Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Метод разработан У.Гордоном (США) в 50-е годы. Синектика основана на мозговом штурме при использовании приемов различных видов аналогии. Цель метода: представление незнакомого – знакомым, а привычное – чужим. В основании такой работы лежат четыре типа операций:

I тип:         личное уподобление (эмпатия), которое отождествляет с кем - либо или чем-либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту.

II тип:        прямая аналогия – поиск сходных процессов в других областях знаний.

III тип:       символическая аналогия – использование метафор, символов, поэтических образов, сравнение характеристик объектов, либо процессов, происходящих в них.

IV тип:       фантастическая аналогия – представление объекта, либо процесса и решения проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы.

При работе с дошкольниками педагог таким образом может менять точки зрения на обычные объекты посредством последовательного (4 типа операций) изменения условий37.

О.А. Белобрыкина38 выделяет основные приемы ТРИЗ в технике рисования. Рассмотрим их подробнее.

1.   Кляксография.

Для работы необходимы бумага, чернила и тушь, лучше сначала темные, затем цветные (в зависимости от темы). В центр листа капают кляксу. Затем наклоняют лист в одну сторону, в другую или дуют на нее. Каждый поворот, каждое наклонение дает новое изображение. В такой технике можно рисовать деревья (капать в низ листа), животных. Весь лист покрывается краской. Сначала одной-двумя, потом, когда этот прием освоен, можно использовать и большее количество цветов.

2.   Фотокопия, так как создается эффект фотопленки

3. Техника "граттаж". Этот способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "граттаж" образовалось от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название этой техники — техника царапания.

Для работы потребуется следующий материал: краски, свеча, жидкое мыло или густой шампунь, черная тушь, палочка с заостренным концом (ее можно изготовить из старых кистей, заточив их или использовать пластмассовую стеку для лепки).

Сначала проводят предварительную работу. На лист бумаги наносят красками пятна ярких цветов. Когда краска высохнет, натирают поверхность листа свечой (так же без просветов). В шампунь или жидкое мыло (мыло предварительно заливают водой, разведя его до густоты жидкой сметаны) вливают тушь. Хорошенько размешивают, пока не получится однообразная черная масса, и этой смесью покрывают весь рисунок, также не оставляя просветов.

После того как лист высохнет, приступают к рисованию, вернее к процарапыванию. Можно обойтись без красок. Белый лист натирают свечой с последующим выполнением всех этапов работы. Этот способ особенно полезен в качестве одного из путей подготовки к работе над гравюрой.

4. Техника акватуши или акватипии. Она перекликается с техникой моно- и диатипии благодаря своей наглядности. А некоторая сложность окупается эффективностью и быстротой.

"Аква" — от латинского aqia — вода. Теперь кроме бумаги, красок, туши понадобится много  воды. Ее лучше налить в ванночку  или тазик по размеру больше  листа бумаги. Разведите гуашь  и крупно, широкими мазками нарисуйте  на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или  человека — что угодно. Но желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда  гуашь высохнет, покройте весь  лист черной тушью, которая очень  быстро сохнет. А затем "проявите" рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с  бумаги, а тушь — лишь частично. И остается на черном фоне  интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании. В этой технике можно выполнять любые натюрморты.

Итак, мы познакомились с некоторыми графическими техниками: монотипией и акватушью, диатипией и граттажем. Но цикл занятий еще не закончен.

5. Хотелось бы предложить  еще одну необычную технику  под названием "водяная печать". Для работы потребуется бумага, обладающая хорошей приклеивающей способностью, но не глянцевая, так как с нее краска соскальзывает, масляные или печатные (типографские) краски, скипидар, ванночка с водой (t+ 20°-30°), размер которой чуть больше размера бумаги.

        Во  время работы пользуйтесь светлыми  красками (все оттенки зеленой, голубой и коричневой красок). От черной лучше откажитесь вообще. Если требуется получить темный цвет — смешайте синюю и коричневую краску или наливайте их поочередно — тогда оба цвета будут видны.

6. Фотограммы следует выполнять с небольшой группой детей. Самое сложное в этом способе — найти и приготовить темное помещение.

Когда оно найдено, дело за малым: приготовить лабораторный фонарь с красным фильтром, пару ванночек для растворов, тумбочку или стул, черно-белую фотобумагу, проявитель и фиксаж (лучше кислый).

В темной комнате включите красный фонарь. Достаньте из пакета лист фотобумаги, положите его на табурет, стул или тумбочку эмульсионной стороной вверх. На бумагу положите заранее приготовленные заготовки (предметы, фигурки, вырезанные из плотной бумаги, картона). Теперь проэкспонируйте фотобумагу, включив в помещении свет. Освещение должно быть по возможности равномерным. Заготовки не должны отбрасывать теней. Продолжительность засветки приблизительно от 3 до 7 секунд. Можно использовать и настольную лампу, поднеся ее ближе к фотобумаге, тогда время экспонирования уменьшится. После экспонирования погрузите бумагу в проявитель, следя за тем, чтобы она равномерно покрылась раствором, и, слегка покачивая ванночку, проявляйте бумагу 2-3 минуты. Затем ополосните ее в чистой воде и перенесите в фиксирующий раствор (время фиксирования указано на упаковке). По окончании фиксирования тщательно промойте полученный отпечаток в проточной воде или в нескольких сменах воды, если она не проточная. (Продолжительность промывки не менее получаса.) Теперь высушите готовый отпечаток.

7. Можно изготовить контратип. Для этого нужно заранее полученное изображение положить на чистый лист фотобумаги, плотно прижав его стеклом, и проэкспонировать бумагу. Конечно, прижимать листы друг к другу нужно эмульсионным слоем. Полученный контратип будет позитивом, если исходное изображение негативное, или негативом, если исходное изображение позитивное.

8. Коллаж—Основой его может служить как чистый лист бумаги (белой или цветной), так и фотография, рисунок, репродукция. Начинать работу лучше коллективно, переходя постепенно к созданию коллажей небольшими группами детей по 3-4 ребенка, и лишь затем дети составляют собственные коллажи. Разновидностью коллажа является аппликация с дорисовыванием. Вам понадобятся карандаши, краски, бумага и различный бросовый материал. Витражи. Простым карандашом нанесите на бумагу изображение. Силикатный клей наберите в пипетку и нанесите по карандашному контуру. Когда слой клея высохнет, пространство между контурами раскрасьте яркими красками. Бумагу лучше использовать тонированную, светлых тонов. То же самое можно сделать заменяя клей свечкой.

1.3 Выводы по  первой главе

1. Основные позиции субъекта  по отношению к действительности (сохранение стабильных представлений, выявление противоположностей, символизация  действительности) характеризующие  структуру карнавала органично  присущи уже детям дошкольного  возраста. Эти позиции обеспечиваются основными формами опосредствования, характерными для ребенка дошкольника.

2. В соответствии с  указанными способами отношения  субъекта к объекту данные  формы опосредствования образуют  такие структуры сознания как  стабилизирующая, диалектическая и  символическая. Каждая такая структура  включает в себя особые существующие  в культуре средства и действия  по их использованию.

3. Развитие творческого  воображения ребенка зависит  не только от природных данных, но и тех условий воспитания  и обучения, которые способствуют  развитию этой способности.

4. Необычность методов  и приемов ТРИЗ в изодеятельности  состоит не только в том, что  неумеющие рисовать дети быстро  и охотно учатся, но это тот  этап, без которого дальнейшая  работа по эстетическому и  художественному развитию детей  становится затруднительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников.

    1. Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы. В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 89-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно, по недоразумению (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки" (2, с.15 - 17). Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".

Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития продуктивной деятельности воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира39.

Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗа от "железки" к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).

Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.

Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова)40.

                             

2.2  ТРИЗ как средство  развития продуктивной деятельности  детей старшего дошкольного возраста

 

Чтобы стимулировать продуктивную деятельность, общение, творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз