Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

2013 Дипл.р вербально-логическое мышление.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)
  1.  Нишева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  2. Новоторцева, Н. В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду / Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 2012. – 256 с.

46. Организация педагогического процесса в дошкольном 
образовательном учреждении компенсирующего вида / Т. В. Волосовец, 
С. Н. Сазонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 156 с.

47. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова. – М. : Гном, 2011. – 160 с.

  1. Перегуд, А. И. Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в условиях ОЭР / А. И. Перегуд,                             С. В. Конкевич, Н. Г. Кудрявцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 144 с.
  2. Поваляева, М. А. Невербальные средства общения / М. А. Поваляева, О. А. Рутер. – Волгоград : Феникс, 2006. – 352 с.

50. Пехарева, С. В. Развитие логического мышления и творческих способностей / С. В. Пехарева, М. П. Андрусенко. – М. : Основа, Триада Плюс, 2007. – 40 с.

51. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Электронный ресурс]                            / Н. Н. Поддьяков. – М. : Педагогика, 1985. – 272 с.  – Режим доступа:  http://www. psyinst.ru/library. – Загл. с. экрана. twirpx.com/file

52. Пристяжная, Т. В. ТРИЗ–педагогика: развитие мышления дошкольника. – / Т. В. Пристяжная. – Харьков : Основа, 2008. – 96 с.

53. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: игры и упражнения / авт.–сост.  Л. В. Зубарева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 99 с.

54.  Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. – М. : Институт психологии РАН, 2008. – 352 с.

55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –                 Спб. : Питер, 2009 – 720 с.

56. Савенков, А. И. Развитие логического мышления 6–7 лет /                                 А. И. Савенков. – М. : Издательство: Академия развития, 2004. – 75 с.

57. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М. : Академия, 2008. – 189 с.

58. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции /                 Е. Ф. Соботович. – М. : КлассиксСтиль, 2005. – 160 с.

59. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А Сохин. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 223 с.

  1. Степанова, О. А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Степанова. – М. : Форум, 2010. – 195 с

61. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями                  в развитии / Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 198 с.

62. Ткаченко, Т. А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи / Т. А. Ткаченко. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 48 с.

63. Ткаченко, Т. А. Символика для речевого развития / Т. А. Ткаченко. –      М. : Эксмо, 2006. – 48 с.

64. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – Психология мышления. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 189 с.

65. Тихомирова, Л. Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Академия развития, АСТ, 2004. – 96 с.

66. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : Владос, 2004. – 287 с.

67. Черкасова, Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие / Е. Л. Черкасова. – М. : Национальный книжный центр, 2011. – 192 с.

  1. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации /                     Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2010. – 192 с.

69. Шульгина, Е. В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками / Е. В. Шульгина. – СПб. : Детство- 
пресс, 2011. – 96 с.

70. Эльконин, Д. Б. Детская психология /  Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2008. – 384 с.

Приложение 1

Вопросы и задания по темам

ОВОЩИ

ВОПРОСЫ

  1. Как по-другому можно назвать овощи?
  2. Где растут овощи?
  3. О каких овощах говорится в стихотворении?
  4. Какие овощи вы знаете еще?
  5. У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие над землей?
  6. У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей?
  7. У каких овощей съедобны надземная и подземная части?
  8. Что можно приготовить из овощей?
  9. Как овощи хранят зимой?
  10. Какой уход нужен за овощами на огороде?

 

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: рассказать, из каких овощей можно приготовить щи, борщ, салат, солянку и т.д.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки огорода, грядок, разных овощей.

ФРУКТЫ

ВОПРОСЫ

  1. Что можно назвать фруктами?
  2. Где растут фрукты?
  3. О каких фруктах говорится в стихотворении?
  4. Какие фрукты вы знаете еще?
  5. Какие фрукты растут в садах нашего края?
  6. Какие фрукты продаются в магазинах, на рынке, но не растут у нас?
  7. Чем отличаются фрукты?
  8. Почему есть фрукты полезно для здоровья?
  9. Как хранят фрукты?
  10. Что из них можно приготовить?
  11. Почему варенье из фруктов полезнее сахара?
  12. Какие фрукты вам больше нравятся?
  13. Почему?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: рассказать о каком-либо фрукте: название, цвет, форма, запах, вкус, на чем растет, когда созревает.
  2. Родителям: подобрать с детьми цветные картинки сада с разными плодовыми деревьями, а также картинки с отдельными фруктами, включая те, которые у нас не растут (банан, ананас, апельсин, лимон, виноград, киви и т.д.); нарисовать любимые из них.

ЯГОДЫ

ВОПРОСЫ

  1. Куда дети пошли за ягодами?
  2. Какие ягоды собрали в лесу?
  3. Как можно назвать ягоды, которые рас гут в лесу? (Лесные.)
  4. Чем отличаются эти ягоды?
  5. Чем похожи все ягоды?
  6. Какие ягоды растут у вас на даче?
  7. Почему ягоды всегда собирают долго?
  8. Что можно приготовить из ягод?
  9. Как хранят ягоды зимой?
  10. Какая самая кислая ягода? Где она растет? (Клюква.)
  11. Почему можно сказать, что ягоды – сочные плоды?
  12. Какие вы знаете стихи и песни о ягодах?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: составить небольшой рассказ о любимых ягодах: форма, цвет, вкус, запах, на чем растет, где растет.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки – лес, лесные ягоды.

 

ГРИБЫ

ВОПРОСЫ

  1. Где растут грибы'? (В лесу, на лугах.)
  2. Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
  3. О каких грибах говорится в стихотворении?
  4. Найдите на картинке эти грибы и расскажите, чем они отличаются?
  5. Из каких частей состоит гриб?
  6. Почему в засушливое лето грибов мало?
  7. Грибы относятся к растениям или животным?
  8. Чем грибы отличаются от других растений? (Не цветут, нет семян.)
  9. Что можно приготовить из грибов?
  10. Как нужно собирать грибы?
  11. Почему нужно хорошо знать, какие грибы настоящие, съедобные, а какие ложные, для человека несъедобные?
  12. Какие вы знаете грибы, ядовитые для человека?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: назвать грибы и разделить на съедобные и несъедобные.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки, где изображены разные грибы.

РАСТЕНИЯ

ВОПРОСЫ

  1. Чем растения отличаются от животных?
  2. Что есть у всех растений?
  3. Чем они отличаются друг от друга?
  4. Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?
  5. Как рост и развитие растений зависят от климата?
  6. Что любому растению нужно для того, чтобы расти и развиваться?
  7. Какую пользу растения приносят помимо того, что выделяют кислород?
  8. Почему говорят, что человек за жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки леса, луга, разных деревьев, кустов, трав, цветов

ДЕРЕВЬЯ

ВОПРОСЫ

  1. Чем дерево отличается от куста?
  2. Дерево – это растение или животное?
  3. Какие деревья вы знаете?
  4. Чем они отличаются?
  5. Чем похожи?
  6. Какие деревья растут на нашем участке?
  7. На какие виды можно разделить деревья по листьям? (Хвойные, лиственные.)
  8. Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Садовые.)
  9. Как узнать, сколько дереву лет?
  10. Сколько лет может расти дерево? (Кедр до 500 лет.)
  11. Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются почти по поверхности земли?
  12. Почему лиственным! деревьям так важно сбросить листву на зиму?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: составить рассказ о любимом дереве; рассказать стихотворение.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки с изображением лиственных и хвойных деревьев.

КУСТАРНИКИ

ВОПРОСЫ

  1. Чем кустарник отличается от дерева?
  2. Какие кустарники вы знаете?
  3. Какие цветущие кустарники вы знаете?
  4. У каких кустарников красивые цветы и съедобные плоды?
  5. Как человек ухаживает за кустарниками в парках и скверах?
  6. Как кустарнику можно придать любую форму?
  7. Какие кустарники растут на нашем участке?
  8. Почему из кустарников получаются хорошие изгороди?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: рассказать стихотворение о кустарнике.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки, на которых изображены разные кустарники: сирень, жасмин, акация, орешник, шиповник, смородина, крыжовник и др.

ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ

ВОПРОСЫ

  1. Какие цветы называют луговыми?
  2. О каких луговых цветах говорится в стихотворении?
  3. Какие еще луговые цветы вы знаете?
  4. Где еще растут цветы?
  5. Как можно назвать цветы, растущие в горах? Лесах? Полях? В воде?
  6. Цветы относятся к растениям или животным? Почему?
  7. Какие цветы ваши любимые?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: рассказать о каждом цветке, из которого вы бы сплели венок.
  2. Педагогу: показать детям цветную картинку, где изображен луг с разнообразными цветами.

САДОВЫЕ ЦВЕТЫ

ВОПРОСЫ

  1. Какие цветы можно назвать садовыми?
  2. О каких садовых цветах говорится в стихотворении?
  3. Какие садовые цветы вы знаете еще?
  4. Какие цветы растут у вас на даче?
  5. Какие цветы растут у нас на участке?
  6. Как человек ухаживает за садовыми цветами?
  7. Садовые цветы – культурные или дикорастущие? Почему?
  8. Какие садовые цветы цветут раньше всех?
  9. Какие садовые цветы цветут осенью?
  10. Чем отличаются садовые цветы? Чем похожи?
  11. Какие садовые цветы вам нравятся больше всего? Чем?

ЗАДАНИЯ

  1. Детям: составить рассказ о цветущих растениях.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разнообразными садовыми цветами.

ЖИВОТНЫЕ

ВОПРОСЫ

  1. Чем животные отличаются от растений?
  2. О каких животных говорится в стихотворении?
  3. Почему среди животных выделили птиц, рыб, насекомых и другие группы животных?
  4. Чем похожи животные и человек?
  5. Как называются животные, которых приручил человек?
  6. Как называются животные, которых не приручил человек? Сравните способ передвижения разных животных. (Летают, плавают, бегают, скачут, ползают.)

Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи