Развитие творческих способностей на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 04:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.1. Способности. Творческие способности младших школьников
1.2 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностический инструментарий (тест Торренса)
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

При отборе содержания для  системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

  1. то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
  2. творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в  новом качестве объектов, ситуаций, явлений (см. прил. 2).

Каждая из выделенных групп  является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1-я группа – «Познание». Цель — накопление творческого  опыта познания действительности. Приобретаемые умения:

  • изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
  • рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
  • моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2-я группа – «Создание». Цель — накопление учащимися  творческого опыта создания объектов  ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

  • получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
  • ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;
  • переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3-я группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого  опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

  • моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
  • моделировать изменения внутреннего строения систем;
  • учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование  в новом качестве». Цель —  накопление учащимися опыта творческого  подхода к использованию уже  существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • находить фантастическое применение реально существующим системам;
  • осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Содержание групп творческих заданий представлено в приложении 1 тематическими сериями.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися  методы творчества при выполнении заданий  характеризуют соответствующие  уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

III уровень — предполагает  выполнение заданий на основе  перебора вариантов и накопленного  творческого опыта в дошкольном  возрасте и эвристических методов.  Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

I уровень — предполагает  выполнение творческих заданий  на основе мыслительных инструментов  таких как: адаптированный алгоритм  решения изобретательских задач,  приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приемы разрешения противоречия.

Каждый из методов творчества имеет определенные функции (см. прил. 2).

Таблица 4 — Система  критериев развития креативных способностей младших школьников

Критерии

Показатели  критерия

Методы  определения показателей

Творческое  мышление

Беглость  Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия

Тестирование  по методике Е. Торренса

Тестирование  по методике С.И. Гин

Творческое  воображение

Продуктивность  Умение работать с образами в пространстве

Тестирование  по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера 

Управляемость

Анализ  творческой деятельности учащихся

Применение  методов творчества

Использование эвристических и алгоритмических  методов творчества

Анализ  творческой деятельности учащихся


 

Заключение

 

Наше время – это  время перемен. Сейчас России нужны  люди, способные принимать нестандартные  решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и  тех же действий убивает интерес  к обучению. Дети лишаются радости  открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Проведенное исследование показало, что ориентация современной школы  на гуманизацию процесса образования  и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость  гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой  формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Отсюда можно сделать  вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных  развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения  и ряда других важных психических  функций, является в этой связи одной  из важнейших задач деятельности современного педагога.

 

Список литературы

 

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
  4. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.
  5. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
  7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985
  8. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  9. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.
  10. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
  12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.
  13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
  14. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.
  15. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.
  16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
  17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  18. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.
  19. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  20. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001.
  21. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990
  22. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
  23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
  25. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.
  26. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.

 

Приложения

Приложение 1

Тематические  серии групп творческих заданий

Тематические  серии

Содержание  творческих заданий

Типы  заданий

Возможности учебных предметов

“Театральная”

Создание  театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание  Создание Преобразование Использование в новом качестве

Художественный  труд Литературное чтение

“Бионика”

Нахождение  соответствий природных и технических  объектов, изучение возможностей природных  аналогов для развития техники

Создание  Преобразование

Окружающий  мир

“Винни-Пух  решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях  из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Милна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание  Преобразование Использование в новом качестве

Обучение  грамоте  Литературное чтение

“Технический  мир”

Изучение  и создание различных технических  объектов

Познание  Создание Преобразование Использование в новом качестве

Обучение  грамоте  Художественный труд

ОБЖ

“Природный  мир”

Изучение  животных, формирование гуманного отношения  человека к природе, выращивание  культурных растений

Познание  Преобразование

Обучение  грамоте  Окружающий мир ОБЖ Литературное чтение Русский язык

“Организм человека”

Изучение  органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание  Создание Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий  мир ОБЖ

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание  Преобразование

Математика  Окружающий мир Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык

“Признаки”

Изучение  признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений

Познание  Создание Преобразование Использование в новом качестве

Математика  Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык

“Космос”

Изучение  проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники  в условиях других планет; работоспособность  в состоянии невесомости

Создание  Преобразование Использование в новом качестве

Обучение  грамоте  Художественный труд Окружающий мир

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение  выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование  Использование в новом качестве

Окружающий  мир  ОБЖ

“Бесприродный технический мир”

Изучение  проблем, связанных с заменой  природных материалов искусственными

Преобразование  Использование в новом качестве

Художественный  труд

“Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов

Познание  Создание Преобразование

Обучение  грамоте  Литературное чтение

“Да-Нетки”

Изучение  и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

Математика  Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд

“Безопасность”

Рассмотрение  вопросов безопасности человека в различных  сферах жизнедеятельности, поведение  человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание  Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий  мир  ОБЖ Художественный труд

“Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение  экологических проблем (сбор нефти  с поверхности воды, по-строение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство)

Создание  Преобразование Использование в новом качестве

Окружающий  мир ОБЖ

“Гениальные”  задачи”

Переоткрытие  эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом

Создание  Преобразование Использование в новом качестве

Дополнительная  учебная программа

“Достойный  ответ”

Анализ  поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и  правил общения

Познание  Использование в новом качестве

Обучение  грамоте  Литературное чтение Окружающий мир

“Что  такое хорошо?”

Анализ  норм нравственного поведения (ответственность  за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия )

Познание

Математика  Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках математики