Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад
Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.
Важнейшим фактором в формировании здоровья детского населения является питание. На 01.01.2006 в области функционирует 17 детских молочных кухонь (ДМК), 44 раздаточных пункта (2004 г. - 22 молочные кухни, 55 раздаточных пункта; 2003г. - 32 молочные кухни, 65 раздаточных пунктов). Количество детских молочных кухонь сократилось на 15, раздаточных пункта - на 21 в сравнении с 2003 г.
Услугами ДМК пользуется 50,5% детей первого года жизни (2003 г. - 47,6%, 2004 г. - 50,9%) и 33,6% детей второго года жизни (2003 г. - 35,9%; 2004 г. – 34,9 %).
Ассортимент выпускаемой продукции на молочных кухнях традиционен: молоко, кефир, творог. В небольшом количестве на ДМК гг. Перми, Кунгура, Кизела готовятся молочные смеси (Наринэ, Бифидок, Лактоша), но не более 3,4% от выпущенной продукции.
Затраты на питание детей
В 2005 г. отмечено некоторое уменьшение, 42,6% (РФ - 40,5%), детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании до 6 месяцев (2004 г. - 43,5%; 2003 г. - 45,9%); несколько увеличился, 41,5%, (РФ - 35,0%) процент детей, находящихся более 6 месяцев на грудном вскармливании (2004 г. - 41,4%; 2003 г. - 35,0%).
В рамках российско-американского проекта «Мать и дитя» продолжается работа по внедрению современных технологий, одной из которых является поддержка грудного вскармливания. В г. Перми функционирует городской центр по пропаганде грудного вскармливания на базе ДКБ №18.
В структуре детской неинфекционной заболеваемости края второе ранговое место занимают болезни органов пищеварения. За последние десять лет показатель распространенности данной группы болезней увеличился в 2,5 раза.
В соответствии с распоряжением №220-р губернатора Пермского края от 18.05.2005 «О мониторинге за организацией питания в образовательных учреждениях области» осуществлялся анализ детского питания в ОУ. Постоянный контроль ситуации, своевременное принятие управленческих решений позволили сохранить охват питанием учащихся в 2005 г. на уровне 86,9 % (2004 г. - 88,5%, 2003 г. - 88,1%).
Углубились различия в
Наиболее организованно питаются учащиеся начальных классов. По данным Департамента образования Пермской области количество школьников среднего и старшего звена, питающихся в ОУ, в среднем не превышает 68-62%, что негативно влияет на формирование организма в подростковом возрасте. В г. Перми по информации на конец 2005 г. питаются не более 34% старшеклассников. Отсутствует система организации дополнительного питания в школах.
Наблюдается положительная динамика показателей микробиологической безопасности готовой пищи в ОУ, удельный вес нестандартных проб в 2005 г. практически в 2 раза ниже показателя 2000 г., но остается выше среднероссийского показателя (табл.12).
Анализ выполнения норм питания показал, что в ДОУ области по-прежнему отмечается недовыполнение натуральных норм по таким продуктам, как молоко и свежие фрукты.
На фоне общего улучшения
В целом сократилось количество детских молочных кухонь, раздаточных пунктов; расходов на их содержание; отмечается некоторое уменьшение процента детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании до 6 месяцев, и увеличение процента детей, находящихся более 6 месяцев на грудном вскармливании.
Улучшились показатели безопасности и качества готовой пищи, калорийности в ОУ; не выполняются в достаточной степени натуральные нормы в ДОУ; несколько снизился охват горячим питанием детей в организованных коллективах; углубились различия в охвате питанием детей в городских и сельских территориях; отмечаются диспропорции в организованном питании школьников начального, среднего и старшего звена.
5. Образование, воспитание и развитие детей
5.1. Соблюдение прав детей на получение образования
Система общего образования области включает 910 дневных общеобразовательных школ (2004/05 уч.год - 980; 2003/04 уч.год. - 1014), в которых обучалось 266,0 тыс. чел. (2004/05 уч.год. - 283,8 тыс. чел.; 2003/04 уч.год - 307,8 тыс. чел.). В их числе 134 начальных, 200 основных, 576 средних школ (2004/05 уч.год - 183 начальных, 212 основных, 585 средних школ; 2003/04 уч.год - 206 начальных, 222 основных, 586 средних школ) (табл.38). На протяжении последних трех лет количество ОУ и обучающихся в них детей уменьшается. За истекший период количество начальных школ сократилось на 72, основных на 22, средних на 10 учреждений. Сокращение ОУ произошло в основном в сельских территориях: в Октябрьском (уменьшилось на 17); Бардымском (на 10), Берёзовском (на 7), Пермском (на 6); Ильинском (на 5) районах (табл.39.1, 39.2). Из общего количества средних школ - 80 учреждения с углубленным изучением отдельных предметов, 19 гимназий, 14 лицеев, 1 кадетская школа. В учреждениях повышенного статуса обучаются 40234 чел. (14% от общего количества обучающихся).
Система общего образования Коми-Пермяцкого автономного округа включает 115 общеобразовательных школ (2003/04 уч.год - 149; 2004/05 уч.год - 131), в которых обучалось 16663 чел. (2003/04 уч.год - 19579 чел.; 2004/05 уч.год - 18015 чел.). В числе ОУ - 18 начальных, 47 основных, 50 средних школ.
На протяжении последних трех лет количество ОУ и обучающихся в них детей также уменьшается. В целях реализации права детей на обучение на родном языке в 5 районах округа функционирует 46 национальных общеобразовательных школ с контингентом 3944 чел. (2004 г. – 53, с контингентом 4275 чел.).
По сравнению с 2004/05 уч.годом количество начальных общеобразовательных школ в округе сократилось на 15 учреждений, основных общеобразовательных школ на 1.
Сокращение сети в Пермской крае за последние три года связано с современной демографической ситуацией, образовательными потребностями населения региона, оптимизацией сети ОУ, направленной на создание условий для доступного, более качественного образования. Дети, получающие общее образование, имеют возможность выбора ОУ и формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности.
ОУ края предлагают
следующие формы получения
В Коми-Пермяцком автономном округе функционируют 7 общеобразовательных учреждений, при которых созданы классы заочного обучения (2003/04 уч.год - 6; 2004/05 уч.год - 5) с контингентом 128 чел. (2003/04 уч.год - 189; 2002/03 уч.год – 129 чел.).
В 2005 г. 1 человек экстерном окончил основную школу, 3 человека - среднюю. Количество детей, обучающихся индивидуально на дому по специальным программам, увеличилось с 52 человек в 2004/05 уч.году до 64 учащихся в 2005/06 уч.году. В общеобразовательных школах округа контингент обучающихся в классах компенсирующего обучения за последних три года оставался стабильным: 2003 г. – 72 чел., 2004 г. – 63 чел., 2005 г. – 73 чел.
Положительной
сохранялась тенденция
По данным КДНиЗП Пермской области в 2005 г. уменьшилось на 26,5% количество несовершеннолетних, отчисленных из всех типов ОУ, - на 12% в сравнении с 2004 г. число не работающих и не учащихся детей.
5.2. Качество общего образования
В настоящее время важным направлением развития образования является разработка подходов к переходу на новую систему управления – управление по результатам. С этой целью в регионе действует приоритетный проект «Управление качеством образования в Пермском крае на период до 2010 года». Проект реализуется в три этапа:
I этап: создание условий для объективной оценки качества образования;
II этап: переход на массовую систему оценки качества образования во всех типах ОУ и образовательных систем;
III этап: сопоставление результатов образовательной деятельности учреждений и образовательных систем.
В рамках проекта реализуются мероприятия по построению региональной системы объективной оценки качества образования. Это не только единый государственный экзамен (ЕГЭ), но и новые формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, мониторинг качества подготовки к обучению в школе выпускников ДОУ, мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы по чтению, русскому языку, математике, международные сравнительные исследования качества общего образования, разработка унифицированной модели «портфолио» учащегося (воспитанника) как дополнительной формы оценки качества образования.
В Пермском крае эксперимент по ЕГЭ в 2005 г. проходил по семи предметам: математика и русский язык (обязательные предметы), химия, история России, иностранные языки (предметы по выбору).
В эксперименте приняли участие выпускники 47 муниципальных образований края и 647 учреждений средних общеобразовательных школ, 15 вузов и филиалов вузов, 50 учреждений среднего профессионального образования.
В 2005 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 25674 выпускника, в том числе 3720 выпускников прошлых лет, учреждений НПО и СПО, которым предоставлялась возможность сдавать вступительные экзамены в форме ЕГЭ в июле вместе со школьниками по месту жительства или обучения. Для данной категории абитуриентов была также предоставлена возможность принять участие в пробном экзамене по математике в апреле 2005 г. Проводилась дополнительная работа через учреждения НПО, СПО, в средствах массовой информации разъяснялись условия их участия в ЕГЭ, возможность сдачи экзаменов единожды (либо в июне, либо в июле).
Наибольшие успехи по итогам сдачи ЕГЭ выпускники школ области продемонстрировали в знании иностранных языков. Так, средний тестовый балл по английскому языку составил 68,1. Аналогичный показатель по русскому языку – 50,6; по химии – 50,2; по математике – 49,7; по истории России – 49,2. Это примерно столько же, сколько в среднем по России.
У выпускников школ Коми-Пермяцкого автономного округа средний тестовый балл по результатам экзамена по математике составил 45,6 балла, что ниже общероссийского (49,6) и областного, но несколько выше результатов по округу 2004 г. (45,0). По сравнению с прошлым годом увеличился процент неудовлетворительных отметок (2004 г. – 25,2%, 2005 г. – 27,1%, Пермская область – 22%), доля хороших и отличных отметок сохранилась на том же уровне (32%, Пермская область – 41,7%). Самый высокий балл по математике в округе – 88 баллов, самый низкий – 0 баллов.
Средний тестовый балл по результатам экзамена по русскому языку составил 47,7, что ниже, чем по РФ (50,2) и Пермской области, но несколько выше прошлогоднего (47,4 балла). Уменьшилось число «двоек» (2004 г. – 9,9%, 2005 г. – 8,2%, Пермская область – 7,4%), увеличилась доля хороших и отличных отметок (2004 г. – 38,4%, 2005 г. – 40,4%, Пермская область – 48,5%). Самый высокий балл по русскому языку – 88 баллов (2004 г. – 99), самый низкий – 9 баллов. Самый высокий балл по русскому языку (88) получили 4 выпускника.
По химии средний тестовый балл составил 48 баллов, как и 2004 г., что несколько ниже общероссийского (48,7) и ниже показателей Пермской области. При равенстве среднего балла по результатам двух лет, произошли некоторые качественные изменения: уменьшился процент неудовлетворительных отметок (2004 г. – 10,3%, 2005 г. – 8,5%, Пермская область – 6,7%), увеличилась доля хороших и отличных отметок (2004 г. – 37,1%, 2005 г. – 38,7%, Пермская область – 53,6%). Самый высокий балл (76) получила выпускница Кувинской СОШ Щукина Анастасия. Самый низкий результат по химии – 18 баллов.
Средний тестовый балл по результатам экзамена по истории России составил 44,7, что ниже общероссийского (48,9) и областного. Доля хороших и отличных отметок составила 34,2% (Пермская область – 46,1, РФ – 45,7), неудовлетворительных – 21,5% (Пермская область – 13,4%, РФ – 13,2%). Самый высокий балл по истории – 74 балла, самый низкий – 14 баллов. Самый высокий балл по истории получили 3 выпускника.
При сдаче ЕГЭ 95% претендентов на золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении» подтвердили свои результаты.
5.3. Обучение
детей с опережающим развитием,
В Пермском крае дети с опережающим развитием имеют возможность обучения в общеобразовательных школах повышенного статуса: школах с углубленным изучением предметов разной направленности (80 учреждения), лицеях, имеющих естественно-математическую или техническую направленность (14), гимназиях (19 гуманитарной направленности). В учреждениях этих видов обучалось 40234 человека, что составило 14% от общего количества учащихся дневных школ.
В лицее №2 при Пермском государственном университете ежегодно выделяется 20-25 мест для обучения способных детей из сельских районов области.