов развития семейных форм устройства детей в округе, где они значительно ниже, чем в Пермской области, и не получили широкого распространения.

Обнажилась  также проблема нехватки квалифицированных  специалистов в органах опеки  и попечительства, а именно, специалистов, занимающихся усыновлением; профессиональных служб сопровождения приемных, патронатных, опекунских семей, СВГ; отсутствия резервного банка данных потенциальных усыновителей, опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей СВГ.

Резюмируя изложенное, отметим, что разработка и применение инновационных технологий, реализация мер профилактики социального сиротства на региональном уровне затруднены рядом факторов, решение которых в федеральной компетенции. Не определены механизмы финансирования и координации деятельности органов опеки и попечительства. Сегодня органы местного самоуправления, не являясь органом государственной власти, осуществляют государственные функции защиты прав детей, нуждающихся в особой заботе государства. Требуется ускорить принятие Федерального закона «Об организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних в Российской Федерации»; внести в Семейный кодекс Российской Федерации новую форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – временное устройство в семью (патронат), а также понятие «патронатная семья»; включить подпрограмму «Жилье для детей-сирот» в Президентскую программу «Дети России».

 

12. Положение  детей-инвалидов

 

В Пермской области на 01.01.2006 проживает 10,5 тыс. детей-инвалидов (2004 г. - 11,0; 2003 г. - 12,4), на 517 (5,8%)  детей меньше, чем в 2004 г. (табл.5.1). Средний уровень инвалидности в 2005 г. по области составил 18,2, против 18,7 на 1000 детского населения в возрасте от 0-17 лет. Показатель детской инвалидности в целом по РФ в 2004 г. составлял 19,6 на 1000 детского населения от 0 до 17 лет.

Освидетельствование детей  осуществляет педиатрическая служба МСЭ, состоящая из 3 филиалов общего профиля  и 1 психиатрического, которые курирует состав №7 Главного бюро МСЭ.

За 2005 г. освидетельствовано 13973 чел. (2004 г. – 13749 чел., 2003г. – 14535 чел.) детей до 18 лет (табл.49.1).

По данным федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермской области» за последние два года отмечается снижение первично освидетельствованных и повторно освидетельствованных детей для определения категории «ребенок-инвалид».

В 2005 г. впервые освидетельствовано 1311 чел. (2004 г. - 1343 чел., 2003 г. - 1432 чел.), признано «детьми-инвалидами» 1307 чел. (2004 г. - 1341 чел., 2003 г. - 1413 чел.), необоснованно направлены 4 ребенка или 0,3% (2004 г. - 2 чел., 0,1%; 2003 г. - 19 чел., 1,3%) (табл.49.2). Интенсивный среднеобластной показатель равен 22,0 (2004 г. - 21,7, 2003 г. - 23,3), что ниже, чем в Кирове, Н. Новгороде, Казани, Чувашии, Оренбурге, Ульяновске и выше, чем в Уфе, Удмуртии и Саратове (табл.49.3).                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В 23 территориях области  показатели первичной инвалидности детского населения выше среднеобластного значения: в Кишертском - 52,7 (2004 г. - 42,0, 2003 г. - 28,7), Усольском - 48,4 (2004 г. - 14,1, 2003 г. - 27,0), Октябрьском - 36,4 (2004 г. - 19,4, 2003 г. - 35,7), Куединском - 36,1 (2004 г. - 20,3, 2003 г. - 19,4) и Ординском - 34,2 (2004 г. - 31,1, 2003 г. - 19,4) районах (табл.49.3).

Значительно ниже среднеобластного показателя уровень первичной детской инвалидности в Березовском - 14,9 (2004 г. - 12,2, 2003 г. - 27,1) и Горнозаводском - 13,5 (2004 г. - 26,0, 2003 г. - 16,8) районах.

В основном, категория  «ребенок-инвалид» определялась детям, проживающим в городской местности, - 73,4% (2004 г. - 72,9%, 2003 г. - 74,7%). Детская инвалидность распределилась по возрасту: от 0 до 3 лет - 43,8% (2004 г. - 45,4%, 2003 г. - 38,5%); от 4 до 7 лет - 16,5% (2004 г. - 15,1%, 2003 г. - 16,6%), от 8 до 14 лет - 22,2% (2004 г. - 22,0%, 2003 г. - 27,1%), от 15 лет и старше - 17,5% (2004 г. - 17,5%, 2003 г. - 17,8%) (табл.49.4).

Мальчики составили 57,2% (2004 г. - 57,0%, 2003 г. - 56,7%), девочки - 42,8% (2004 г. - 43,0%, 2003 г. - 43,3%).

Анализ структуры первичной  инвалидности детского населения показал, что в 2005 г. первые ранговые места занимали: врожденные аномалии развития - 28,2% (2004 г. - 25,9%, 2003 г. - 23,3%); психические нарушения - 16,4% (2004 г. - 12,9%, 2003 г. - 13,9%); болезни нервной системы - 11,1% (2004 г. - 13,8%, 2003 г. - 12,5%); болезни костно-мышечной системы - 8,6% (2004 г. - 8,1%, 2003 г. - 6,5%); болезни эндокринной системы - 6,5% (2004 г. - 6,2%, 2003 г. - 5,9%) (табл.49.5).

По врожденным аномалиям  развития уровень первичной инвалидности возрос: 6,2 (2004 г. - 5,6, 2003 г. - 5,4) на 10000 детского населения (табл.49.7). Превышение показателя отмечено в 16 территориях области: в Кишертском - 24,8 (2004 г. - 9,0, 2003 г. - 11,0), Еловском - 15,8 (2004 г. - 6,1, 2003 г. - 8,5), Куединском - 12,8 (2004 г. - 3,4, 2003 г. - 2,2), Осинском - 12,5 (2004 г. - 1,2, 2003 г. - 3,5) Октябрьском - 12,1 (2004 г. - 2,9, 2003 г. - 6,4) районах. Наиболее низкие показатели: в Березовском - 2,1 (2004 г. - 2,0, 2003 г. - 5,8) и Сивинском - 2,1 (2004 г. - 4,0, 2003 г. - 5,5) районах.

Интенсивный показатель по психическим заболеваниям равен 3,6 (2004 г. - 2,8, 2003 г. - 3,2). В 23 территориях показатели выше: Карагайском -15,2 (2004 г. - 8,7, 2003 г. - 4,3), Усольском - 11,2 (2004 г. - 0, 2003 г. - 0), Верещагинском - 7,8 (2004 г. - 4,2, 2003 г. - 0,8), Красновишерском - 7,8 (2004 г. - 1,5, 2003 г. - 2,8), Октябрьском - 7,1 (2004 г. - 2,9, 2003 г. - 4,6) районах. Ниже среднеобластного уровня инвалидность в г.г. Березники - 0,9 (2004 г. - 2,8, 2003 г. - 2,8), Кунгур - 0,7 (2004 г. - 2,8, 2003 г. - 2,6). В Еловском (2004 г. - 6,1, 2003 г. - 0), Кишертском (2004 г. - 12,0, 2003 г. - 8,6), Соликамском (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,2) районах категория «ребенок-инвалид» по данной патологии не определялась.

Уровень  первичной  инвалидности по болезням нервной системы - 2,4 (2004 г. - 3,0, 2003 г. - 2,9). Выше среднеобластного показатель в 22 территориях: Очёрском - 8,6 (2004 г. - 4,9, 2003 г. - 3,2) и Еловском - 6,3 (2004 г. - 9,1, 2003 г. - 5,7) районах, г. Чайковский - 5,8 (2004 г. - 3,6, 2003 г. - 6,4), в Суксунском - 5,7 (2004 г. - 1,8, 2003 г. - 3,5) и Верещагинском - 5,2 (2004 г. - 1,7, 2003 г. - 3,9) районах. Минимальные показатели в Пермском - 1,0 (2004 г. - 0,5, 2003 г. - 3,5) и Нытвенском - 0,9 (2004 г. - 2,6, 2003 г. - 0) районах. В Березовском (2004 г. - 2,0, 2003 г. - 0), Уинском (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,6) и Чердынском (2004 г. - 7,0, 2003 г. - 5,1) районах категория «ребенок-инвалид» по заболеваниям нервной системы не устанавливалась.

По болезням костно-мышечной системы показатель равен 1,9 (2004 г. - 1,8, 2003 г. - 1,5). Максимальный уровень первичной инвалидности из 22 территорий с высокими показателями отмечен в Кишертском - 6,2 (2004 г. - 3,0, 2003 г. - 2,9), Сивинском - 6,2 (2004 г. - 0, 2003 г. - 0), Ильинском - 5,9 (2004 г. - 1,9, 2003 г. - 0), Красновишерском - 4,7 (2004 г. - 1,5, 2003 г. - 0) и Березовском - 4,3 (2004 г. - 2,0, 2003 г. - 1,9) районах. Значительно ниже первичная инвалидность в Верещагинском - 0,9 (2004 г. - 0,8, 2003 г. - 0) и Добрянском 0,7 (2004 г. - 1,3, 2003 г. - 0,6) районах. В гг. Александровск (2004 г. - 2,4, 2003 г. - 0), Гремячинск (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,3), Бардымском (2004 г. - 5,5, 2003 г. - 0), Еловском (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,8), Ординском (2004 г. - 4,4, 2003 г. - 0), Осинском (2004 г. - 1,2, 2003 г. - 0), Оханском (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,3), Соликамском (2004 г. - 5,1, 2003 г. - 0), Суксунском (2004 г. - 0, 2003 г. - 0), Уинском (2004 г. - 2,9, 2003 г. - 2,6) и Частинском (2004 г. - 2,5, 2003 г. - 2,4) районах инвалидность с данной патологией не определялась.

Интенсивный показатель по болезням эндокринной системы - 1,3 (2004 г. - 1,3, 2003 г. - 1,4). Выше показатели в 19 территориях области: Еловском - 6,3 (2004 г. - 3,0, 2003 г. - 2,8), Частинском - 5,0 (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,4), Ординском - 4,6 (2004 г. - 2,2, 2003 г. - 2,2), Чердынском - 4,4 (2004 г. - 1,4, 2003 г. - 2,5), Усольском - 3,7 (2004 г. - 0, 2003 г. - 0) районах. Значительно ниже показатели в Верещагинском - 0,9 (2004 г. - 1,7, 2003 г. - 0), Нытвенском - 0,9 (2004 г. - 0,9, 2003 г. - 2,5) районах и г. Кунгуре - 0,7 (2004 г. - 2,5, 2003 г. - 0,6). Во многих территориях ситуация по патологии эндокринной системы относительно удовлетворительная и первично категория «ребенок-инвалид» не устанавливалась: в Березовском районе (2004 г. - 0, 2003 г. - 1,9), Карагайском (2004 г. - 0, 2003 г. - 0), Горнозаводском (2004 г. - 5,8, 2003 г. - 2,6), Кунгурском (2004 г. - 2,5, 2003 г. - 0), Красновишерском (2004 г. - 1,5, 2003 г. - 2,8), Пермском (2004 г. - 0,5, 2003 г. - 0,9), Оханском (2004 г. - 0, 2003 г. - 0), Очёрском (2004 г. - 1,6, 2003 г. - 1,6), Соликамском (2004 г. - 0, 2003 г. - 2,2), Сивинском (2004 г. - 2,0, 2003 г. - 1,8) и Суксунском (2004 г. - 0, 2003 г. - 1,7).

В 2005 г. повторно освидетельствовано для подтверждения категории «ребенок-инвалид» 5005 чел. (2004 г. - 5385 чел., 2003 г. - 5920 чел.), подтверждена данная категория 4558 чел. чел. (2004 г. - 4830 чел., 2003 г. - 4933 чел.). Показатель полной реабилитации снизился и равен 8,9% (2004 г. 10,3%, 2003 г. - 16,7%) (табл.49.8). По месту проживания повторная инвалидность распределилась следующим образом: город - 72,3% (2004 г. - 72,4%, 2003 г. - 73,6%), село - 27,7% (2004 г. - 27,6%, 2003 г. - 26,4%). Повторно мальчики составили 56,4% (2004 г. - 57,7%, 2003 г. - 57,5%), девочки - 43,6% (2004 г. - 42,3%, 2003 г. - 42,5%) (табл.49.9). В 12,4% (2004 г. - 11,4%, 2003 г. - 10,8%) случаев - это дети в возрасте от 0 до 3 лет, от 4 до 7 лет: - 23,8% (2004 г. - 21,9%, 2003 г. - 20,3%), от 8 до 14 лет: 42,0% (2004 г. - 42,9%, 2003 г. - 43,8%), от 15 лет и старше: 21,8% (2004 г. - 23,8%, 2003 г. - 25,1%).

Информация о работе Положение детей в Пермском крае