Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:38, реферат
Профилактика заикания
Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.
Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).
Наличие заикающихся
в семье может иметь
Заикающимся родителям
рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного
воздействия для устранения заикания.
Для детей, речь
которых формируется в условиях
семьи с двуязычием (т.е. где говорят
на двух или более языках), должны
быть созданы особые условия. Нервная
система детей в период развития речи
испытывает значительное напряжение.
В одних случаях это задержка развития
каждой из языковых систем, которыми ребенок
овладевает одновременно, несоответствующий
возрасту малый словарный запас, задержка
формирования грамматических структур,
использование разных языков при построении
одной фразы и т.д. В других случаях может
развиться и заикание.
Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:
следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
нужно как следует
натренировать диафрагму, заставить
ее активно участвовать в
надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
Всем этим требованиям полностью отвечает дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Советую взять 2 наших знаменитых упражнения - "насос" и "обними плечи" - и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или спустя 1,5-2 ч после приема пищи.
При шумном коротком
вдохе носом на наклоне вперед
воздух заполняет все легкие снизу
доверху и прежде всего широкие
нижние основания, которые, как правило,
у заикающихся плохо
В упражнении "обними плечи" в момент шумного короткого вдоха носом "зажимается" узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого активно в процессе дыхания не участвовали. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани (на уровне шеи). Поэтому, обнимая себя за плечи в момент шумного короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.
Жизненная емкость легких после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 л.
Воздушная струя,
проходя при пассивном выдохе
через гортань ("теплый выдох"),
колеблет голосовые связки, тем самым
великолепно массируя их, заставляя смыкаться
во время фонации на всем их протяжении.
Упражнение 1. «КУЛАЧКИ»
Представленное упражнение является наиболее простым для выполнения в дыхательной гимнастике Стрельниковой А. Н. Его еще можно назвать элементом разминки. При его проведении в основном работают только легкие и другие органы системы дыхания, а также пальцы рук.
Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.
После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти
Упражнение требуется
повторить не менее четырех раз.
Далее нужно отдохнуть в
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой названа парадокс
Логопедический
массаж при заикании (Методика
логопедического
массажа модифицирована
Е.А. Дьяковой)
Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.
Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.
методика сегментарного массажа
Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.
Массаж следует
начинать с принятия правильной позы,
или позы покоя. Принятие правильной позы
способствует расслаблению мышц и не затрудняет
дыхание.
Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:
1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.
2. поза — полусидя,
в кресле с высоким подголовником. Специалист
занимает положение за спиной пациента.
Основные приемы сегментарного массажа:
1. поглаживание:
а) поверхностное поглаживание;
б) глубокое охватывающее поглаживание.
2. растирание.
3. разминание.
4.вибрация или поколачивание.
5. плотное нажатие.
1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.
Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.
Поглаживание подразделяется
а) Поверхностное поглаживание
Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.
б) Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.
в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.
2. Растирание— выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.
3. Разминание — максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.
4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.
Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.
5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.
Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.
При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.
Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.
Диагностика состояния мышц
Для правильного
выбора приемов и дозировки
— мышц шеи и верхнего плечевого пояса;
— мимических мышц;
— артикуляционных мышц;
— мышц языка.
Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.
Необходимо учитывать
эмоциональное состояние
Методика
и техника точечного
локального массажа
выполняется по легкой,
успокаивающей, расслабляющей
схеме воздействия:
ШАО-ХАЙ (С-3) с легким
надавливанием.
1. Точка ТЯНЬ-ТУ (I-22). Расположена в центре яремной вырезки, по срединной линии тела.
2. Точка ФЭН-ЧИ (VB-20), «точка сопряжения ручного и ножного меридианов «малый ян» и наружного поддерживающего меридиана». Расположена симметрично с обеих сторон, в затылочной области головы, на 1,5 цуня кзади от сосцевидного отростка.
3. Точка Я-МЭНЬ (Т-15). Расположена на 2 цуня ниже точки ФЭН-ФУ (находится под затылочным бугром).
4. Точка ГАО-ХУАН-ШУ (V-43). Расположена симметрично по обе стороны от срединной линии спины на 3 цуня вправо и влево на уровне четвертого-пятого грудных позвонков. (Находится по обеим сторонам от позвоночника, на пересечении горизонтальной линии, проведенной через вершину IV грудного позвонка, и вертикальной линии, отстоящей на 3 цуня от заднесрединного меридиана). При уточнении локализации необходимо обхватить себя руками за плечи так, чтобы лопатки разошлись в стороны.
5. Точка ХЭ-ГУ
(GI-4). Расположена на тыльной поверхности
правой и левой кисти.
Если свести
вместе первый и второй пальцы,
то образуется возвышение. Его
вершина и будет
Если развести большой и указательный пальцы одной руки и положить большой палец другой руки между ними на уровне складки между 1 и 2 фалангами, то искомая точка придется на промежуток между 1 и 2 пястными костями, в том месте, куда коснется конец большого пальца. При надавливании на это место может возникать ощущение боли, которая иррадиирует в сторону мизинца.