Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:11, дипломная работа
Цель исследования:
изучить влияние самостоятельной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».
2. Определить особенности формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
3. Провести диагностику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные навыки и умения»…………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста…………………………………………………………………………..15
1.3. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..22
2.Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….34
2.2. Развитие коммуникативных навыков в самостоятельной деятельности……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………………………………………….61
Цель первого этапа
-выявить уровень развития
Для решения поставленной цели использовались такие методы, как наблюдение, беседа с воспитателями, с родителями, диагностика.
В исследовании пользовалась критериями, рекомендованными М.И. Лисиной:
1. Умение поддерживать беседу.
2. Высказывать свою точку зрения согласие, несогласие с ответом товарищей.
3. Строить высказывания.
4. Восприятие детьми оценки, что
даёт им взрослый и их
5. Вступать в контакт со
Определили уровни:
Высокий - Ребенок умеет вступать в общение, может самостоятельно, не опираясь на словесный образец взрослого задавать вопросы, как взрослым, так и партнерам - сверстникам; быстро находит ответ на любой поставленный вопрос; активно вступает в коллективные разговоры, умеет говорить, дожидаясь своей очереди, хорошо развита культура диалога. В диалоге ориентируется на свой жизненный опыт – редко использует словесный образец воспитателя, умеет слушать партнера – сверстника.
Средний - Ребенок умеет вступать в общение, умеет задавать вопросы взрослому, но редко задает вопросы партнеру – сверстнику; есть затруднения в нахождении точного ответа на поставленный вопрос; с интересом участвует в коллективных разговорах, при этом не умеет ждать очереди в высказывании своей реплики. В диалоге в большей степени ориентируется на партнера – взрослого, чем на партнера – сверстника.
Низкий - Ребенок не умеет
вступать в общение, не умеет
задавать вопросы и с трудом
находит ответы на них; в коллективных
разговорах редко принимает
В беседе с воспитателями выяснили, какие они используют методы работы с детьми. Дали характеристику детям: малообщительные, замкнутые, не всегда высказывают свою точку зрения, некоторые не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, не всегда соглашаются с ответами товарищей.
Мы наблюдали за тем,
как родители общаются с
Мы проводили наблюдение и анализ общения детей в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности.
Была проведена прогулка
с целью выявления
Были предложены вопросы:
-Какая сегодня погода?
-Есть ли осадки?
Были предложены упражнения:
-«Покружись, как листочек»
-«Скажи как дует ветер» (ш-ш-ш)
-«Покажи. Как качаются деревья, когда дует ветер»
Особенное внимание уделялось развитию словарного запаса (могут ли дети называть состояния погоды – жарко, холодно, гололёд, слякоть, дует ветер, какие птицы зимуют у нас, а какие улетают на юг. Могут ли дети различать проезжую часть, тротуар, понимать значение зелёного, красного, жёлтого сигналов светофора).
Не все дети отвечали на вопросы, но наблюдали с интересом.
Была проведена беседа о том, как дети помогают своим мамам.
Цель: узнать, как дети оказывают помощь взрослым, отвечают на вопросы.
Были предложены вопросы:
-Ты помогаешь маме?
-Как ты помогаешь маме?
-Что ты делаешь?
Дети отвечают на вопросы, рассказывают, как они помогают маме.
После беседы провела игру «Дочки – матери».
Большинство детей с теплотой и уважением относятся к труду и результатам труда своей мамы, с удовольствием отвечали на предложенные вопросы и играли в игру, проявляли положительные эмоции, пользовались мимикой и жестами для выражения мыслей, старались вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.
Были проведены 5 различных
видов игр с целью выявления
развития коммуникативных
Первая игра, которую мы предложили детям, называлась «Расследование».
Цель: выявить умение детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Для игры все участники закрывают глаза, мы выбираем одного из детей и прячем его в прихожей. По команде дети открывают глаза, мы объясняем, что они должны понять, кто ушёл, кого не хватает среди них. Вспомнив этого ребёнка, дети припоминают как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего, когда предложения закончатся, ребёнок выходит из прихожей и все могут увидеть и сравнить. Насколько точным было их описание.
Сначала дети были не очень уверены в своих ответах, потому как игра для них оказалась не знакомой, но уже после того, как они угадали первого отсутствующего, у них появился интерес и желание играть, каждый хотел побывать на месте отсутствующего. Всего лишь несколько человек смогли почти точно описать в чём был этот ребёнок, думаю что и остальные стали более наблюдательными, так как они старались больше рассматривать и запоминать друг друга. Во время всей игры они общались, советовались друг с другом, конечно же возникали и конфликты, но мы старались их сгладить и дети спокойно и уверенно продолжали играть. Игра им очень понравилась. Выбрав ведущего, мы позволили детям играть уже более самостоятельно и развивать свою фантазию.
После детям была предложена игра «Скажи по- другому».
Цель: выявить умение строить высказывание.
Мы говорим: «У одного
мальчика было плохое
Далее были предложены аналогичные задания: «Девочка торопится в школу. (какая она?) Через окно видно, что идёт сильный дождь (как об этом сказать иначе?)».
Задание оказалось знакомым детям, они давали множество ответов, пусть и не всегда правильных, но главного мы добились – это умение высказаться, вне зависимости от результата, когда дети смеялись над ребёнком, который дал неправильный ответ, напомнили, что лучше высказать свою мысль, пусть она и не правильная. Таким образом, мы привлекли детей стеснявшихся ответить и вызвали у них желание высказываться.
Была предложена игра «Кто твой друг?»
Цель: выявить умение поддерживать беседу.
Игра рассчитана на длительное проведение – вечер, или несколько дней. Перед началом игры нужно записать имена участников или участника на листе бумаги, и подписать роль, которую будет играть ребёнок, вытянув – бумажку, по отношению к тому, чьё имя написано, когда все дети вытянут по бумажке с именем (дети должны держать имя в тайне), дети начинают играть указанные роли. Задача каждого – догадаться, какую именно роль играет его тайный друг.
Данная игра проводилась в течение недели. Каждый день записывали имя того, кого нужно показать и того, кто будет показывать выбранного ребёнка. Проводилась игра во вторую половину дня, после занятия. Выбрались наиболее активные участники за день, для проигрывания действий. Дети предупреждались об этом заранее и старались в течение всего дня быть наиболее активными, чтобы получить свою роль. В первый день игра им была не совсем понятна, так как оказалась новой и не знакомой. Выбрав одного участника, мы написали ему имя на листочке, после чего он старался быть похожим на того, кто был загадан. Дети задавали вопросы, например: Что ты любишь есть? Какие игрушки у тебя самые любимые? Чем ты занимаешься в свободное время? и т.д. Поначалу дети были малоактивны, но со временем они задавали всё больше вопросов и почти всегда угадывали имя задуманного человека. Они советовались друг с другом, спорили, приходили к общему мнению и называли правильный ответ.
Далее была предложена игра «Угадай кто?»
Цель: выявить умение давать доброжелательную оценку другому.
Один ребёнок - рассказчик; остальные сидят на стульчиках по кругу. Рассказчик описывает кого – либо из детей, его внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети указывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадывается первым, выводит ребёнка – «отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагают под песню, исполняемую детьми.
Станьте дети,
Станьте в круг.
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг, ты мой друг, добрый друг, добрый друг!
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.
А эту игру мы проводили с детьми обычно после сна, садились на ковёр полукругом. По считалке выбирали ведущего, который описывал ребёнка. И первый кто отгадывал, выводил его в наш круг, и втроём они начинала танцевать, танец вызывал у них положительные эмоции, дети просыпались, настроение у них поднималось, что положительно влияло на общение между ними и желание быть в центре внимания. Каждый старался высказаться. Вместе они обсуждали внешность того, кто бы мог быть загадан и всегда угадывали загаданного ребёнка.
А затем мы предложили детям сыграть в игру «Зеркало».
Цель: выявить умение строить высказывание.
Один ребёнок – «зеркало»
, все остальные ненадолго
Суть этой игры в том, что здесь не нужно показывать, нужно рассказать так, чтобы дети смогли понять о каком упражнении идёт речь, или о каком зверьке идёт речь. Для начала мы выбрали ребёнка с более развитой диалогической речью, чтобы пример был наиболее понятен и загадываемое действие было угадано. В первый раз мы загадали ребёнку описать упражнение бабочки, ребёнок говорил о том, что нужно делать. А дети показывали, пусть не все правильно, но большинство из них угадывали. С каждым разом объём слов и высказываний возрастал, также как и интерес. После проведённой игры я наблюдала, как дети играли в парах, и в основном они предпочитали загадывать зверей. Главное, что они использовали эту игру в самостоятельной деятельности.
И затем мы предложили детям сыграть в игру «Магазин игрушек».
Цель: выявить умение вступать в контакт со сверстником.
Дети делятся на две
группы – «покупатели» и «
Эта игра очень понравилась детям, они играли в неё с большим интересом. Разделив детей на две подгруппы, объяснила им правила, каждый в меру своей фантазии загадывал игрушку и при вопросе покупателя начинал проигрывать действия соответствующие этой игрушке, говорить какая она, им это очень нравилось, и выглядело это вполне забавно. В самой игре мы практически не принимала участия, лишь направляли их и поправляли, если это являлось необходимым. Дети самостоятельно придумывали образы игрушек (собака, кошка, машинка и т.д.), но не все могли отгадать и показать игрушку, потому как им не хватало слов для её описания.
В ходе первого этапа исследования, мы выяснили, что не все дети умеют вступать в контакт друг с другом, называть обобщающие слова, отвечать на вопросы, не все высказывают свою точку зрения, воспринимают оценку, что даёт им взрослый. Заполнили таблицу диагностики по указанным критериям.
Имя ребёнка |
Умение поддерживать беседу
Началь- ный этап закл. этап
|
Умение высказывать свою точку зрения согласие, не согласие с ответом товарища
начал закл этап этап |
Умение строить высказывание
начал закл этап этап |
Восприятие детьми оценки, что даёт им взрослый и их самооценки
начал закл этап этап |
Вступать в контакт со взрослыми и сверстниками
начал закл этап этап |
Милана
|
В |
В |
В |
В |
В |
Олег |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Настя |
В |
В |
В |
В |
В |
Костя |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Дима |
В |
С |
С |
С |
Н |
Саша |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Алина |
В |
С |
С |
С |
С |
Коля |
В |
С |
С |
С |
С |
Рома |
В |
С |
С |
С |
С |
Вита |
С |
С |
С |
С |
С |