Психологическая диагностика развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)» - формирование у студентов умения осуществлять диагностическое обследование интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Реализация цели освоения дисциплины предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов с методами и методиками диагностики психологических особенностей дошкольников;

Вложенные файлы: 1 файл

33.МР_Психологическая диагностика развития дошкольника.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

Основная литература

  1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С. 27 – 36.
  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  5. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.
  6. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. – 2001. - № 1. – С. 26 – 36.
  7. Субботинский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. – 1983. - № 4. – С. 29 – 38.
  8. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 59 – 64.
  9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
  10. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 55 – 61.
  11. Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа Буратино. Формирование морального сознания у дошкольников. – М., 1983.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  3. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  6. Субботинский Е.В. Формирование морального действия у дошкольников // Вопросы психологии. – 1979. - № 3. – С. 47 – 55.

 

 

Занятие 14.

Тема: Диагностика развития восприятия и памяти

 

План.

  1. Развитие ориентировки в свойствах предметов.
  2. Развитие видов восприятия.
  3. Развитие произвольности восприятия.
  4. Особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве.
  5. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте.
  6. Развитие видов памяти.
  7. Развитие процессов памяти.
  8. Методики диагностики развития восприятия и памяти.

 

Вопросы по теме

  1. Опишите особенности развития ориентировки в свойствах предметов у детей.
  2. Опишите развитие видов восприятия: пространства, времени, художественных произведений.
  3. Опишите развитие произвольности восприятия ребенка.
  4. Раскройте особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве.
  5. Раскройте особенности развития видов памяти в раннем детстве, рост объема памяти и длительности сохранения материала.
  6. Назовите основные направления развития памяти в дошкольном возрасте.
  7. Охарактеризуйте развитие видов памяти в дошкольном возрасте: непроизвольной, произвольной памяти.
  8. Опишите развитие процессов памяти.
  9. Раскройте влияние памяти на психическое развитие дошкольника.
  10. Опишите методики диагностики развития восприятия и памяти дошкольника.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Показатели развития видов восприятия у детей 3 – 7 лет».
  2. Проанализировать протокол наблюдения (12, с. 67 – 69, 72 – 73).
  3. Подготовить презентацию методик диагностики развития восприятия и памяти.
  4. Подобрать картины для рассматривания и рассказывания детьми с целью развития свойств и видов внимания, наблюдательности, связной речи. Составить по ним вопросы.
  5. Подобрать дидактические игры для детей с целью развития восприятия цвета, формы, величины.
  6. Проанализировать недостатки в развитии памяти и восприятия детей, их причины и составить планы работы с такими детьми, используя подобранные картины и дидактические игры.
  7. Составить рекомендации для родителей по развитию восприятия и памяти ребенка в семье и организации наблюдений за животными и птицами.
  8. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Перескажем сказку», «Как выучить стихотворение», «Наблюдайте вместе с малышом», «Если у ребенка плохая память», «Как заучивать с малышом стихи (пересказывать)»
  9. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития восприятия и памяти ребенка.

 

Основная литература

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.  Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
  2. Гнедова Н.М., Елинова С.М. Произвольная память детей 4 – 6 лет в условиях общения // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 67 – 71.
  3. Житникова Л.И. Учите детей запоминать. – 3-е изд., доп. – М., 1985.
  4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем дошкольном возрасте // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. – С. 91 – 99.
  5. Истомина З.И. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 75 – 90.
  6. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  7. Лебедева С. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8. – С. 52 – 54.
  8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 1996.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  10. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 3. – С. 30 – 33.
  11. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд. – М., 1981.
  12. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 65 – 74.

 

Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
  2. Венгер Л.А. Восприятие и обучения. – М., 1969.
  3. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.В. Смирнова. – М., 1967. – С. 3 – 111.
  4. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976.
  5. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  6. Ендовицкая Т.В. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 13 – 71.
  7. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 94 – 114.
  8. Истомина З.И. Развитие памяти. – М., 1978.
  9. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  10. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  12. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1976. – С. 4 – 72, 187 – 255.
  13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  14. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной. – М., 1965.

 

 

Занятие 15.

Тема: Диагностика развития воображения и речи

 

План.

 

  1. Предпосылки развития воображения в раннем возрасте.
  2. Основные направления развития воображения дошкольника.
  3. Развитие видов воображения.
  4. Характеристика образов воображения  и операций их создания у дошкольника.
  5. Предпосылки развития речи в младенчестве. Развитие речи в раннем детстве.
  6. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.
  7. Развитие функций и видов речи в дошкольном возрасте.
  8. Методики диагностики развития воображения и речи.

 

Вопросы по теме

  1. Раскройте предпосылки развития воображения в раннем возрасте.
  2. Назовите основные направления развития воображения дошкольника.
  3. Раскройте особенности развития видов воображения: воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного. Какова роль речи в развитии произвольного, опосредованного воображения?
  4. Дайте характеристику возникающих образов и операций их создания у дошкольника.
  5. Назовите условия, пути и средства развития воображения ребенка.
  6. Каково влияние воображения на психическое развитие ребенка?
  7. Дайте характеристику особенностям развития речи в раннем детстве.
  8. Назовите основные направления развития речи в дошкольном возрасте.
  9. Раскройте особенности развития видов и функций речи в дошкольном возрасте.
  10. Какова роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи?
  11. Раскройте значение освоения речи для психического развития дошкольника.
  12. Опишите методики диагностики развития воображения и речи дошкольника.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить конспекты (18, 22).
  2. Составить таблицу «Задачи развития речи у детей 3 – 7 лет».
  3. Проанализировать протокол (20, с. 77 – 79).
  4. Подготовить презентацию методик диагностики развития воображения и речи.
  5. Подобрать материал для рассказывания (предметные картинки, игрушки, серии картинок, начала сказок, их темы и планы).
  6. Подобрать дидактические игры, направленные на развитие воображения детей.
  7. С помощью составленной таблицы проанализировать недостатки в развитии связной речи детей и разработать планы работы с такими детьми, используя подобранный материал и дидактические игры.
  8. Составить рекомендации для родителей по руководству развитием связной речи и воображения ребенка в семье.
  9. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Учить малыша рассказывать», «Что и как читать ребенку», «Придумаем сказку».
  10. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития воображения и речи ребенка.

 

Основная литература

  1. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984.
  2. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М., 1988.
  3. Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова и др. – М., 1996.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М., 1991.
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
  6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 52 – 59.
  7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
  8. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М., 2001.
  9. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.
  10. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка / Отв. ред. В.К. Бояринчук. – Ростов н/Дону, 1987.
  11. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). – Орел, 1992.
  12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.
  13. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985.
  14. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М., 1997.
  15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М., 2009.
  16. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 460 – 483.
  17. Сапогова Е.Е. Азбука воображения. – М., 1995.
  18. Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из важнейших механизмов детского воображения // Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – С. 45 – 52.
  19. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., 2002.
  20. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 75 – 79.
  21. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
  22. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. психол. труды. – М., 1989. – С. 365 – 380.

 

Дополнительная литература

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
  2. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978.
  3. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 1978.
  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.
  5. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  6. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  8. Репина Т.А. Развитие воображения // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаваемых процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 247 – 267.
  9. Розенгард–Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963.
  10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2000.
  11. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: О формировании предложений в речи детей. – М., 1966.

 

 

Занятие 16.

Тема: Диагностика развития мышления

 

План.

  1. Предпосылки развития мышления в младенчестве. Развитие мышления в раннем детстве.
  2. Специфика наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  3. Основные направления развития мышления дошкольника.
  4. Развитие мыслительных операций.
  5. Методики диагностики развития мышления: материал методик, ход исследования, анализ данных.

 

Вопросы по теме

  1. Раскройте предпосылки развития мышления в младенчестве.
  2. Охарактеризуйте особенности развития мышления в раннем детстве.
  3. Назовите основные направления развития мышления дошкольника.
  4. Охарактеризуйте развитие мыслительных операций у дошкольника.
  5. Раскройте специфику наглядно-образного мышления в дошкольном детстве.
  6. Раскройте взаимосвязь развития мышления и речи.
  7. Каково влияние мышления на психическое развитие дошкольника?
  8. Опишите методики диагностики развития мышления детей.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить конспекты (1, 2, 6, 10).
  2. Составить таблицу «Овладение обобщающими словами детьми 2 – 7 лет».
  3. Проанализировать протоколы (12, с. 82 – 86, 88).
  4. Подготовить презентацию методик диагностики развития мышления.
  5. Подобрать дидактические игры, упражнения и материал (загадки, картинки) для развития мыслительных операций детей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации.
  6. Подобрать дидактические игры и упражнения (лабиринты и пр.) для развития свойств и видов внимания.
  7. Проанализировать недостатки в развитии мыслительных операций и свойств внимания детей, причины этих недостатков и составить планы работы с такими детьми, используя подобранный дидактический материал и игры.
  8. Составить конспекты по проведению наблюдения в природе по всем сезонам с целью развития умения рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Составить рекомендации для родителей по развитию мышления и свойств внимания у ребенка в семье.
  10. Подготовить материал для консультаций родителей по темам: «Детские вопросы – это серьезно!», «Экспериментируйте вместе с ребенком», «Как помочь малышу стать внимательным», «Развивайте любознательность», «Владеет ли ваш ребенок обобщающими словами» (можно использовать составленную таблицу).
  11. Разработать анкету для родителей, направленную на выявление особенностей развития мышления ребенка.

Информация о работе Психологическая диагностика развития дошкольников