Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО  «МГГУ»)

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Б3. В.6 Психологическая диагностика развития дошкольников 

(с практикумом)

 

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

 

 

 

 

 

Основная образовательная  программа подготовки бакалавра (магистра) 
по направлению 
подготовки бакалавриата (магистратуры)

 


050400 Психолого-педагогическое  образование,

профиль "Психология образования"

(квалификация (степень) «бакалавр»)


(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием  
профиля  (названия магистерской программы)

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол №  1 от  01 сентября  2012 г.)   

 

Зав. кафедрой      

_______________И.А. Синкевич   

 

1 Методические рекомендации  по  изучению учебной дисциплины 

Б3. В.6 Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)

 

2. Автор программы: Тишкевич М.А., старший преподаватель

 

 

 

 

4.  Цели освоения дисциплины (модуля)

 

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» -  формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:

    • ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;
    • формирование умения формулировать в психологических терминах запрос  на проведение психологической диагностики, а также выдвигать диагностическую гипотезу и осуществлять ее проверку;
    • формирование умения самостоятельно подбирать и применять психодиагностический инструментарий, предназначенный для диагностики психологических особенностей дошкольников;
    • формирование умения проводить количественную и качественную обработку результатов диагностического обследования дошкольников и их интерпретацию;
    • формирование умения формулировать диагностическое заключение и разрабатывать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции и развитию интеллектуальных и личностных особенностей дошкольников.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины   
(модуля): 

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, обучающийся по дисциплине «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
  • готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 

- знать:

  • основные понятия психологической диагностики;
  • этапы проведения диагностического обследования;
  • особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста;
  • основные методы и методики, применяемые для диагностики интеллектуального и личностного развития дошкольников;
  • особенности проведения диагностики психологических особенностей дошкольника;

 

- уметь:

  • формулировать в психологических терминах запрос на проведение диагностического обследования;
  • формулировать диагностические гипотезы, осуществлять их проверку;
  • самостоятельно подбирать методы и методики диагностики психологических особенностей дошкольников;
  • планировать и проводить диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития ребенка;
  • осуществлять количественную и качественную обработку полученных данных и их интерпретацию;
  • составлять диагностическое заключение;
  • разрабатывать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции и развитию психологических особенностей дошкольников;

 

- владеть:

  • научной терминологией;
  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;
  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;
  • способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

 

10. Темы для самостоятельного изучения

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

 

Раздел 1. Методологические основы диагностики детей дошкольного возраста.

1.

Тема 1.1. Предмет, объект и задачи психологической диагностики.

Реферат по вопросам определения предмета, объекта и задач психологической диагностики

5

Сообщение на практическом занятии

2.

Тема 1.2. Этапы психологической диагностики.

Моделирование психодиагностического исследования: разработка  программы психодигностического исследования дошкольника по любой проблеме

5

Презентация программы на практическом занятии

3.

Тема 1.3. Психологический диагноз.

Моделирование деятельности психодиагноста: анализ случаев запроса на психодиагностику.

5

Индивидуальное собеседование

4.

Тема 1.4. Общая характеристика психического развития дошкольника.

Реферат по вопросам психического развития дошкольника

5

Сообщение на практическом занятии

5.

Тема 1.5. Специфика психологической диагностики детей дошкольного возраста.

Моделирование деятельности психодиагноста: анализ специфики диагностики детей дошкольного возраста

5

Индивидуальное собеседование

6.

Тема 1.6. Основные методы диагностики развития детей дошкольного возраста

Реферат с анализом основных методов диагностики развития дошкольников

5

Сообщение на практическом занятии

Раздел 2.  Психологическая диагностика деятельности в дошкольном возрасте.

7.

Тема 2.1. Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

5

Сообщение на практическом занятии

8.

Тема 2.2. Диагностика предметной деятельности.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

5

Сообщение на практическом занятии

9.

Тема 2.3 Диагностика трудовой деятельности.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

5

Сообщение на практическом занятии

10.

Тема 2.4 Диагностика игровой деятельности.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

5

Сообщение на практическом занятии

11.

Тема 2.5 Диагностика изобразительной деятельности.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

5

Сообщение на практическом занятии

12.

Тема 2.6. Диагностика музыкальной деятельности.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

5

Сообщение на практическом занятии

Раздел 3. Психологическая диагностика развития личности в дошкольном возрасте.

13.

Тема 3.1. Диагностика произвольности поведения и воли.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

10

Сообщение на практическом занятии

14.

Тема 3.2. Диагностика осознания нравственных норм.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

10

Сообщение на практическом занятии

Раздел 4. Психологическая диагностика познавательного развития в  дошкольном возрасте.

15.

Тема 4.1. Диагностика развития восприятия и памяти.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

10

Сообщение на практическом занятии

16.

Тема 4.2. Диагностика развития воображения и речи.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

10

Сообщение на практическом занятии

17.

Тема 4.3. Диагностика развития мышления.

Реферат  с анализом особенностей одной психодиагностической методики

10

Сообщение на практическом занятии


 

 

11. Образовательные технологии.

Компьютерное и бланковое тестирование

Дискуссия

Моделирование педагогических ситуаций

 

Интерактивные формы занятий.

 

раздела

(темы)

Формы

Тема 1.5.

Дискуссия по теме «Специфика психологической диагностики детей дошкольного возраста» - 4 часа.

Тема 2.4.

Решение ситуационных задач по теме «Диагностика игровой деятельности» - 4 часа.

Тема 2.5

Решение ситуационных задач по теме «Диагностика изобразительной деятельности.» - 4 часа

Тема 3.1.

Решение ситуационных задач по теме «Диагностика произвольности поведения и воли» - 4 часа.

Тема 4.3.

Решение ситуационных задач по теме «Диагностика развития мышления» - 4 часа.


 

 

12.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Предмет, объект и задачи психологической диагностики

 

План

  1. Предмет, объект и задачи психологической диагностики.
  2. Структура психологической диагностики.
  3. Области практического применения результатов психологической диагностики.
  4. Требования к методикам психологической диагностики и к работе психодиагноста.

 

  • Вопросы по теме
    1. Назовите особенности диагностики как специфического вида познания. В чем заключается отличие диагностики от научного познания и процесса узнавания?
    2. Охарактеризуйте подходы к пониманию объекта, предмета и основных задач психологической диагностики.
    3. Охарактеризуйте разделы диагностики как научной дисциплины: семиотический, технический, логический и деонтологический.
    4. С какими целями психодиагностика используется в образовательных учреждениях? Каковы сходства и отличия психологической диагностики и педагогической диагностики?
    5. Каковы особенности применения психодиагностики при проведении профотбора и профконсультации?
    6. В чем состоит специфика психодиагностики при проведении медицинско-психологической консультации?
    7. Назовите актуальные проблемы современной психологической диагностики.
    8. Какие требования предъявляются к методам психологической диагностики?

     

    Задания для самостоятельной работы

    1. Сделать краткие выписки из источников 3, 4, 7 (см. основная литература).
    2. Составить таблицу «Сходства и различия психологической и педагогической диагностик» (2, 3, 7).

     

    Основная литература

    1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 123 – 131.
    2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 26 – 37.
    3. Битнас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. – 1993. – № 2. – С. 12 – 18.
    4. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1985. – С. 22 – 25.
    5. Конференция «Диагностика в системе дошкольного образования» // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 149 – 154.
    6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 29 – 47.
    7. Шадриков В.Д. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 9. – С. 5 – 9.

     

    Дополнительная литература

    1. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М: Педагогика, 1989. – 160 с.
    2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
    3. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
    4. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России // Педагогика. – 2002. – № 2. – с. 15 – 20.
    5. Эбзеев М.М. Психологическая подготовка студентов педвуза // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 50 – 54.
    6. Юдина Е.Г. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. –С. 7 – 13; 1998. – № 2. – С. 39 – 47.

     

     

    Занятие 2.

    Тема: Основные психодиагностические методы и методики

     

    План

    1. Подходы к классификации методов психодиагностики. Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса.
    2. Характеристика типов тестовых методик.
    3. Характеристика типов опросников.
    4. Характеристика типов проективных методик.
    5. Характеристика методов наблюдения, беседы, контент-анализа.

    Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников