Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.
– Давайте рассмотрим те картинки, которые вы приготовили к занятию, они тоже несут в себе определенное настроение, и поиграем в игру “Я превращаюсь…” (работа на мягкой зоне).
– Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что он испытывает, как себя чувствует, где может находиться и т.д.
Важно выслушать каждого ребенка.
– Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим персонаж на листочке, но не просто так, а сочиним целую историю; если, например, персонаж находится в лесу, то вот это темное пятно вполне может стать “норкой”, вот туда мы его и поместим. А вокруг будет недружелюбный лес, и наш лисенок залез в норку и грустит, что не успел добраться домой до вечера.
Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажи каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают. Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.
– Сейчас еще один важный момент – нам
необходимо дать название вашей работе.
Вы помните, какую важную роль играют в
картинах названия. Они во многом помогают
понять, что хотел передать нам художник, или заставляют
задуматься.
Наше название не должно быть скучным,
оповещая только о том, что это, например,
“грустный мальчик” или “веселый чебурашка”,
нам важно описать не только настроение,
но и действие персонажа в этом пространстве
фона. Например: “А, может, здесь я найду
свою маму?”, “Как же грустно плавать
одному!” и т.п.
Устраиваем выставку по окончании занятия в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения”. Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.
– Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?
– Теперь, рассматривая картины, старайтесь видеть настроение в целом, как персонажа, так и фона, это поможет вам в создании выразительных рисунков настоящих картин.
Мотивация к следующему занятию.
Приложение 6
Программное содержание
- развивать у детей творчество, фантазию, эстетический вкус.
- Закреплять технические приемы рисования красками всей кистью и кончиком используя боковые вертикальные мазки;
- Развивать творческие
способности детей в
- Воспитывать эстетический вкус
Материал: альбомный лист круглой формы, кисть №2, гуашь синяя и белая палитра, стаканчики с водой, салфетки. Аудиозапись аккомпанемента песни , гелиевые воздушные шары белого цвета, письмо.
ТСО: мультимедийная установка, презентация.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, экологические занятия и игры по теме «Зима», разучивание песни, танца «Танец снежинок». (Слова автора начала века, фамилия не известна. Музыка Е.А. Гомоновой)
Ход непосредственно-
Воспитатель ИЗО: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как у нас красиво! Все вокруг заснежено. Какие цвета преобладают зимой? Как можно назвать эти цвета? (холодные). Дети рассматривают убранство зала, замечают воздушный шар с письмом. Воспитатель читает текст:
«Дорогие ребята! Мы вновь приглашаем
вас в гости в Страну разноцветных красок!
Вас ждут увлекательные приключения, веселые встречи!
Ждем вас с нетерпением!
Краски.»
Воспитатель ИЗО: Вы согласны отправиться в путешествие? (да). Мы полетим на волшебных воздушных шарах. (Детям раздают шары).
Воспитатель ИЗО: Для того, чтобы попасть в Страну разноцветных красок, нам надо произнести волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Воспитатель Изо: Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?
Ответы детей.
Дети все вместе произносят волшебные слова, под музыку они выполняют импровизированные движения. После танца дети отпускают шары и садятся за столы, девочка надевает шапочку краски.
Воспитатель ИЗО: Вот мы оказались в Стране разноцветных красок
Белая краска: Здравствуйте, ребята! я рада приветствовать вас в Стране разноцветных красок!
Как слова привычны эти:
«Мы живём на белом свете…»
Разноцветный мир огромный
Уместился в слове скромном.
Многоликий и прекрасный,
Голубой, зелёный, красный,
Лишь зимою белый свет обретает белый
цвет!
Воспитатель ИЗО: Девочка кто ты ?
Белая краска: Я белая краска и я немного волшебница.
Воспитатель Изо: Не может быть!
Белая краска: Да, да, это так. Если меня добавить в синюю краску то получится, голубая. А если добавить в красную , то получится розовая.
Воспитатель Изо: Да, а ещё белая краска имеет оттенки и мы это можем сейчас увидеть на экране. Давайте сядем за столы.
(Включается мультимедийная установка)
Дети видят природные оттенки белого цвета: жемчужный, хрустальный, перламутровый, молочный, серебристый.
Воспитатель Изо: Так получается, что белый цвет собрал в себе все оттенки. И зимняя природа не такая уж бесцветная. Пожалуйста назовите оттенки снега каким он может быть? Подскажите мне пожалуйста а из чего состоят эти большие пушистые сугробы (Из снежинок).
Воспитатель Изо: Я хочу предложить вам нарисовать снежинку, какой вы её представляете? (нежная, тонкая, лёгкая и т.д.) Но вот как нам быть, лист белого цвета, что надо сделать чтобы снежинка была хорошо видна. (в белую краску добавить синей, чтобы получить голубую).
Детям предлагается выполнить пальчиковую гимнастику.
Практическая часть
Рисование «Снежинки»
Материал: бумага круглого формата, гуашь белая акварель, кисть №2 стаканчики с водой, салфетки.
Под музыку дети рисуют. В процессе рисования воспитатель предлагает детям отвлечься для того чтобы выполнить гимнастику для глаз. (Электронная гимнастика для глаз).
В конце рисования дети выставляют свои работы на мольберт выразить свое отношение к рисунку.
М.р.: Какие красивые снежинки у вас получились. В морозные дни - снежинки сверкающие, иногда похожие на мелкие крупинки. Как вы думаете, может ли музыка передать образ снежинки?
Ответы детей.
М.р.: Послушайте пьесу, которая так и называется «Снежинки».
Звучит пьеса А. Стоянова «Снежинки».
М.р.: Какая музыка по характеру? (легкая,
полетная, нежная). Ребята, у вас имеются карточки разных
цветов: голубая, синяя и фиолетовая.
Какой цвет, наш ваш взгляд подошел бы
к этой музыке? Почему? (Ответы детей). Послушайте
стихотворение и скажите созвучно оно
по настроению с музыкой?
Ребенок: Снежинка-балеринка
Жила-была на свете
Снежинка-балеринка.
Кружил январский ветер
Веселую снежинку.
С огромным белым бантом,
В крахмальной пелеринке
Вставала на пуанты
Снежинка-балеринка.
На освещенной сцене
Снежинка танцевала,
И этот танец пеньем
Метель сопровождала.
Снежинка-балеринка
Кружилась и летала,
Авьюга все тропинки
Лесные заметала.
Ответы детей.
М.р.: Как вы думаете, какой музыкальный
инструмент помог бы нам более полно передать
характер этой пьесы? (ответы детей) (Треугольник,
арфа, металлофон).
А мы с вами можем изобразить снежинки?
(ответы детей).
Я предлагаю девочкам потанцевать. Какие
движения вы будете использовать, передавая
образ снежинок? (ответы детей). А мальчикам
помочь девочкам игрой на музыкальных
инструментах.
Пьеса звучит повторно, девочки танцуют, мальчики играют на музыкальных инструментах.
М.р.: Вот и подошло к концу наша встреча
с красной и оранжевой красками. Но мы
не прощаемся с жителями Страны разноцветных
красок. Впереди нас ждут новые встречи.
Чем вы занимались в Стране разноцветных
красок?
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось больше всего?
Наше путешествие подошло к концу, давайте
возьмем воздушные шары и полетим в группу.
Цвет |
Ноты |
Музыка |
ЧЕРНЫЙ |
ФА, ДО, СОЛЬ |
- Таррега, "Воспоминание об Альгамбре" - Глинка, "Прощание" - Марчелло, Концерт для гобоя (медл. часть) - Брамс, 3 симфония (2 часть) - Альбинони, "Адажио" - Свиридов, тема к к/ф "Метель". |
КОРИЧНЕВЫЙ |
РЕ, ЛЯ, МИ |
- Чайковский, "Осенняя песня" - Бетховен, "К Элизе" - Григ, "Песня Сольвейг" - Дворжак, "Мелодия" - Рахманинов, "Вокализ". |
ФИОЛЕТОВЫЙ |
СИ, ФА-диез, ДО-диез |
- Бородин, Хор полонянок из оперы "Князь Игорь" - Григ, "Сердце поэта" - Шопен, 7 вальс ("Ноктюрн"). |
СЕРЫЙ |
ЛЯ-бемоль, МИ-бемоль, СИ-бемоль |
- Шуберт, "Баркаролла" - Шуман, "Йнтермеццо" - Скрябин, "Этюд». |
СИНИЙ |
СИ, ФА-диез, ДО-диез |
- Бетховен, Концерт № 5 для ф-но (2 часть) - Григ, "Весна" - Шопен, тема из «Фантазии-экспромт». |
КРАСНЫЙ |
ЛЯ-бемоль, МИ-бемоль, СИ-бемоль |
- Шопен, "Этюд", соч. 25 № 1 - Паганини, Концерт № 2 (2 часть) - Шуберт, «Аве, Мария». |
ЗЕЛЁНЫЙ |
ФА, ДО, СОЛЬ |
- Моцарт Концерт №21(2часть), «Эльвира Мадиган» - Бах, Прелюдия № 1 - Шуберт, "Экспромт". |
ЖЕЛТЫЙ |
РЕ, ЛЯ, МИ |
- Григ, "Свадебный день в Тродльхаузе" - Шопен, "Прелюдия". - Шоиен, "Этюд*', соч. 10 № 3 |
Приложение 9
Игры и упражнения по развитию цветовосприятия у детей седьмого года жизни.
«Какого цвета радость»
Материал: Цветовой экран, вкладыши с мимическими изображениями, цветовые вкладыши, по 2 листа белой бумаги, краски, кисточки.
Детям предлагается сопоставить на цветовом экране вкладышей с изображением эмоций и цветовые
«Дружба красок»
Детям напоминают о том, что нет плохих цветов – есть плохие сочетания, предладают составить палитру теплых цветов, палитру холодных цветов.
«Я - волшебник»
С помощью двух кругов с прорезями (белого и цветного), укрепленных на волчке, создается новый круг из двух секторов (белого и цветного). При вращении волчка они сливаются – получается новый цвет. Увеличивая белый сектор, можно получить более светлые оттенки.
«Цветовушка»
Перед детьми большой лист ватмана. Они быстро покрывают его разноцветными пятнами, затем лист складывают вдвое и разглаживают ладонями. На развернутом листе ватмана рассматривают получившиеся цвета и их сочетания.
«Придумай слова для цвета»
Детям предлагается придумать как можно больше слов, характеризующих цвета, более точные названия оттенкам
«Нарисуй свое настроение»
Дети выбирают карточки, на которых изображены карандаш и какой-либо предмет, подбирает цвет для передачи настроения и воплощает его на карточке (раскрашивает).
вкладыши, а затем изобразить радость на листе бумаги.
«У кого какой характер?»
Предполагает цветовое заполнение уже приготовленных воспитателей заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев. Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками и ответить на вопросы:
" Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее воспитатель корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной воспитателем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму. Данное упражнение позволит педагогу затронуть на уроке и воспитательные моменты.
« Я на радуге живу».
В начале всем дошкольникам выдаются конверты с карточками. Каждая имеет свой сложный или простой цвет: лиловый, бежевый, сиреневый алый, синий, желтый, розовый, фиолетовый, белый, вишневый. Это можно сделать в процессе игры, рассказывая детям какие цвета надо смешать, чтобы получить сложный. Приступая к игре, воспитматель читает текст стихотворения, дети в это время из общего количества карточек выбирают те, что были названы учителем, и откладывают в сторону.