Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

  • Вопросы по теме
    1. Назовите критерии разделения психодиагностических методов.
    2. Перечислите достоинства и недостатки личностных опросников, проективных методик, тестов.
    3. Перечислите достоинства и недостатки наблюдения как метода психологической диагностики.
    4. Назовите основные правила организации диагностического интервью.
    5. Каковы основные особенности проведения беседы с детьми?

     

  • Задания для самостоятельной работы
    1. Выписать в словарь понятия: психодиагностика, метод, методика, тест, опросник, проективный метод.
    2. Перечертить и заполнить таблицу «Основания классификации психодиагностических методик» (1, с. 21).
    3. Подберите примеры психологических исследований с использованием различных психодиагностических методов из периодических изданий по психологии.
    4. Проанализируйте возможности и ограничения использования психодиагностических методов в деятельности психолога и педагога.
    5. Сделать выписки из источника 6.

     

  • Основная литература
    1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – С. 16 – 21.
    2. Бурлачук Л.Ф.  Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. – С. 108 – 112.
    3. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002. – С. 39 – 49.
    4. Психологическая диагностика: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – С. 42 – 78.
    5. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд, испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – С. 27 – 44.
    6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методы, подходы, оценки: виды диагностических материалов и организация диагностического процесса // Школьный психолог. – 2004. № 7. – С. 14 – 17.
    7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,1998. – С. 85 – 105.

     

    Дополнительная литература

    1. Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии.  – 1974. – № 1. – С. 116 – 122.
    2. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. – 1976. – № 4. – С. 6 – 30.
    3. Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / Отв. ред. А.К. Маркова, П.А. Разинов. – Петрозаводск, 1992. – 180 с.
    4. Чибисова Н. Цель и стратегия. Психологическая диагностика в работе психолога образования // Школьный психолог. – 2004.  – № 3. – С. 18 – 19.
    5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

     

     

    Занятие 3.

    Тема: Психологический диагноз

     

    План

    1. Понятие психологического диагноза.
    2. Соотнесение медицинского и психологического диагнозов.
    3. Симптоматический диагноз.
    4. Этиологический диагноз.
    5. Типологический диагноз.
    6. Диагностическое заключение и прогноз.

     

    Вопросы по теме

    1. В чем сущность медицинского и психологического подходов к постановке диагноза?
    2. К каким уровням диагноза относятся главные факторы развития, ведущие и значимые проявления и манифестации, доминантные и руководящие свойства, состояния и процессы?
    3. Каковы критерии установления психологического диагноза?
    4. Одним из ведущих показателей психологического диагноза является прогностичность. Раскройте содержание данного показателя.
    5. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?

     

    Задания для самостоятельной работы

    1. Выписать в словарь понятия: психологический диагноз, симптоматический диагноз, этиологический диагноз, типологический диагноз.
    2. Графически представить соотнесение уровней психологического диагноза, используя источник 1.
    3. Проанализировать схему динамической характеристики В.Смекала (6).
    4. Составить инструкцию по написанию диагностического заключения (5).

     

    Основная литература

    1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002. – С. 126 – 130, 145 – 146.
    2. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М.,1985.
    3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000. – С. 64 – 67.
    4. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2001. – С. 4.
    5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
    6. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – С. 350 – 353.

     

    Дополнительная литература

    1. Белкин А.С. Как поставить диагноз? // Народное образование. – 1973. – №8. – С. 47 – 54.
    2. Битянова М. Теоретический конструкт нормы // Школьный психолог. – 2000. – № 36. – С. 7.
    3. Вахромов Е. Норма и аномалия // Школьный психолог. – 2001. – № 30. – С. 4.
    4. Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 116 – 122.
    5. Семаго М. В поисках социально-психологических нормативов // Школьный психолог. – 2000. – № 12. – С. 8 – 9.
    6. Семаго М. Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии // Школьный психолог. – 2004. – № 6. – С. 6 – 8.

     

     

    Занятие № 4

    Тема: Профессионально-этические нормы работы психодиагноста

     

    План занятия

    1. Социальные проблемы тестирования.
    2. Факторы, влияющие на процесс диагностического исследования (культурные, ситуационные, контактные).
    3. Основные этические проблемы психодиагностики: квалификация психодиагноста, ограничение распространения диагностических методик, обеспечение тайны результатов исследования, конфиденциальность, сообщение результатов исследования.

    4. Основные принципы этического кодекса психолога-диагноста.

     

    Вопросы по теме

    1. Почему существуют требования ограничения распространения методик?
    2. Может ли педагог проводить психодиагностическое исследование детей?
    3. Каковы границы конфиденциальности?
    4. Каковы правила сообщения тестовых результатов третьим заинтересованным лицам? Как обеспечить право клиента на информацию о результатах диагностирования и ее конфиденциальность?
    5. Какие проблемы могут возникнуть при диагностировании детей?

     

    Задания для самостоятельной работы

    1. Выписать основные принципы этического кодекса (3).
    2. Проанализировать реальную диагностическую ситуацию, представленную в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Б. Кудзилова (3), с точки зрения соблюдения этических норм.
    3. Подготовить конспект по работе А. Анастази, С. Урбины (1).
    4. Заполните таблицу и прокомментируйте свой вариант заполнения, используя источник (2).

     

    Этапы диагностической работы                          

    Этические нормы и требования

    1. Изучение практического запроса

     

    2. Формулировка психологической  проблемы

     

    3. Выдвижение гипотез и т.д.

     

     

    Основная литература

    1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – С. 583 – 601.
    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок. – СПб., 2003. – С. 11 – 12.
    4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – С. 545 – 552.
    5. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2001. – С. 286 – 295, 352 – 364.

     

    Дополнительная литература

    1. Этический кодекс практического психолога в системе образования // Школьный психолог. – 2001. – № 44. – С. 13.
    2. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – С. 89 – 92, 115 – 139.
    3. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. –М., 1988.
    4. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

     

     

    Занятие 5.

    Тема: Общая характеристика психического развития дошкольника

     

    План

    1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
    2. Моделирующий характер деятельности в дошкольном возрасте.
    3. Основные достижения в личностной и познавательных сферах психики дошкольника.
    4. Произвольное поведение как итог психического развития с 3 до 7 лет.

     

    Вопросы по теме

    1. Дайте характеристику социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
    2. Назовите главные потребности дошкольного возраста.
    3. Дайте краткую характеристику особенностям развития деятельности в дошкольном возрасте.
    4. Охарактеризуйте основные достижения в личностной и познавательных сферах психики дошкольника.

     

    Задания для самостоятельной работы

      1. Подготовить конспекты по работам 2, 5, 6.

     

    Основная литература

      1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
      2. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 13 – 25.
      3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
      4. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
      5. Поддъяков Н. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 68 – 75.
      6. Эльконин Д.Б.  Развитие личности ребенка // Избр. психол. труды. – М., 1989. – С. 142 – 176.

     

    Дополнительная литература

    1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
    2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
    3. Поддъяков Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. – М., 1997.
    4. Поддъяков Н. Развитие ребенка-дошкольника // Педагогика. – 1996. - № 5.
    5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
    6. Эльконин Д.Б.  Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2. – С. 228 – 285.
    7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1986.

     

     

    Занятие 6.

    Тема: диагностика сформированности культурно-гигиентических навыков дошкольника

     

    План

      1. Освоение бытовых процессов в младенчестве и раннем детстве.
      2. Развитие культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте.
      3. Взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками в бытовой деятельности.
      4. Методики диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков.

     

    Вопросы по теме

    1. Каковы особенности освоения бытовых процессов в младенчестве и раннем детстве?
    2. Каковы особенности освоения нравственных норм в дошкольном возрасте?
    3. Охарактеризуйте формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
    4. Раскройте особенности взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками в бытовой деятельности.
    5. Объясните значение бытовой деятельности для психического развития.
    6. Опишите методики диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков (материал методик, ход исследования, схемы анализа данных).

     

    Задания для самостоятельной работы

      1. Составить таблицу «Освоение детьми от 1 года до 7 лет культурно-гигиенических навыков».
      2. Используя составленную таблицу, подготовить материалы для консультаций  родителей по темам: «Как научить малыша мыть руки (одеваться и пр.)?»; «Что должен уметь ребенок?» и др.
      3. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей формирования культурно-гигиенических навыков детей.
      4. Подготовить презентацию методик диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков.
      5. Подготовить схемы, картинки для формирования следующих культурно-гигиентических навыков: мытье рук, одевание, раздевание.
      6. Проанализировать протокол наблюдения (10, с. 12 – 14).
      7. Составить возможные планы работы с детьми, у которых не сформированы культурно-гигиентические навыки, используя подобранный материал.
      8. Проанализировать, как дети осознают необходимость выполнения культурно-гигиентических навыков, и разработать приемы, способствующие ее осознанию. Составить возможные перспективные планы развития указанных навыков.

     

    Основная литература

          1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М., 1991.
          2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи. – М., 1987.
          3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
          4. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980.
          5. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 1972. – С. 113 – 123, 170 – 174.
          6. Нисканен Л.Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1975.
          7. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1984. – С. 26 – 33, 53 – 65, 95 – 100, 132 – 142, 189 – 204.
          8. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
          9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
          10. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 8 – 17.
          11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М., 1997.

    Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников