Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Ролевая игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом игры (3, с. 344).

 

Тема 2.5 Диагностика изобразительной деятельности.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341). 

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341). 

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Продуктивная деятельность – общее название для видов деятельности, направленных на создание материального продукта (рисование, конструирование, лепка и др.) (3, с. 343).

 

Тема 2.6. Диагностика музыкальной деятельности.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, выражающееся в сознательном воздействии, познании и преобразовании природной и социальной действительности (3, с. 338).

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341). 

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341). 

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Умение – освоенный индивидом способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим действиям, позволяющая выполнять их точно и быстро; формируется путем упражнений, а совершенствуясь перерастает в навык (3, с. 346).

 

Раздел 3. Психологическая диагностика развития личности в дошкольном возрасте.

 

Тема 3.1. Диагностика произвольности поведения и воли.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Воля – способность к целенаправленной и сознательной деятельности, нередко вопреки непосредственным побуждениям (желаниям, стремлениям), играющим роль внутреннего препятствия, которые волевая деятельность должна преодолевать (3, с. 337).

Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым (3, с. 339).

Импульсивные действия – действия, совершающиеся под влиянием неосознанных внешних или внутренних побуждений (3, с. 339).

Капризы детские – особенности детского поведения, характеризующиеся нецелесообразными и неразумными действиями, необоснованным сопротивлением по отношению к требованиям взрослых; могут быть как кратковременными, так и закрепившимися в поведении ребенка (3, с. 340).

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (3, с. 341). 

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (3, с. 341). 

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Произвольное действие – действие, совершаемое с заранее поставленной целью (3, с. 344).

Произвольность – характеристика внимания, развивающаяся у детей дошкольного возраста, состоит в способности сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на интересующих предметах (3, с. 344).

Самоконтроль – осознание и оценка индивидом на основе существующих эталонов собственных действий, психических процессов и состояний, что позволяет ему контролировать ситуацию (3, с. 344).

Самооценка – компонент самосознания, оценка субъектом самого себя, своей внешности, черт характера, способностей, поведения, личностных качеств и своего места в обществе; является важным регулятором поведения. Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной (3, с. 344).

Самосознание – осознанное отношение индивида к самому себе, своим потребностям, физическим и умственным способностям, поступкам, мотивам поведения, своим возможностям, целям, отношениям к окружающему миру, другим людям и самому себе. Уровень самосознания может варьировать и развиваться путем самопознания.

 

Тема 3.2. Диагностика осознания нравственных норм.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Капризы детские – особенности детского поведения, характеризующиеся нецелесообразными и неразумными действиями, необоснованным сопротивлением по отношению к требованиям взрослых; могут быть как кратковременными, так и закрепившимися в поведении ребенка (3, с. 340).

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Негативизм – сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм – упрямство, нежелание выпонить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм – выполнение ребенком действия, противоположного требуемому (3, с. 342).

Привычка – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью (3, с. 343).

 

Раздел 4. Психологическая диагностика познавательного развития в  дошкольном возрасте.

 

Тема 4.1. Диагностика развития восприятия и памяти.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Апперцепция – свойство психики, выражающаяся в зависимости восприятия от прошлого опыта, общего содержания и направленности психической деятельности человека, его личностных качеств (3, с. 335).

Восприятие – психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов (3, с. 337).

Воспроизведение – процесс восстановления закрепленного ранее материала – мыслей, образов, чувств, движений (3, с. 337).

Забывание – процесс постепенного снижения возможности припоминания и воспроизведения заученного материала (3, с. 338).

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и удержание нового материала (3, с. 338).

Избирательность – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности; заключается в выделении из всего объема воспринимаемого материала каких-либо объектов и признаков (3, с. 339).

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом собственного прошлого опыта. Различают кратковременную, долговременную, оперативную память (3, с. 342 – 343).

Перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия (3, с. 343).

Сохранение – один из основных процессов памяти, обеспечивающий удержание прошлого опыта, в течение более или менее длительного времени (3, с. 345).

Узнавание – одно из проявлений памяти, процесс опознания и идентификации воспринимаемого объекта как известного по прошлому опыту (3, с. 346).

 

Тема 4.2. Диагностика развития воображения и речи.

Автономная речь – один из ранних этапов развития детской речи, представляет из себя большей частью искажения детьми услышанных от взрослых слов (3, с. 335).

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Воображение – форма психической деятельности, выражающаяся в построении новых образов действительности на основе ранее сформированных представлений (3, с. 337).

Контекстная речь – законченная в смысловом отношении речь, в которой точно установлены значения каждого слова или предложения (3, с. 340).

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Объяснительная речь – речь, помогающая более ясно и отчетливо представить предмет, явление или правило (3, с. 342).

Речевая деятельность – использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления (3, с. 344).

Эгоцентрическая речь – речевая деятельность ребенка дошкольного возраста, обращенная к самому себе; представляет собой промежуточное звено между внешней речью и внутренней (3, с. 347).

 

Тема 4.3. Диагностика развития мышления.

Абстракция – операция мышления, заключающаяся в выделении субъектом определенных признаков, свойств или состояний предмета при отвлечении от остальных, несущественных (3, с. 335).

Анализ – мыслительная операция, процесс расчленения целого объекта на части.

Анкетный опрос – метод социально-психологических исследований с помощью анкет (4, с. 22).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте; различают непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание (3, с. 336).

Внутренняя речь – беззвучная речевая деятельность, средство мышления (3, с. 336).

Логическое мышление – мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями (3, с. 340).

Мышление – активный процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности. Развитие мышления человека связано с его личным практическим опытом и усвоенной им культурой человечества (3, с. 341).

Наблюдение – один из основных методов психологии; преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов (3, с. 341).

Наглядно-действенное мышление – мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами (3, с. 341).

Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами (3, с. 341).

Обобщение – вид мыслительной деятельности, состоящий в выделении и фиксации общих признаков, устойчивых свойств предметов и явлений действительности; позволяет индивиду отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и второстепенных условий их наблюдения (3, с. 342).

 

19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению  подготовки  бакалавриата 

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»


(код, направление, профиль)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Шифр дисциплины по РУП

Б3. В.6

Дисциплина

Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)

Курс  

2

семестр

3

Кафедра

психологии

Ф.И.О. преподавателя, звание, должность

Тишкевич Марина Александровна, старший преподаватель

 

Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ

180/5

Кол-во семестров

2

Интерактивные формыобщ./тек. сем.

20/10

ЛКобщ./тек. сем.

26/18

ПР/СМобщ./тек. сем.

34/20

ЛБобщ./тек. сем.

10/-

Форма контроляобщ/тек.сем.

экзамен/ -


 

Содержание задания

Количество мероприятий

Максимальное количество  
баллов

Срок предоставления

Основной блок

Посещение лекционных и практических занятий

19

20

сентябрь - декабрь

Участие в интерактивных формах занятий

2

30

ноябрь - декабрь

Конспектирование научной литературы

10

15

сентябрь - декабрь

Подбор диагностических методик

10

15

сентябрь - декабрь

Контрольная работа

2

10

ноябрь- декабрь

Тестирование по дисциплине

1

10

декабрь

Всего:

100

 

Дополнительный блок

Подготовка рефератов

20

по согласованию с преподавателем

Проведение диагностических методик

30

Всего:

50

Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников