Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЭЛ.ВЕР..doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

   Цель первого этапа исследования:

-выявить уровень развития коммуникативных  навыков у старших дошкольников.

   Для решения поставленной  цели использовались такие методы, как наблюдение, беседа с воспитателями, с родителями, диагностика.

   В исследовании пользовалась  критериями, рекомендованными М.И. Лисиной:

1. Умение поддерживать беседу.

2. Высказывать свою точку зрения  согласие, несогласие с ответом товарищей.

3. Строить высказывания.

4. Восприятие детьми оценки, что  даёт им взрослый и их самооценки.

5. Вступать в контакт со сверстниками.

Определили уровни:

    Высокий - Ребенок умеет  вступать в общение, может самостоятельно, не опираясь на словесный образец взрослого задавать вопросы, как взрослым, так и партнерам - сверстникам; быстро находит ответ на любой поставленный вопрос; активно вступает в коллективные разговоры, умеет говорить, дожидаясь своей очереди, хорошо развита культура диалога. В диалоге ориентируется на свой жизненный опыт – редко использует словесный образец воспитателя, умеет слушать партнера – сверстника.

    Средний - Ребенок умеет  вступать в общение, умеет задавать  вопросы взрослому, но редко задает  вопросы партнеру – сверстнику; есть затруднения в нахождении точного ответа на поставленный вопрос; с интересом участвует в коллективных разговорах, при этом не умеет ждать  очереди в высказывании своей реплики. В диалоге в большей степени ориентируется на партнера – взрослого, чем на партнера – сверстника.

    Низкий - Ребенок не умеет  вступать в общение, не умеет  задавать вопросы и с трудом  находит ответы на них; в коллективных  разговорах редко принимает участие. В построении диалога ориентируется  только на словесный образец взрослого.

    В беседе с воспитателями  выяснили, какие они используют  методы работы с детьми. Дали  характеристику детям: малообщительные, замкнутые, не всегда высказывают  свою точку зрения, некоторые  не умеют вступать в контакт  со сверстниками и взрослыми, не всегда соглашаются с ответами товарищей.

    Мы наблюдали за тем, как родители общаются с детьми  во время приёма в утренний  отрезок времени и сбора детей. В речи некоторых родителей  присутствуют авторитарные ноты, жаргонные слова; во время одевания  торопят детей, не выслушивают их рассказы, впечатления о прошедшем дне. В дальнейшем мы обратили внимание на то, что эти дети не всегда вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

    Мы проводили наблюдение  и анализ общения детей в  разных видах деятельности: на  занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности.

   Была проведена прогулка  с целью выявления коммуникативных  навыков, умение отвечать на вопросы.

   Были предложены вопросы:

-Какая сегодня погода?

-Есть ли осадки?

   Были предложены упражнения:

-«Покружись, как листочек»

-«Скажи как дует ветер» (ш-ш-ш)

-«Покажи. Как качаются деревья, когда дует ветер»

   Особенное внимание уделялось  развитию словарного запаса (могут  ли дети называть состояния  погоды – жарко, холодно, гололёд, слякоть, дует ветер, какие птицы зимуют у нас, а какие улетают на юг. Могут ли дети различать проезжую часть, тротуар, понимать значение зелёного, красного, жёлтого сигналов светофора).

    Не все дети отвечали  на вопросы, но наблюдали с  интересом.

Была проведена беседа о том, как дети помогают своим мамам.

Цель: узнать, как дети оказывают помощь взрослым, отвечают на вопросы.

Были предложены вопросы:

-Ты помогаешь маме?

-Как ты помогаешь маме?

-Что ты делаешь?

   Дети отвечают на вопросы, рассказывают, как они помогают  маме.

   После беседы провела игру «Дочки – матери».

   Большинство детей с теплотой  и уважением относятся к труду  и результатам труда своей  мамы, с удовольствием отвечали  на предложенные вопросы и  играли в игру, проявляли положительные  эмоции, пользовались мимикой и  жестами для выражения мыслей, старались вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.

   Были проведены 5 различных  видов игр с целью выявления  развития коммуникативных навыков.

 Первая игра, которую мы предложили  детям, называлась «Расследование».

Цель: выявить умение детей  высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

   Для игры все участники  закрывают глаза, мы  выбираем  одного из детей и прячем  его в прихожей. По команде  дети открывают глаза, мы объясняем, что они должны понять, кто ушёл, кого не хватает среди них. Вспомнив этого ребёнка, дети припоминают как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего, когда предложения закончатся, ребёнок выходит из прихожей и все могут увидеть и сравнить. Насколько точным было их описание.

   Сначала дети были не  очень уверены в своих ответах, потому как игра для них  оказалась не знакомой, но уже  после того, как они угадали  первого отсутствующего, у них  появился интерес и желание играть, каждый хотел побывать на месте отсутствующего. Всего лишь несколько человек смогли почти точно описать в чём был этот ребёнок, думаю что и остальные стали более наблюдательными, так как они старались больше рассматривать и запоминать друг друга. Во время всей игры они общались, советовались друг с другом, конечно же возникали и конфликты, но мы старались их сгладить и дети спокойно и уверенно продолжали играть. Игра им очень понравилась. Выбрав ведущего, мы позволили детям играть уже более самостоятельно и развивать свою фантазию.

   После детям была предложена  игра «Скажи по- другому».

   Цель: выявить умение строить  высказывание.

   Мы говорим: «У одного  мальчика было плохое настроение. Какими словами про него можно  сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный и др.) Почему вы так решили?»

Далее были предложены аналогичные задания: «Девочка торопится в школу. (какая она?) Через окно видно, что идёт сильный дождь (как об этом сказать иначе?)».

  Задание оказалось знакомым  детям, они давали множество ответов, пусть и не всегда правильных, но главного  мы добились – это умение высказаться, вне зависимости от результата, когда дети смеялись над ребёнком, который дал неправильный ответ, напомнили, что лучше высказать свою мысль, пусть она и не правильная. Таким образом,  мы привлекли детей стеснявшихся ответить и вызвали у них желание высказываться.

 Была предложена игра «Кто  твой друг?»

Цель: выявить умение поддерживать беседу.

      Игра рассчитана  на длительное проведение –  вечер, или несколько дней. Перед началом игры нужно записать имена участников или участника на листе бумаги, и подписать роль, которую будет играть ребёнок, вытянув – бумажку, по отношению к тому, чьё имя написано, когда все дети вытянут по бумажке с именем (дети должны держать имя в тайне), дети начинают играть указанные роли. Задача каждого – догадаться, какую именно роль играет его тайный друг.

      Данная игра  проводилась  в течение недели. Каждый день  записывали имя того, кого нужно  показать и того, кто будет  показывать выбранного ребёнка. Проводилась игра во вторую половину дня, после занятия. Выбрались наиболее активные участники за день, для проигрывания действий. Дети предупреждались об этом заранее и старались в течение всего дня быть наиболее активными, чтобы получить свою роль. В первый день игра им была не совсем понятна, так как оказалась новой и не знакомой. Выбрав одного участника, мы написали ему имя на листочке, после чего он старался быть похожим на того, кто был загадан. Дети задавали вопросы, например: Что ты любишь есть? Какие игрушки у тебя самые любимые? Чем ты занимаешься в свободное время? и т.д. Поначалу дети были малоактивны, но со временем они задавали всё больше вопросов и почти всегда угадывали имя задуманного человека. Они советовались друг с другом, спорили, приходили к общему мнению и называли правильный ответ.

 Далее была предложена игра  «Угадай кто?»

Цель: выявить умение давать доброжелательную оценку другому.

   Один ребёнок - рассказчик; остальные сидят на стульчиках  по кругу. Рассказчик описывает кого – либо из детей, его внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети указывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадывается первым, выводит ребёнка – «отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагают под песню, исполняемую детьми.

Станьте дети,

Станьте в круг.

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг,  ты мой друг, добрый друг, добрый друг!

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.

     А эту игру мы  проводили с детьми обычно после сна, садились на ковёр полукругом. По считалке выбирали ведущего, который описывал ребёнка. И первый кто отгадывал, выводил его в наш круг, и втроём они начинала танцевать, танец вызывал у них положительные эмоции, дети просыпались, настроение у них поднималось, что положительно влияло на общение между ними и желание быть в центре внимания. Каждый старался высказаться. Вместе они обсуждали внешность  того, кто бы мог быть загадан и всегда угадывали загаданного ребёнка.

 А затем мы предложили детям сыграть в игру «Зеркало».

Цель: выявить умение строить высказывание.

   Один ребёнок – «зеркало» , все остальные ненадолго закрывают  глаза или отворачиваются. Мы  молча показываем «зеркалу» какое-нибудь  упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражение). Если у более половины детей получаются правильные действия, то выбирается новое «зеркало».

    Суть этой игры в  том, что здесь не нужно показывать, нужно рассказать так, чтобы дети смогли понять о каком упражнении идёт речь, или о каком зверьке идёт речь. Для начала мы выбрали ребёнка с более развитой диалогической речью, чтобы пример был наиболее понятен и загадываемое действие было угадано. В первый раз мы загадали ребёнку описать упражнение бабочки, ребёнок говорил о том, что нужно делать. А дети показывали, пусть не все правильно, но большинство из них угадывали. С каждым разом объём слов и высказываний возрастал, также как и интерес. После проведённой игры я наблюдала, как дети играли в парах, и в основном они предпочитали загадывать зверей. Главное, что они использовали эту игру в самостоятельной деятельности.

    И затем мы предложили  детям сыграть в игру «Магазин  игрушек».

Цель: выявить умение вступать в контакт со сверстником.

   Дети делятся на две  группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают. Какой игрушкой  каждый из них будет, и принимают  позы, характерные для них. Покупатели  подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Какая игрушка  услышит вопрос, та и начинает двигаться. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся покупатель уходит без покупки.

    Эта игра очень понравилась  детям, они играли в неё с  большим интересом. Разделив детей  на две подгруппы,  объяснила им правила, каждый в меру своей фантазии загадывал игрушку и при вопросе покупателя начинал проигрывать действия соответствующие этой игрушке, говорить какая она, им это очень нравилось, и выглядело это вполне забавно. В самой игре мы практически не принимала участия, лишь направляли их и поправляли, если это являлось необходимым. Дети самостоятельно придумывали образы игрушек (собака, кошка, машинка и т.д.), но не все могли отгадать и показать игрушку, потому как им не хватало слов для её описания.

    В ходе первого этапа  исследования, мы выяснили, что не  все дети умеют вступать в  контакт друг с другом, называть  обобщающие слова, отвечать на  вопросы, не все высказывают свою  точку зрения, воспринимают оценку, что даёт им взрослый. Заполнили  таблицу диагностики по указанным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя

ребёнка

Умение поддерживать беседу

 

 

 

 

 

 

Началь-

ный этап закл.

                этап

 

Умение высказывать свою точку зрения согласие, не согласие с ответом товарища

 

начал  закл

этап    этап

Умение строить высказывание

 

 

 

 

 

 

 

начал    закл

этап       этап

Восприятие детьми оценки, что даёт им взрослый и их самооценки

 

 

начал  закл

этап    этап

Вступать в контакт со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

 

начал  закл

этап    этап

Милана

 

В

В

В

В

В

Олег

Н

Н

Н

С

Н

Настя

В

В

В

В

В

Костя

Н

С

Н

С

Н

Дима

В

С

С

С

Н

Саша

Н

Н

Н

Н

Н

Алина

В

С

С

С

С

Коля

В

С

С

С

С

Рома

В

С

С

С

С

Вита

С

С

С

С

С

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков детей старшей группы в самостоятельной деятельности