Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа
Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61
По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то дети старшего дошкольного возраста способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений : можно по-разному порадовать, огорчить, проявить заботу. При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность эффективность ребёнка, «срабатывая» там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника ещё не устойчива, самоконтроль слабый. Отсюда – важная задача воспитателя – развивать произвольное волевое поведение ребёнка в разных видах деятельности.
Старшие дошкольники проявляют
интерес к явлениям
Современные материалы
В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребёнок с любопытством наблюдает за другими детьми ревниво сравнивает их со своими достижениями, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. Во многих исследованиях отмечается, что к старшему дошкольному возрасту складываются устойчивые отношения детей друг к другу. (С. В. Коноваленко).
Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства прослеживается динамика в развитии общения: от младшего к старшему, увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения деятельность, а главное – у ребёнка возрастает потребность в общении со сверстниками. Он обретает чувство собственного достоинства и стремится, чтобы его уважали. (Я. Л. Коломинский).
Вместе с тем потребность
в общении и характер
Многочисленные
По мнению А. Н. Леонтьева
не менее значимым является
общение ребёнка со сверстником
Положение ребёнка в группе
тесно связано с формированием
качеств личности детей, но этот
процесс происходит не
Общение ребёнка со
Речевое общение дошкольников со сверстниками значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Такой сложной спектр отношения детей (притворство, желание выразить обиду, фантазирование) порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения.
Взрослый и сверстник способствую развитию разных сторон речи ребёнка. В общении со сверстниками ребёнок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
По мнению Ветровой В.В., речь ребёнка, обращённая ко сверстнику, является более понятной , развёрнутой и лексически богатой,. поскольку другой ребёнок является менее понятливым и чутким партнёром, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника играет важную положительную роль в развитии речи. Разговаривая со взрослым, дети не прикладывают особых усилий, для того чтобы их поняли, поддержали или ответили. Опыт отношений со взрослыми и сверстниками обретает для ребёнка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя. Совокупность опыта отношений ребёнка со взрослыми и другими детьми, подкреплённого участием в совместных видах деятельности, составляет специфический вид опыта – опыт самопознания. Его влияние на развитие детей ощущается на всех этапах дошкольного детства. Однако формирование опыта самопознания во многих случаях малопродуктивно. Содержание общения взрослого с ребёнком ориентировано, в основном, на уточнение его физического состояния, уровень удовлетворения физических потребностей. Между тем в дошкольном возрасте ребёнок нуждается во взаимодействии другого уровня – личностном, когда предметом обсуждения выступают эмоциональные состояния и проблемы поиска своего места в социуме.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые черты во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Отношения ко взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению со взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создаёт определённые предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-6 лет осваивают навыки коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
По мнению Е. Кравцовой и Е. Бережевской, если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию – ребёнок на конкретный вопрос воспитателя даёт правильный, ожидаемый ответ, а в реальных обстоятельствах ведёт себя совсем иначе. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявления детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Согласно Федеральным
Самостоятельная деятельность детей – это деятельность, направленная на получение новых знаний и использования полученных знаний ранее. В ней решаются разные задачи: социализация (игровые), математические задачи, художественное воспитание детей, экология, музыкальное развитие и т.д. Всё это будет зависеть от самого воспитателя, какая деятельность детям покажется наиболее интересной, ту они и будут продолжать использовать в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность
детей занимает большую часть
бодрствования. Самостоятельные игры
детей возникают по их
В процессе самостоятельной деятельности
у детей совершенствуется двигательная
сфера, закрепляется положительный настрой,
отмечаются дальнейшее развитие познавательных
процессов, внимания, речи, памяти, мышления,
воображения, первые ростки творчества.
Для осуществления
Для удовлетворения
потребностей ребенку
Среда окружающая ребёнка, должна быть разнообразной тематики, и в ней должно быть многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создается руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.
Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста, может быть оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др.). Данный мини-центр должен занимать небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.
А вот месту для игр с правилами нужно отвести значительное место в среде группы. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к учебной деятельности, игр с правилами для старших дошкольников огромное множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.
В старшем возрасте
возрастает роль книги как
источника новых знаний. В уголках
книги литература по разнообразным
темам расставлена или в алфави