Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:20, дипломная работа
Цель исследования – разработать методические рекомендации развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" посредством подвижных игр.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошкольного возраста …………………………….6
1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................6
1.2 Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................13
1.3 Анализ примерных основных общеобразовательных программ по реализации интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................16
1.4 Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"........................23
Вывод по первой главе..............................................................................................31
Глава 2. Теоретические основы использования подвижной игры как средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................34
2.1 Сущность и виды подвижных игр.....................................................................34
2.2 Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".....................................................................................40
2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................45
Вывод по второй главе..............................................................................................48
Заключение.................................................................................................................50
Список литературы....................................................................................................54
Приложения................................................................................................................57
Приложение 5
Диагностика уровня сформированности интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"
Динамика формирования интегративного
качества
«Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками»
(таблица, отражающая индивидуальную
динамику и степень формирования
интегративных качеств воспитанников
в уровнях и баллах)
Дата проведения:
______________________________
Группа: ______________________________
Воспитатели: ______________________________
Инструктор
по физической культуре: ______________________________
Педагог-психолог:
______________________________
Старший воспитатель:
______________________________
Показатели динамики формирования интегративного качества
№ |
Ф. И. ребенка |
Владение основными
культурно- |
Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур |
Сформированность основных движений и физических качеств |
Сформиро- |
Сформированность |
Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни |
Всего баллов |
Суммарный уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
9 |
|||||||||
10 |
|||||||||
11 |
|||||||||
12 |
|||||||||
13 |
|||||||||
14 |
|||||||||
15 |
|||||||||
16 |
|||||||||
17 |
|||||||||
18 |
|||||||||
19 |
|||||||||
20 |
|||||||||
21 |
|||||||||
22 |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
23 |
|||||||||
24 |
|||||||||
25 |
|||||||||
Итого |
Команда специалистов делает вывод о том, какому уровню соответствует достижение ребенком планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому или низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов:
Низший уровень – 1–3 балла, низкий – 4–6 баллов, средний – 7–9 баллов, высокий – 10–12 баллов.
Планируемые результаты
формирования интегративного качества
«Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками»
Владение
основными культурно-
Высокий. Навыки сформированы, автоматизированы (последовательно выполняет действия одевания, раздевания, умывания, приема пищи, укладывания на сон, ухода за одеждой), создает и контролирует условия их выполнения, исполняет качественно.
Средний. Навыки сформированы, основные из них успешно автоматизированы, обращает внимание на качество выполнения навыков.
Низкий. Навыки недостаточно автоматизированы, хотя основные умения освоены.
Низший. Навыки не автоматизированы, умения недостаточно освоены, качество выполнения низкое.
Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур:
Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого (одевание, раздевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон, уход за одеждой), культурно ведет себя в процессе гигиенических процедур.
Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.
Низкий. Выполняет отдельные гигиенические процедуры самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности.
Низший. Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.
Сформированность основных движений и физических качеств:
Высокий. Четко и координированно выполняет мелкомоторные движения (срисовывает многоугольники, пишет многие буквы правильно, в том числе сходные по написанию; вырезает предметы или их части из бумаги, сложенной гармошкой, складывает семисоставную матрешку, пирамидку, застегивает и расстегивает пуговицы, шнурует обувь, завязывает бант) и основные движения (строится и перестраивается во время движения, сохраняет динамическое и статическое равновесие в сложных условиях; сохраняет заданные скорость и ритм бега, выполняет сложные прыжки, метает в цель, передвигается по скамейке, подтягиваясь разными способами, лазает по наклонной и вертикальной лестнице; отбивает, передает, подбрасывает мяч разными способами), как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; уверенно дифференцирует правую и левую руку; последовательно сложные движения при выполнении по образцу, словесной инструкции, плану; имеет высокую точность незнакомых движений, выполняемых по образцу, способен произвольно расслабляться и мобилизоваться, контролировать тонус мышц конечностей, туловища, лица, шеи, создает творческое сочетание движений; двигательные качества сформированы, контролирует качество выполнения движения, адекватно оценивает свои движения с точки зрения точности и правильности, оценивает свои двигательные качества и мотивирует оценку, физические качества сформированы (быстро, ловко выполняет движения, сохраняет выносливость).
Средний. Четко и координированно выполняет мелкомоторные и основные движения, уверенно дифференцирует правую и левую руку; большинство движений выполняет правильно, проявляет старание, движения достаточно координированные; нарушает последовательность сложных движений при выполнении по образцу, словесной инструкции, плану; имеет невысокую точность незнакомых движений, выполняемых по образцу; способен произвольно расслабляться и мобилизоваться, но испытывает трудности контроля тонуса мышц конечностей, туловища, лица, шеи; затрудняется в создании творческого сочетания движений; двигательные качества сформированы; затрудняется в произвольном расслаблении и мобилизации, испытывает трудности контроля тонуса мышц конечностей, туловища, лица, шеи; часто не контролирует качество выполнения движений, недостаточно адекватно оценивает свои движения и двигательные качества, не мотивирует оценку или формально мотивирует; физические качества проявляет при выполнении знакомых движений.
Низкий. Большинство простых движений сформированы, мелкомоторные движения недостаточно сформированы; выделяет правую и левую руку, но иногда путает при выполнении деятельности; неуверенно выполняет сложные движения, особенно незнакомые; затрудняется в выполнении незнакомых и знакомых по плану, словесной инструкции; не всегда проявляет старание, координация движений недостаточная; без помощи взрослого не может создать творческое сочетание движений; двигательные качества недостаточно сформированы, не всегда проявляются в деятельности, не всегда контролирует выполнение движений, неадекватно оценивает движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; физические качества не сформированы.
Низший. Выделяет правую и левую руку, но часто путает при выполнении деятельности; не все простые основные движения сформированы; мелкомоторные движения недостаточно сформированы; сложные движения не освоены, не стремится научиться выполнять движения лучше или научиться новым движениям, четкость и правильность выполнения движений низкие; движения плохо координированные; двигательные качества не сформированы, не контролирует выполнение движений, не оценивает или неадекватно оценивает движения с точки зрения двигательных качеств, не мотивирует оценку; физические качества не сформированы.
Сформированность потребности в двигательной активности:
Высокий. Потребность в двигательной активности сформирована, испытывает удовольствие от движения, целесообразно организует свою двигательную активность, осмысленно относится к точности и правильности выполнения движений, осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.
Средний. Потребность в двигательной активности проявляет, но самостоятельно не организует, она возникает стихийно, не всегда следит за точностью и правильностью движений и не всегда самостоятельно контролирует свою двигательную деятельность.
Низкий. Потребность в двигательной активности ярко не проявляется, однако участвует в двигательной деятельности по предложению взрослого или сверстника, хотя интерес к ней сохраняется недолго; не контролирует качество своих движений.
Низший. Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни:
Высокий. Имеет четкие, осознанные начальные представления о показателях здоровья, закаливания, режиме дня, правильном питании и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
Средний. Представления недостаточно развернутые и осмысленные, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется в их объяснении.
Низкий. Представления нечеткие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни неосознанны.
Низший. Представления не сформированы.
Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни:
Высокий. Выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого.
Средний. Выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.
Низкий. Выполняет отдельные правила самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности.
Низший. Не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.
Уровень достижения детьми
планируемых результатов динамики
формирования интегративного качества
«Физически
развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками»
Сводная таблица по группе детей
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Низший |
Количество детей |
||||
Показатели, % |
Общая сумма
баллов подсчитывается для каждого
ребенка и проставляется в соот
Подсчитывается количество детей в %, имеющих тот или иной суммарный уровень. Данные заносят в сводную таблицу по группе детей «Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"».
Анализ (оценка)
уровня достижения детьми группы планируемых
результатов (показателей) динамики формирования
интегративного качества «физически
развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками»; комментарии к выявленным
индивидуальным особенностям развития
детей; проектирование индивидуального
маршрута образовательной работы: ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
_______________________