Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа
Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….
Результаты обучающего эксперимента исследуемой группы оказались следующими: средний уровень словесно-логического мышления составило – 6 детей (60 %), низкий уровень словесно-логического мышления составило – 4 человека (40 %). В то время как результаты контрольной группы оказались несколько ниже: средний уровень словесно-логического мышления составило – 4человека (40 %), низкий уровень словесно-логического мышления составило – 6 детей (60 %). Сравнительный анализ данных представлен в рисунке 2, в котором отражены данные эксперимента по выявлению успешности выполнения речевых проб.
Рисунок 2 – Сравнительный анализ уровней выполнения заданий экспериментальной и контрольной групп до и после обучения.
Таким образом, экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления, они располагают возможностями к его развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специальных средств и приемов логопедической работы.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение проблемы развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети данной категории испытывают затруднения в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи, имеют ограниченный словарь, отмечаются трудности лексико-грамматического оформления высказывания, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. В связи с этим возникает необходимость поиска и выбора новых путей и форм логопедической работы, направленных как на развитие внутриречевых, так и мыслительных процессов, формирование познавательного интереса, повышение мотивации к деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать более эффективному преодолению речевого дефекта. К сожалению, приходится констатировать, что на настоящий момент имеются лишь фрагментарные данные по развитию вербально-логического мышления в системе обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи. Это подчеркивает актуальность и значимость проблемы исследования.
С целью изучения особенностей вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент, состоящий их двух серий диагностических заданий.
Результаты экспериментального изучения показали, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность вербально-логического мышления, познавательных интересов и языковых средств общения. У детей оказывается несформированным умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи, ситуации, выделять в ней существенные элементы, осуществлять сравнение, обобщение, абстрагирование и адекватно оценивать результаты своей деятельности. У дошкольников с ОНР, имеющих нарушения в программировании высказывания, наблюдаются своеобразные варианты затруднений в решении мыслительных задач, несформированность мотивации и ориентировочной деятельности ребенка.
Результаты
экспериментального изучения привели
нас к убеждению, что у преобладающей части
детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи не происходит
самостоятельного овладения вербально-логическим
мышлением. Педагогический процесс должен
нести в себе корригирующее воздействие,
предусматривающие специальные упражнения
и задания, направленные на развитие вербально-логического
мышления.
Коррекционная работа имела воспитательный характер и была направлена не только на развитие вербально-логического мышления, но и на всестороннее развитие личности, ее познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие вербально-логического мышления осуществлялось путем подбора речевого материала с учетом актуальной для детей тематики, познавательных возможностей, возрастных и психологических особенностей, разнообразных заданий, созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях, а также путем активного включения детей в коммуникативную деятельность и осуществлялось как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Итогом коррекционной работы с детьми являлись качественные и количественные изменения в развитии вербально-логического мышления. Как показал контрольный эксперимент, предложенная и апробированная методика экспериментального обучения повысила эффективность логопедической работы в рамках развития вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Экспериментальное изучение выявило, что, несмотря на имеющийся у детей недостаточный уровень сформированности вербально-логического мышления, они располагают возможностями к его развитию при условии внедрения в процесс обучения и воспитания специальных средств и приемов логопедической работы.
Таким образом, целенаправленное введение в систему логопедической работы специальных направлений и приемов развития вербально-логического мышления, является мощным фактором воздействия и способно положительным образом влиять на речевую и мыслительную деятельность детей, совершенствовать их речевые умения и навыки, формировать причинно-следственные связи, расширять кругозор, образное видение мира, творческие способности, коммуникативные умения, тем самым способствуя более успешному решению всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Результаты экспериментального обучения в рамках проведенного исследования подтвердили целесообразность предложенной системы работы и позволили сделать следующие выводы:
1. Проблема развития вербально-
2. У дошкольников с общим
3. Целенаправленное
В рамках дипломной работы проблема развития вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи приобрела частично практическое решение. Многообразие ее составляющих требует новых решений.
Список использованных источников
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения
детской речи / А. Н. Гвоздев. –
СПб. : Детство-пресс, 2007. – 472 с.
15. Гончарова, В. А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 9–19.
16. Грибова, О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. 1995. – № 6. – С. 7–16.
17. Гуманистические проблемы психологической теории / под ред. К. А. Абульхановой-Славской [Электронный ресурс] – М. : Наука, 1995. – 214 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file. – Загл. с. экрана.
18. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова. – М. : Академия, 2006. – 464 с.
19. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008. – 328 с.
20. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст / Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева. СПБ. : Речь, 2009. – 208 с.
21. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества: учеб. пособие / М. В. Ермолаева. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЗК, 2005. – 304 с.
22. Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной
деятельности детей с легким психическим
недоразвитием в разных психолого-педагогических
условиях / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар /
Дефектология. – 2008. –
23. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помошь: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / М. В. Жигорева, М. : Академия, 2006. – 296 с.
24. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1104 с.
25. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников:
учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
26. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / А. В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М. : Международный и Психологический колледж, 1995. – С. 91–102.
27. Ильюшина, Т. Н. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста. Комплексные занятия / под ред. М. А. Васильевой. – Волгоград : Учитель, 2012. – 130 с.
28. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
29. Капская, А. Ю. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. – СПб. : Речь, 2006. – 226 с.
30. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Издательство: «Гном и Д», 2001. – 48 с.
31. Красильникова, Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. – М. : Сфера, 2010. – 128 с.
32. Лакомцев, А. П. Развиваем логику: стихи-загадки
/
33. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева. – СПБ. : Союз, 2001. – 224 с.
34. Левитес, В. В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника / В. В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: материалы межвузовской науч-практич. конференции 23-24 марта 2004 г. – Мурманск : МГПУ, 2004. – С. 54–58.
35. Леонтьев, А. А. Язык, речь и речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : КомКкнига, 2005. – 216 с.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл Академия, 2004. – 356 с.
37. Лепская, А. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / А. И. Лепская. – М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – 124 с.
38. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
39. Мартыненко, Л. А. Коррекция речевых
нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого-логопедических
занятий / Л. А. Мартыненко,
40. Микляева, Ю. В. Развитие речи в процессе их адаптации к ДОУ / Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. – М. : Айрис-пресс. 2005. – 71 с.
Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи