Основная литература
- Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений
ребенка и социальная психология детства
// Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С. 27
– 36.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное
развитие дошкольников. – М., 1986.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Психолого-педагогические проблемы нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
/ Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение
непосредственных и опосредованных побудителей
нравственного поведения детей // Вопросы
психологии. – 2001. - № 1. – С. 26 – 36.
- Субботинский Е.В. Нравственное развитие
дошкольника // Вопросы психологии. – 1983.
- № 4. – С. 29 – 38.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 59 – 64.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы
этического развития детей. – М., 1984.
- Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка
как условие нравственного воспитания
дошкольников // Вопросы психологии. –
1985. - № 3. – С. 55 – 61.
- Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа
Буратино. Формирование морального сознания
у дошкольников. – М., 1983.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Субботинский Е.В. Формирование морального
действия у дошкольников // Вопросы психологии.
– 1979. - № 3. – С. 47 – 55.
Занятие 14.
Тема: Диагностика развития
восприятия и памяти
План.
- Развитие ориентировки в свойствах предметов.
- Развитие видов восприятия.
- Развитие произвольности восприятия.
- Особенности проявления памяти в младенчестве
и раннем детстве.
- Основные направления развития памяти
в дошкольном возрасте.
- Развитие видов памяти.
- Развитие процессов памяти.
- Методики диагностики развития восприятия
и памяти.
Вопросы по теме
- Опишите особенности развития ориентировки
в свойствах предметов у детей.
- Опишите развитие видов восприятия: пространства,
времени, художественных произведений.
- Опишите развитие произвольности восприятия
ребенка.
- Раскройте особенности проявления памяти
в младенчестве и раннем детстве.
- Раскройте особенности развития видов
памяти в раннем детстве, рост объема памяти
и длительности сохранения материала.
- Назовите основные направления развития
памяти в дошкольном возрасте.
- Охарактеризуйте развитие видов памяти
в дошкольном возрасте: непроизвольной,
произвольной памяти.
- Опишите развитие процессов памяти.
- Раскройте влияние памяти на психическое
развитие дошкольника.
- Опишите методики диагностики развития
восприятия и памяти дошкольника.
Задания для самостоятельной
работы
- Составить таблицу «Показатели развития
видов восприятия у детей 3 – 7 лет».
- Проанализировать протокол наблюдения
(12, с. 67 – 69, 72 – 73).
- Подготовить презентацию методик диагностики
развития восприятия и памяти.
- Подобрать картины для рассматривания
и рассказывания детьми с целью развития
свойств и видов внимания, наблюдательности,
связной речи. Составить по ним вопросы.
- Подобрать дидактические игры для детей
с целью развития восприятия цвета, формы,
величины.
- Проанализировать недостатки в развитии
памяти и восприятия детей, их причины
и составить планы работы с такими детьми,
используя подобранные картины и дидактические
игры.
- Составить рекомендации для родителей
по развитию восприятия и памяти ребенка
в семье и организации наблюдений за животными
и птицами.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Перескажем сказку»,
«Как выучить стихотворение», «Наблюдайте
вместе с малышом», «Если у ребенка плохая
память», «Как заучивать с малышом стихи
(пересказывать)»
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития восприятия
и памяти ребенка.
Основная литература
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.
Воспитание сенсорной культуры ребенка.
– М., 1988.
- Гнедова Н.М., Елинова С.М. Произвольная
память детей 4 – 6 лет в условиях общения
// Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 67
– 71.
- Житникова Л.И. Учите детей запоминать.
– 3-е изд., доп. – М., 1985.
- Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий
в раннем дошкольном возрасте // Избр. психол.
труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. – С. 91 – 99.
- Истомина З.И. Развитие произвольной
памяти в дошкольном возрасте // Вопросы
психологии ребенка дошкольного возраста
/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца.
– М., 1995. – С. 75 – 90.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Лебедева С. О возможностях развития
образной памяти // Дошкольное воспитание.
– 1985. - № 8. – С. 52 – 54.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности
малыша. – М., 1996.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок
// Дошкольное воспитание. – 1986. - № 3. –
С. 30 – 33.
- Сенсорное воспитание в детском саду
/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой.
– 2-е изд. – М., 1981.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 65 – 74.
Дополнительная литература
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности
восприятия пространства у детей. – М.,
1964.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучения. –
М., 1969.
- Возрастные и индивидуальные различия
памяти / Под ред. А.В. Смирнова. – М., 1967.
– С. 3 – 111.
- Генезис сенсорных способностей / Под
ред. Л.А. Венгера. – М., 1976.
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Ендовицкая Т.В. Развитие ощущений и восприятий
// Психология детей дошкольного возраста.
Развитие познаваемых процессов / Под
ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. –
М., 1964. – С. 13 – 71.
- Ендовицкая Т.В. Развитие памяти // Психология
детей дошкольного возраста. Развитие
познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 94 – 114.
- Истомина З.И. Развитие памяти. – М., 1978.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Развитие логической памяти у детей /
Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1976. – С. 4 –
72, 187 – 255.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Теория и практика сенсорного воспитания
в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П.
Саккулиной. – М., 1965.
Занятие 15.
Тема: Диагностика развития
воображения и речи
План.
- Предпосылки развития воображения в
раннем возрасте.
- Основные направления развития воображения
дошкольника.
- Развитие видов воображения.
- Характеристика образов воображения
и операций их создания у дошкольника.
- Предпосылки развития речи в младенчестве.
Развитие речи в раннем детстве.
- Основные направления развития речи
в дошкольном возрасте.
- Развитие функций и видов речи в дошкольном
возрасте.
- Методики диагностики развития воображения
и речи.
Вопросы по теме
- Раскройте предпосылки развития воображения
в раннем возрасте.
- Назовите основные направления развития
воображения дошкольника.
- Раскройте особенности развития видов
воображения: воссоздающего, творческого,
непроизвольного, произвольного. Какова
роль речи в развитии произвольного, опосредованного
воображения?
- Дайте характеристику возникающих образов
и операций их создания у дошкольника.
- Назовите условия, пути и средства развития
воображения ребенка.
- Каково влияние воображения на психическое
развитие ребенка?
- Дайте характеристику особенностям развития
речи в раннем детстве.
- Назовите основные направления развития
речи в дошкольном возрасте.
- Раскройте особенности развития видов
и функций речи в дошкольном возрасте.
- Какова роль общения со взрослыми и сверстниками,
продуктивных видов деятельности, игры
в развитии речи?
- Раскройте значение освоения речи для
психического развития дошкольника.
- Опишите методики диагностики развития
воображения и речи дошкольника.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспекты (18, 22).
- Составить таблицу «Задачи развития
речи у детей 3 – 7 лет».
- Проанализировать протокол (20, с. 77 –
79).
- Подготовить презентацию методик диагностики
развития воображения и речи.
- Подобрать материал для рассказывания
(предметные картинки, игрушки, серии картинок,
начала сказок, их темы и планы).
- Подобрать дидактические игры, направленные
на развитие воображения детей.
- С помощью составленной таблицы проанализировать
недостатки в развитии связной речи детей
и разработать планы работы с такими детьми,
используя подобранный материал и дидактические
игры.
- Составить рекомендации для родителей
по руководству развитием связной речи
и воображения ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Учить малыша рассказывать»,
«Что и как читать ребенку», «Придумаем
сказку».
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития воображения
и речи ребенка.
Основная литература
- Богуш А.М. Речевая подготовка детей к
школе. – Киев, 1984.
- Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится
говорить. – М., 1988.
- Воспитание детей раннего возраста /
Е.О. Смирнова и др. – М., 1996.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество
в детском возрасте: Психологический очерк.
– 3-е изд. – М., 1991.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника.
– М., 1986.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях
развития воображения дошкольника // Вопросы
психологии. – 1988. - № 6. – С. 52 – 59.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.
– М., 1996.
- Ермолаева М.В. Практическая психология
детского творчества. – М., 2001.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
- Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого
развития ребенка / Отв. ред. В.К. Бояринчук.
– Ростов н/Дону, 1987.
- Кириллова Г.Д. Развитие воображения
в детстве (ранний и дошкольный возраст).
– Орел, 1992.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.
– М., 1996.
- Общение и речь: Развитие речи у детей
в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной.
– М., 1985.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока.
Психологические механизмы формирования.
– М., 1997.
- Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста: метод пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. –
М., 2009.
- Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей //
Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
– Т. 1. – С. 460 – 483.
- Сапогова Е.Е. Азбука воображения. – М.,
1995.
- Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого
как один из важнейших механизмов детского
воображения // Вопросы психологии. – 1990.
- № 6. – С. 45 – 52.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические
основы развития речи дошкольников. –
М., 2002.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений
и работников дошк. учреждений. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – С. 75 – 79.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.
– М., 2001.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем
детстве // Избр. психол. труды. – М., 1989.
– С. 365 – 380.
Дополнительная литература
- Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1988.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском
саду. – М., 1978.
- Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности
ориентировки на слово у детей. – М., 1978.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.
– М., 1973.
- Люблинская А.А. Детская психология. –
М., 1971.
- Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд.,
перераб. и доп. – М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1998.
- Репина Т.А. Развитие воображения // Психология
детей дошкольного возраста. Развитие
познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 247 – 267.
- Розенгард–Пупко Г.Л. Формирование речи
у детей раннего возраста. – М., 1963.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный
и младший школьный возраст. - М., 2000.
- Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех
до пяти лет: О формировании предложений
в речи детей. – М., 1966.
Занятие 16.
Тема: Диагностика развития
мышления
План.
- Предпосылки развития мышления в младенчестве.
Развитие мышления в раннем детстве.
- Специфика наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
- Основные направления развития мышления
дошкольника.
- Развитие мыслительных операций.
- Методики диагностики развития мышления:
материал методик, ход исследования, анализ
данных.
Вопросы по теме
- Раскройте предпосылки развития мышления
в младенчестве.
- Охарактеризуйте особенности развития
мышления в раннем детстве.
- Назовите основные направления развития
мышления дошкольника.
- Охарактеризуйте развитие мыслительных
операций у дошкольника.
- Раскройте специфику наглядно-образного
мышления в дошкольном детстве.
- Раскройте взаимосвязь развития мышления
и речи.
- Каково влияние мышления на психическое
развитие дошкольника?
- Опишите методики диагностики развития
мышления детей.
Задания для самостоятельной
работы
- Подготовить конспекты (1, 2, 6, 10).
- Составить таблицу «Овладение обобщающими
словами детьми 2 – 7 лет».
- Проанализировать протоколы (12, с. 82 –
86, 88).
- Подготовить презентацию методик диагностики
развития мышления.
- Подобрать дидактические игры, упражнения
и материал (загадки, картинки) для развития
мыслительных операций детей: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования,
классификации.
- Подобрать дидактические игры и упражнения
(лабиринты и пр.) для развития свойств
и видов внимания.
- Проанализировать недостатки в развитии
мыслительных операций и свойств внимания
детей, причины этих недостатков и составить
планы работы с такими детьми, используя
подобранный дидактический материал и
игры.
- Составить конспекты по проведению наблюдения
в природе по всем сезонам с целью развития
умения рассуждать и устанавливать причинно-следственные
связи.
- Составить рекомендации для родителей
по развитию мышления и свойств внимания
у ребенка в семье.
- Подготовить материал для консультаций
родителей по темам: «Детские вопросы
– это серьезно!», «Экспериментируйте
вместе с ребенком», «Как помочь малышу
стать внимательным», «Развивайте любознательность»,
«Владеет ли ваш ребенок обобщающими словами»
(можно использовать составленную таблицу).
- Разработать анкету для родителей, направленную
на выявление особенностей развития мышления
ребенка.