Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;
- раскрыть принципы дошкольного образования;
- исследовать программы и методы дошкольного образования;
- проанализировать психологические основы дошкольного образования.
Введение
1. История развития и принципы дошкольного образования
1.1 История развития дошкольного образования в России
1.2 Принципы дошкольного образования
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования
2.1 Программа и методы дошкольного образования
2.2 Психологические основы дошкольного образования
Заключение
Библиография
Оглавление
Введение
1. История развития и принципы дошкольного образования
1.1 История развития дошкольного образования в России
1.2
Принципы дошкольного
2.
Методологические, психологические
и методические основы
2.1
Программа и методы
2.2
Психологические основы
Заключение
Библиография
Приложение А
Приложение Б
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические
Эти изменения коснулись как
организационного, так и содержательного
аспектов дошкольного образования.
Система дошкольного
Изменения содержательной стороны
дошкольного образования
Как показывает опыт, в образовании Российской Федерации, в том числе и в Республике Тыва, постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.
В настоящее время задача стоит
не просто рационализировать процесс
образования детей старшего дошкольного
возраста, а за счет формирования преемственности
программ дошкольного и начального
школьного образования в
Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование в России, так и в Республике Тыва.
Предметом исследования выступают особенности и принципы дошкольного образования.
Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю
развития дошкольного
- раскрыть принципы дошкольного образования;
- исследовать программы
и методы дошкольного
- проанализировать
психологические основы
Гипотеза - гуманизация педагогического процесса в дошкольном образовании является основополагающим принципом современного дошкольного образования.
В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.
Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с изучением данной темы.
Глава 1. История развития и принципы дошкольного образования
Дошкольное образование
В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции.
К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей - сирот.
В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал "Детский сад" под редакцией А.Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.
Начало государственной
В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.
Первая "Программа работы детского
сада" вышла в 1934 году, а в 1938 году
были опубликованы "Устав детского
сада", определявший задачи работы,
структуру и особенности
В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. [12, С.254]
С 1928 года начал выходить ежемесячный
научно-методический журнал "Дошкольное
воспитание". К 40-м годам ХХ века
сеть дошкольных образовательных учреждений
достигла довольно высокого уровня, общественным
воспитанием были охвачены более
двух миллионов воспитанников. После
войны продолжилось развитие системы
общественного дошкольного
В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду. [8, С.298]
В связи с реформированием
- гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
- развивающий характер
- ориентация на личность
- развитие ребенка в
- деидеологизация дошкольного
образования - приоритет общечеловеческих
ценностей, отказ от
1.2. Принципы дошкольного образова
Дошкольное образование в
Дошкольное образование
Детский сад - это первый социальный
институт, который учит детей жить
в социуме. Именно в детсаду происходят
первые самостоятельные контакты ребенка
с окружающими людьми, здесь он
учится общаться и взаимодействовать.
Общение со сверстниками позволяет
ребенку быстрее осваивать
Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения. [3, С.21]
Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.
Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции1. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.
Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.
Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении.
Образование в домашних условиях,
безусловно, способно обеспечить малышу
освоение всех навыков самообслуживания
и усвоение знаний, необходимых для
подготовки к школе, но оно не в
состоянии научить ребенка