Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПЛАТОНОВА А. В., П-41.docx

— 578.35 Кб (Скачать файл)

     1 слово — 0,1 балла.

    Г = 0,1 m.

    Г — показатель гибкости,

    m — число слов, используемых один раз.

     3) Оригинальность

    Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

    Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

    Ор = 5 k.

   Ор — показатель оригинальности,

    k — число оригинальных предложений.

    Т  3  = n + 0,1 m + 5 k.

    Т  3  — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).

    Субтест 4. Словесная ассоциация

    Задача

    Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

    Инструкция для испытуемого

    Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

    Время выполнения субтеста — 3 минуты.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

     1) Беглость  — суммарное число приведенных определений (n).

    Одно определение — 1 балл.

    Б = n.

     Б — показатель беглости.

    2) Гибкость  — число категорий ответов.

    Одна категория — 3 балла.

    Г = 3 m.

     Г — показатель гибкости,

    m — число категорий ответов.

    Категории ответов

    1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

    2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

    3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

     4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

    5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

    6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

    7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

    8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

    9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

     10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

     11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

    12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

    Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

    Г = 3 m.

    Г — показатель гибкости,

    m — число категорий.

    3) Оригинальность  — число оригинальных определений.

    Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.

    Одно оригинальное определение — 5 баллов.

    0р = 5 k.

    Ор — показатель оригинальности,

    k — число оригинальных определений.

    Т  4  = n + 3 m + 5 k.

    Т  4  — суммарный показатель четвертого субтеста.

    Субтест 5. Составление изображений

    Задача

    Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

     Инструкция для испытуемого

     Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

    В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

    Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.

     Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

    Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).

     Оценивание

    Оценивание производится по двум показателям.

    1) Беглость — гибкость.  В данном показателе учитываются:

    n  1  — число изображенных элементов (деталей);

    n  2  — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n  2  изменяется от 0 до 4.

     Одна деталь — 0,1 балла.

     Один класс фигур — 1 балл.

    n  3  — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

 Одна ошибка — 0,1 балла.

    Б  4  i=1  = (0,1n  1i  + n  2i  — 0,1 n  3i  )

    Б — беглость,

     i — номер рисунка (от 1 до 4).

    Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

    2) Оригинальность

    k  1  — число оригинальных элементов рисунка.

    Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

     Один оригинальный элемент — 3 балла.

    В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

     k  2  — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.

     k  2  может принимать значения 0 или 1.

     За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

     0 р  4  i=1  = 5 k + k  1i  .

     Ор — оригинальность,

     i — номер рисунка (от 1 до 4).

     Т  5  = Б + 0р.

    Т  5  — суммарный показатель пятого субтеста,

    Б — беглость,

    0р — оригинальность.

    Субтест 6. Эскизы

    Задача

    Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

    Инструкция для испытуемого

    Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

    Время выполнения задания — 10 минут.

    Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.

    Оценивание

    Проводится по трем показателям:

    1) Беглость  — число адекватных задаче рисунков.

    Один рисунок — 1 балл.

    Б = n

    n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

     Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

      2) Гибкость  — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

    Одна категория — 3 балла.

    Г = 3m.

    m — число категорий.

     Категории ответов

     1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

    2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

    3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

    4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

    5. Игрушки, игры (любые).

    6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

    7. Лицо (любое человеческое лицо).

    8. Люди (человек).

    9. Машины. Механизмы.

     10. Посуда.

    11. Предметы домашнего обихода.

    12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

     13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

    14. Спортивные снаряды.

    15. Съедобные продукты (еда).

    16. Узоры, орнаменты.

    17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

     Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

    3) Оригинальность

    Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек).

    Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

    Ор = 5 k.

    Ор — показатель оригинальности,

    k — число оригинальных рисунков.

     T  6  = n + 3 m + 5 k.

    Т  6  — суммарный показатель шестого субтеста.

    При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

    Субтест 7. Спрятанная форма

    Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

    Инструкция для испытуемого :

    Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

    Время выполнения субтеста — 3 минуты.

    Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

    1) Беглость  — суммарное число ответов (n).

    Один ответ — 1 балл.

   Б = n.

    2) Оригинальность  — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.

    Один оригинальный ответ — 5 баллов.

    0р = 5 k.

    Ор — оригинальность,

    k — число оригинальных, редких ответов.

     T  7  = n + 5 k.

    Т  7  — суммарный показатель седьмого субтеста.

П р и л о ж е н и е 4

РИСУНОК 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

ПО МЕТОДИКЕ Е. ТУНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 5

РИСУНОК 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

ПО МЕТОДИКЕ Е. П. ТОРЕНСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 6

РИСУНОК 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ Е.П. ТОРРЕНСА СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и л о ж е н и е 7

ТАБЛИЦА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

ПО МЕТОДИКЕ Е. П. ТОРРЕНСА

Ф.И.О.

Сумма

беглость

оригинальность

гибкость

точность

  1. Белоногов Я. Ю.

40

145

21

35

  1. Бельская В. Н.

18

41

10

19

  1. Борисовец М. В.

14

27

6

17

  1. Вавуло Ю. В.

19

41

9

14

  1. Васкевич В. Н.

27

69

17

24

  1. Дударенко Д. И.

31

106

19

29

  1. Кучур И. Г.

29

92

18

27

  1. Лесовец И. Д.

32

84

13

31

  1. Луферов А. П.

28

55

14

19

  1. Стояновская В. А.

35

86

12

16

  1. Тарасов В. М.

36

97

13

19

  1. Тарасовец О. М.

19

64

8

15

  1. Широкий А. А.

38

69

14

18

  1. Шульженко А. В.

22

44

13

14

  1. Улас Е. Е.

16

39

10

33

  1. Янтовская М. Г.

68

252

28

25

Итого

1016

2633

516

760

Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе