Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат
Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Ролевая игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом игры (3, с. 344).
Тема 2.5 Диагностика изобразительной деятельности.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Продуктивная деятельность – общее название для видов деятельности, направленных на создание материального продукта (рисование, конструирование, лепка и др.) (3, с. 343).
Тема 2.6. Диагностика музыкальной деятельности.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Умение – освоенный индивидом способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим действиям, позволяющая выполнять их точно и быстро; формируется путем упражнений, а совершенствуясь перерастает в навык (3, с. 346).
Раздел 3. Психологическая диагностика развития личности в дошкольном возрасте.
Тема 3.1. Диагностика произвольности поведения и воли.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Воля – способность к целенаправленной и сознательной деятельности, нередко вопреки непосредственным побуждениям (желаниям, стремлениям), играющим роль внутреннего препятствия, которые волевая деятельность должна преодолевать (3, с. 337).
Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым (3, с. 339).
Импульсивные действия – действия, совершающиеся под влиянием неосознанных внешних или внутренних побуждений (3, с. 339).
Капризы детские – особенности детского поведения, характеризующиеся нецелесообразными и неразумными действиями, необоснованным сопротивлением по отношению к требованиям взрослых; могут быть как кратковременными, так и закрепившимися в поведении ребенка (3, с. 340).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Произвольное действие – действие, совершаемое с заранее поставленной целью (3, с. 344).
Произвольность – характеристика внимания, развивающаяся у детей дошкольного возраста, состоит в способности сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на интересующих предметах (3, с. 344).
Самоконтроль – осознание и оценка индивидом на основе существующих эталонов собственных действий, психических процессов и состояний, что позволяет ему контролировать ситуацию (3, с. 344).
Самооценка – компонент самосознания, оценка субъектом самого себя, своей внешности, черт характера, способностей, поведения, личностных качеств и своего места в обществе; является важным регулятором поведения. Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной (3, с. 344).
Самосознание – осознанное отношение индивида к самому себе, своим потребностям, физическим и умственным способностям, поступкам, мотивам поведения, своим возможностям, целям, отношениям к окружающему миру, другим людям и самому себе. Уровень самосознания может варьировать и развиваться путем самопознания.
Тема 3.2. Диагностика осознания нравственных норм.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Капризы детские – особенности детского поведения, характеризующиеся нецелесообразными и неразумными действиями, необоснованным сопротивлением по отношению к требованиям взрослых; могут быть как кратковременными, так и закрепившимися в поведении ребенка (3, с. 340).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Негативизм – сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм – упрямство, нежелание выпонить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм – выполнение ребенком действия, противоположного требуемому (3, с. 342).
Привычка – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью (3, с. 343).
Раздел 4. Психологическая диагностика познавательного развития в дошкольном возрасте.
Тема 4.1. Диагностика развития восприятия и памяти.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Апперцепция – свойство психики, выражающаяся в зависимости восприятия от прошлого опыта, общего содержания и направленности психической деятельности человека, его личностных качеств (3, с. 335).
Восприятие – психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов (3, с. 337).
Воспроизведение – процесс восстановления закрепленного ранее материала – мыслей, образов, чувств, движений (3, с. 337).
Забывание – процесс постепенного снижения возможности припоминания и воспроизведения заученного материала (3, с. 338).
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и удержание нового материала (3, с. 338).
Избирательность – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности; заключается в выделении из всего объема воспринимаемого материала каких-либо объектов и признаков (3, с. 339).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом собственного прошлого опыта. Различают кратковременную, долговременную, оперативную память (3, с. 342 – 343).
Перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия (3, с. 343).
Сохранение – один из основных процессов памяти, обеспечивающий удержание прошлого опыта, в течение более или менее длительного времени (3, с. 345).
Узнавание – одно из проявлений памяти, процесс опознания и идентификации воспринимаемого объекта как известного по прошлому опыту (3, с. 346).
Тема 4.2. Диагностика развития воображения и речи.
Автономная речь – один из ранних этапов развития детской речи, представляет из себя большей частью искажения детьми услышанных от взрослых слов (3, с. 335).
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Воображение – форма психической деятельности, выражающаяся в построении новых образов действительности на основе ранее сформированных представлений (3, с. 337).
Контекстная речь – законченная в смысловом отношении речь, в которой точно установлены значения каждого слова или предложения (3, с. 340).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Объяснительная речь – речь, помогающая более ясно и отчетливо представить предмет, явление или правило (3, с. 342).
Речевая деятельность – использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления (3, с. 344).
Эгоцентрическая речь – речевая деятельность ребенка дошкольного возраста, обращенная к самому себе; представляет собой промежуточное звено между внешней речью и внутренней (3, с. 347).
Тема 4.3. Диагностика развития мышления.
Абстракция – операция мышления, заключающаяся в выделении субъектом определенных признаков, свойств или состояний предмета при отвлечении от остальных, несущественных (3, с. 335).
Анализ – мыслительная операция, процесс расчленения целого объекта на части.
Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте; различают непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание (3, с. 336).
Внутренняя речь – беззвучная речевая деятельность, средство мышления (3, с. 336).
Логическое мышление – мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями (3, с. 340).
Мышление – активный процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности. Развитие мышления человека связано с его личным практическим опытом и усвоенной им культурой человечества (3, с. 341).
Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).
Наглядно-действенное мышление – мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами (3, с. 341).
Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами (3, с. 341).
Обобщение – вид мыслительной деятельности, состоящий в выделении и фиксации общих признаков, устойчивых свойств предметов и явлений действительности; позволяет индивиду отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и второстепенных условий их наблюдения (3, с. 342).
19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки бакалавриата
050400 Психолого-педагогическое
профиль «Психология образования»
(код, направление, профиль)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Шифр дисциплины по РУП |
Б3. В.6 | ||||||||||||||||
Дисциплина |
Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом) | ||||||||||||||||
Курс |
2 |
семестр |
3 | ||||||||||||||
Кафедра |
психологии | ||||||||||||||||
Ф.И.О. преподавателя, звание, должность |
Тишкевич Марина Александровна, старший преподаватель | ||||||||||||||||
Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ |
180/5 |
Кол-во семестров |
2 |
Интерактивные формыобщ./тек. сем. |
20/10 | ||||||||||||
ЛКобщ./тек. сем. |
26/18 |
ПР/СМобщ./тек. сем. |
34/20 |
ЛБобщ./тек. сем. |
10/- |
Форма контроляобщ/тек.сем. |
экзамен/ - |
Содержание задания |
Количество мероприятий |
Максимальное количество |
Срок предоставления |
Основной блок | |||
Посещение лекционных и практических занятий |
19 |
20 |
сентябрь - декабрь |
Участие в интерактивных формах занятий |
2 |
30 |
ноябрь - декабрь |
Конспектирование научной литературы |
10 |
15 |
сентябрь - декабрь |
Подбор диагностических методик |
10 |
15 |
сентябрь - декабрь |
Контрольная работа |
2 |
10 |
ноябрь- декабрь |
Тестирование по дисциплине |
1 |
10 |
декабрь |
Всего: |
100 |
||
Дополнительный блок | |||
Подготовка рефератов |
20 |
по согласованию с преподавателем | |
Проведение диагностических методик |
30 | ||
Всего: |
50 |
Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников