Вопросы по теме
- Назовите критерии разделения психодиагностических
методов.
- Перечислите достоинства и недостатки
личностных опросников, проективных методик,
тестов.
- Перечислите достоинства и недостатки
наблюдения как метода психологической
диагностики.
- Назовите основные правила организации
диагностического интервью.
- Каковы основные особенности проведения
беседы с детьми?
Задания для самостоятельной
работы
- Выписать в словарь понятия: психодиагностика,
метод, методика, тест, опросник, проективный
метод.
- Перечертить и заполнить таблицу «Основания
классификации психодиагностических
методик» (1, с. 21).
- Подберите примеры психологических исследований
с использованием различных психодиагностических
методов из периодических изданий по психологии.
- Проанализируйте возможности и ограничения
использования психодиагностических
методов в деятельности психолога и педагога.
- Сделать выписки из источника 6.
Основная литература
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.
– СПб.: Речь, 2000. – С. 16 – 21.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник
для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер,
2003. – С. 108 – 112.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование:
методические рекомендации по проведению.
– СПб.: Речь, 2002. – С. 39 – 49.
- Психологическая диагностика: Учебное
пособие для вузов / Под ред. М.К. Акимовой,
К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – С. 42 –
78.
- Психологическая диагностика: Учебное
пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой.
2-е изд, испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – С.
27 – 44.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методы, подходы,
оценки: виды диагностических материалов
и организация диагностического процесса
// Школьный психолог. – 2004. № 7. – С. 14 –
17.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция
и развитие личности. – М.: Гуманит. изд.
центр «ВЛАДОС»,1998. – С. 85 – 105.
Дополнительная литература
- Венгер Л.А. О качественном подходе к
диагностике умственного развития ребенка
// Вопросы психологии. – 1974. – № 1. –
С. 116 – 122.
- Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных
понятиях психодиагностики // Вопросы
психологии. – 1976. – № 4. – С. 6 – 30.
- Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция
умственного развития в школьном и дошкольном
возрасте / Отв. ред. А.К. Маркова, П.А. Разинов.
– Петрозаводск, 1992. – 180 с.
- Чибисова Н. Цель и стратегия. Психологическая
диагностика в работе психолога образования
// Школьный психолог. – 2004. – № 3. – С. 18 – 19.
- Эльконин
Д.Б. Избранные психологические труды.
– М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Занятие 3.
Тема: Психологический
диагноз
План
- Понятие психологического диагноза.
- Соотнесение медицинского и психологического
диагнозов.
- Симптоматический диагноз.
- Этиологический диагноз.
- Типологический диагноз.
- Диагностическое заключение и прогноз.
Вопросы по теме
- В чем сущность медицинского и психологического
подходов к постановке диагноза?
- К каким уровням диагноза относятся главные
факторы развития, ведущие и значимые
проявления и манифестации, доминантные
и руководящие свойства, состояния и процессы?
- Каковы критерии установления психологического
диагноза?
- Одним из ведущих показателей психологического
диагноза является прогностичность. Раскройте
содержание данного показателя.
- Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного
прогнозов (в возрастном аспекте)?
Задания для самостоятельной
работы
- Выписать в словарь понятия: психологический
диагноз, симптоматический диагноз, этиологический
диагноз, типологический диагноз.
- Графически представить соотнесение
уровней психологического диагноза, используя
источник 1.
- Проанализировать схему динамической
характеристики В.Смекала (6).
- Составить инструкцию по написанию диагностического
заключения (5).
Основная литература
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002. – С. 126 – 130, 145 – 146.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика.
– М.,1985.
- Овчарова Р.В. Технологии практического
психолога образования. – М., 2000. – С. 64 – 67.
- Психологическая диагностика / Под ред.
К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2001. – С. 4.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
- Шванцара Й. Диагностика психического
развития. – Прага, 1978. – С. 350 – 353.
Дополнительная литература
- Белкин А.С. Как поставить диагноз? // Народное
образование. – 1973. – №8. – С. 47 – 54.
- Битянова М. Теоретический конструкт
нормы // Школьный психолог. – 2000. – № 36.
– С. 7.
- Вахромов Е. Норма и аномалия // Школьный
психолог. – 2001. – № 30. – С. 4.
- Венгер Л.А. О качественном подходе к
диагностике умственного развития ребенка
// Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С.
116 – 122.
- Семаго М. В поисках социально-психологических
нормативов // Школьный психолог. – 2000.
– № 12. – С. 8 – 9.
- Семаго М. Камень преткновения, или представления
о нормативности в специальной психологии
// Школьный психолог. – 2004. – № 6. – С. 6
– 8.
Занятие № 4
Тема: Профессионально-этические
нормы работы психодиагноста
План занятия
- Социальные проблемы тестирования.
- Факторы, влияющие на процесс диагностического
исследования (культурные, ситуационные,
контактные).
- Основные этические проблемы психодиагностики: квалификация психодиагноста, ограничение распространения диагностических
методик, обеспечение тайны результатов исследования, конфиденциальность, сообщение результатов исследования.
4. Основные принципы этического кодекса психолога-диагноста.
Вопросы по теме
- Почему существуют требования ограничения
распространения методик?
- Может ли педагог проводить психодиагностическое
исследование детей?
- Каковы границы конфиденциальности?
- Каковы правила сообщения тестовых результатов третьим заинтересованным
лицам? Как обеспечить право клиента на
информацию о результатах диагностирования
и ее конфиденциальность?
- Какие проблемы могут возникнуть при
диагностировании детей?
Задания для самостоятельной
работы
- Выписать основные принципы этического кодекса (3).
- Проанализировать реальную диагностическую
ситуацию, представленную в работе Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Б. Кудзилова
(3), с точки зрения соблюдения этических
норм.
- Подготовить конспект по работе А. Анастази,
С. Урбины (1).
- Заполните таблицу и прокомментируйте
свой вариант заполнения, используя источник
(2).
Этапы диагностической работы
|
Этические нормы и требования |
1. Изучение практического запроса |
|
2. Формулировка психологической
проблемы |
|
3. Выдвижение гипотез и т.д. |
|
Основная литература
- Анастази А., Урбина С. Психологическое
тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – С. 583
– 601.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь –
справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика
через рисунок. – СПб., 2003. – С. 11 – 12.
- Практикум по общей, экспериментальной
и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер,
2003. – С. 545 – 552.
- Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. –
М., 2001. – С. 286 – 295, 352 – 364.
Дополнительная литература
- Этический
кодекс практического психолога в системе
образования // Школьный психолог. – 2001.
– № 44. – С. 13.
- Романова
Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.
– СПб.: Питер, 2005. – С. 89 – 92, 115 – 139.
- Толстых
А.В. Морально-этические проблемы психологической
практики. –М., 1988.
- Шванцара
И. и др. Диагностика психического развития.
– Прага, 1978.
Занятие 5.
Тема: Общая
характеристика психического развития
дошкольника
План
- Социальная ситуация развития
в дошкольном возрасте.
- Моделирующий характер деятельности в дошкольном возрасте.
- Основные достижения в личностной и познавательных
сферах психики дошкольника.
- Произвольное поведение как итог психического развития с 3 до 7 лет.
Вопросы по теме
- Дайте характеристику социальной
ситуации развития в дошкольном возрасте.
- Назовите главные потребности
дошкольного возраста.
- Дайте краткую характеристику
особенностям развития деятельности в
дошкольном возрасте.
- Охарактеризуйте основные достижения в личностной и познавательных
сферах психики дошкольника.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспекты по работам 2, 5, 6.
Основная литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. – М., 1968.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка
в дошкольном возрасте // Вопросы психологии
ребенка дошкольного возраста / Под ред.
А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.
– С. 13 – 25.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп.
– М., 1985.
- Поддъяков Н. Проблемы психического
развития ребенка // Дошкольное воспитание.
– 2001. - № 9. – С. 68 – 75.
- Эльконин Д.Б. Развитие личности
ребенка // Избр. психол. труды. – М., 1989.
– С. 142 – 176.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Поддъяков Н. Основное противоречие развивающейся
психики ребенка. – М., 1997.
- Поддъяков Н. Развитие ребенка-дошкольника
// Педагогика. – 1996. - № 5.
- Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова,
А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
- Эльконин Д.Б. Некоторые итоги изучения
психического развития детей дошкольного
возраста // Психологическая наука в СССР.
– М., 1960. – Т. 2. – С. 228 – 285.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1986.
Занятие 6.
Тема: диагностика
сформированности культурно-гигиентических
навыков дошкольника
План
- Освоение бытовых процессов в младенчестве
и раннем детстве.
- Развитие культурно-гигиенических навыков
в дошкольном возрасте.
- Взаимоотношения детей со взрослыми
и сверстниками в бытовой деятельности.
- Методики диагностики сформированности
культурно-гигиенических навыков.
Вопросы по теме
- Каковы особенности освоения бытовых
процессов в младенчестве и раннем детстве?
- Каковы особенности освоения нравственных
норм в дошкольном возрасте?
- Охарактеризуйте формирование
культурно-гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста.
- Раскройте особенности взаимоотношений
детей со взрослыми и сверстниками в бытовой
деятельности.
- Объясните значение бытовой деятельности
для психического развития.
- Опишите методики диагностики сформированности
культурно-гигиенических навыков (материал
методик, ход исследования, схемы анализа
данных).
Задания для самостоятельной
работы
- Составить таблицу «Освоение детьми
от 1 года до 7 лет культурно-гигиенических
навыков».
- Используя составленную таблицу, подготовить
материалы для консультаций родителей
по темам: «Как научить малыша мыть руки
(одеваться и пр.)?»; «Что должен уметь ребенок?»
и др.
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей формирования
культурно-гигиенических навыков детей.
- Подготовить презентацию методик диагностики
сформированности культурно-гигиенических
навыков.
- Подготовить схемы, картинки для формирования
следующих культурно-гигиентических навыков:
мытье рук, одевание, раздевание.
- Проанализировать протокол наблюдения
(10, с. 12 – 14).
- Составить возможные планы работы с детьми,
у которых не сформированы культурно-гигиентические
навыки, используя подобранный материал.
- Проанализировать, как дети осознают
необходимость выполнения культурно-гигиентических
навыков, и разработать приемы, способствующие
ее осознанию. Составить возможные перспективные
планы развития указанных навыков.
Основная литература
- Бениаминова М.В. Воспитание детей. –
М., 1991.
- Гигиенические основы воспитания детей
от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи. – М., 1987.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь
характер. – М., 1980.
- Люблинская А.А. Воспитателю о развитии
ребенка. – М., 1972. – С. 113 – 123, 170 – 174.
- Нисканен Л.Г. Гигиеническое воспитание
детей дошкольного возраста. – М., 1975.
- Нравственное воспитание в детском саду
/ Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. –
3-е изд., испр. и доп. – М., 1984. – С. 26 – 33,
53 – 65, 95 – 100, 132 – 142, 189 – 204.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения
у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 8 – 17.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить
малыша к гигиене и самообслуживанию.
– М., 1997.