Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

   По-иному происходит усвоение  этических норм. Если дети  среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то дети старшего дошкольного возраста способны к мотивированной оценке, более точной и  тонкой дифференцировке поведения. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений : можно по-разному порадовать, огорчить, проявить заботу. При выборе  решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность эффективность ребёнка, «срабатывая» там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника ещё не устойчива, самоконтроль слабый. Отсюда – важная задача воспитателя – развивать произвольное волевое поведение ребёнка в разных видах деятельности.

   Старшие дошкольники проявляют  интерес к явлениям общественной  жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить логику. Взаимосвязь между той многочисленной информации, которую они получают извне.

   Современные материалы исследований  показывают, что представления ребёнка о себе и его отношении к себе возникают в ходе общения. Ю. А. Кобазева считает что формирование образа «Я» ребёнка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляют его ближайшее социальное окружение: мир взрослых и мир сверстников.

  В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребёнок с любопытством наблюдает за другими детьми ревниво сравнивает их со своими достижениями, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. Во многих исследованиях отмечается, что к старшему дошкольному возрасту складываются устойчивые отношения детей друг к другу. (С. В. Коноваленко).

   Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства прослеживается динамика в развитии общения: от младшего к старшему, увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения деятельность, а главное – у ребёнка возрастает потребность в общении со сверстниками. Он обретает чувство собственного достоинства и  стремится, чтобы его уважали. (Я. Л. Коломинский).

    Вместе с тем потребность  в общении и характер отношений  зависят от партнёра по общению, от того, с кем общается ребёнок. В дошкольном детстве существуют  две сферы общения – со взрослым  и со сверстником. Часто возникает  вопрос: кто нужнее ребёнку и  с кем дети должны проводить больше времени – со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противостояния «или» - «или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребёнка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстниками развивается тоже по-разному.

    Многочисленные психологические  исследования показывают, что общение  ребёнка со взрослым является  главным и решающим условием  становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Оно обеспечивает приобщение детей к общественно - историческому  опыту человечества, через его посредство происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощёнными в материальные и духовные культурные ценности. Кроме того, первичное эмоциональное общение ребёнка со взрослым  является первоисточником развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его будущее. Личность ребёнка, его интересы, понимание себя, его сознания и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослым.

   По мнению А. Н. Леонтьева  не менее значимым является  общение ребёнка со сверстником. Именно в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми. В общении со взрослым ребёнок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, - обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе. Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определённым правилам. Ребёнок начинает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Кроме того, успешность процесса общения во многом определяется тем, как коммуникативные навыки формируются изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстников. Относительно устойчивые связи и отношения в группе социального приюта складывается не случайно, стихийно, а обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребёнок в группе занимает определённое положение. Оно может меняться под влиянием многих факторов.

   Положение ребёнка в группе  тесно связано с формированием  качеств личности детей, но этот  процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения положения  ребёнка в группе сверстников  – это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребёнка. Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника в детском коллективе – это положительная эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на снижении активности ребёнка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и агрессивность.

   Общение ребёнка со сверстниками  имеет ряд отличительных особенностей. Так, общение с детьми проходит  значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживлённо, чем со взрослыми. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращённой к взрослым.  Отличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику, заключается в преобладании инициативных высказываний над ответами. В контактах с ровесниками ребёнку значительно важнее высказываться самому, чем выслушивать товарища.

    Речевое общение дошкольников  со сверстниками значительно  богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Такой сложной спектр отношения детей (притворство, желание выразить обиду, фантазирование) порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения.

   Взрослый и сверстник способствую развитию разных сторон речи ребёнка. В общении со сверстниками ребёнок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

   По мнению Ветровой В.В., речь ребёнка, обращённая ко сверстнику, является более понятной , развёрнутой и лексически богатой,. поскольку другой ребёнок является менее понятливым и чутким партнёром, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника играет важную положительную роль в развитии речи. Разговаривая со взрослым, дети не прикладывают особых усилий, для того чтобы их поняли, поддержали или ответили. Опыт отношений со взрослыми и сверстниками обретает для ребёнка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя. Совокупность опыта отношений ребёнка со взрослыми и другими детьми, подкреплённого участием в совместных видах деятельности, составляет специфический  вид опыта – опыт самопознания. Его влияние на развитие детей ощущается на всех этапах дошкольного детства. Однако формирование опыта самопознания во многих случаях малопродуктивно. Содержание общения взрослого с ребёнком  ориентировано, в основном, на уточнение его физического состояния, уровень удовлетворения физических потребностей. Между тем в дошкольном возрасте ребёнок нуждается во взаимодействии другого уровня – личностном, когда предметом обсуждения выступают эмоциональные состояния и проблемы поиска своего места в социуме.

 

  

   Таким образом, в старшем  дошкольном возрасте у детей  появляются новые черты во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Отношения ко взрослым выражается  в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению со взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создаёт определённые предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В  коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-6 лет осваивают навыки коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

    По мнению Е. Кравцовой  и Е. Бережевской, если есть общая  цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на  занятиях в детском саду можно  встретить такую ситуацию – ребёнок на конкретный вопрос воспитателя даёт правильный, ожидаемый ответ, а в реальных обстоятельствах ведёт себя совсем иначе. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей:  проявления детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.

1.3. Организация самостоятельной  деятельности детей старшего  дошкольного возраста

 

 

   Согласно Федеральным государственным  требованиям, образовательная деятельность  осуществляется в режимных процессах, в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и работе с родителями.

Самостоятельная деятельность детей – это деятельность, направленная на получение новых знаний и использования полученных знаний ранее. В ней решаются разные задачи: социализация (игровые), математические задачи, художественное воспитание детей, экология, музыкальное развитие и т.д. Всё это будет зависеть от самого воспитателя, какая деятельность детям покажется наиболее интересной, ту они и будут продолжать использовать в самостоятельной деятельности.

   Самостоятельная деятельность  детей занимает большую часть  бодрствования. Самостоятельные игры  детей возникают по их собственной  инициативе. Их не ограничивают  ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен  сам менять вид деятельности, место игры, ее цель. 
В процессе самостоятельной деятельности у детей совершенствуется двигательная сфера, закрепляется положительный настрой, отмечаются дальнейшее развитие познавательных процессов, внимания, речи, памяти, мышления, воображения, первые ростки творчества.

   Для осуществления самостоятельной  деятельности необходимо создание  предметно – развивающей среды. Предметно-развивающая среда для детей старшей  группы организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.

         Для удовлетворения  потребностей ребенку необходимы  объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.

Среда окружающая ребёнка, должна быть разнообразной тематики, и в ней должно быть многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создается  руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.

     Например, для самостоятельных  игр детей старшего возраста,  может быть  оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий  ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др.).  Данный мини-центр  должен занимать небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.

      А вот месту  для игр с правилами нужно  отвести значительное место в среде группы. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к учебной деятельности, игр с правилами для старших дошкольников огромное множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

      В старшем возрасте  возрастает роль книги как  источника новых знаний. В уголках  книги  литература по разнообразным  темам расставлена или в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в пластмассовых папках – уголках (сказки - символ - колобок, природоведческая литература - ёлочка, познавательная - глобус или знак вопроса, книги, принесённые из дома - домик и т.д.). Воспитатели учат детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Целесообразнее размещать уголок книги в хорошо освещённом месте группы, установив там столик, стульчики или диванчик. Дети могут использовать книги в своей самостоятельной деятельности, читать их, изучать, и даже показывать театрализованное представление по мотиву книги, главное правильно  её преподнести. Направить ребёнка на использование художественной литературы, заинтересовать его.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности