Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа
Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Обработка результатов проходила по следующим параметрам:
0 баллов – ребёнок не может продолжить историю, или даёт односложный ответ, не может оценить поступки детей.
1 балла – ребёнок может
оценить поведение детей как
положительное или
2 балла – ребёнок продолжает
истории с позиции
3 балла – ребёнок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
При обработке результатов особе внимание уделялось адекватности оценки поведения детей, а так же тому, чем мотивирует ребёнок оценку данного поступка.
Результаты диагностики осознания детьми нравственных качеств представлены в таблице № 3.
Анализируя данные, полученные в результате диагностики, мы видим, что все дети (кроме Егора), могут дать оценку нравственного поведения. Вызывают сложности только отдельные истории. Почему-то не всем понятна история про высыпанные из корзины игрушки. Нравственную норму могут определить большинство людей, обозначив её словом («он добрый», «мальчик обманул», «это ленивая девочка», «сказал правду»). Для многих детей сложно было объяснить свой выбор оценки. Они мотивировали свой выбор односложными высказываниями «потому что так надо», «так правильно». Только некоторые дети справились с заданием (Максим, Яна, Оля).
Таблица 3
Оценка осознания детьми нравственных норм
№ п/п |
Испытуемый |
Называет нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
1. |
Сергей Б. |
+ |
+ |
- |
2 |
2. |
Максим Б. |
+ |
+ |
+ |
3 |
3. |
Елена В. |
+ |
+/- |
- |
2 |
4. |
Гия Г. |
- |
+ |
- |
1 |
5. |
Марина Г. |
+ |
+ |
- |
2 |
6. |
Егор Г. |
- |
- |
- |
0 |
7. |
Лев Г. |
- |
+ |
- |
1 |
8. |
Рома К. |
+/- |
+ |
+/- |
2 |
9. |
Яна К. |
+ |
+ |
+ |
3 |
10. |
Таня М. |
+/- |
+/- |
- |
1 |
11. |
Вера П. |
+/- |
+ |
+/- |
2 |
12. |
Наталья П. |
- |
+/- |
+/- |
2 |
13. |
Ольга П. |
+/- |
+ |
+ |
3 |
14. |
Ирина С. |
+ |
+ |
- |
2 |
15. |
Саша С. |
+/- |
+ |
- |
2 |
16. |
Дима С. |
+ |
+ |
- |
2 |
17. |
Алёна Ш. |
+ |
+/- |
- |
1 |
18. |
Настя Я. |
+ |
+ |
- |
2 |
В процентном соотношении результаты диагностики по методике «Закончи предложение» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Закончи историю»
Баллы |
Количество детей |
Процентное соотношение |
0 баллов |
1 |
5% |
1 балл |
4 |
22% |
2 балла |
10 |
56% |
3 балла |
3 |
17% |
По результатам диагностики, представленным в данной таблице, мы видим, что на высоком уровне осознанности детьми нравственных норм находятся 3 человека. Эти дети почти полностью справились с заданием. Они раскрыли особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственных норм, назвали нравственную норму, при этом понимая её значение для взаимоотношений людей, и обосновали своё мнение. Высокое осознание нравственных норм связано с общей воспитанностью детей. По ним видно, что родители не равнодушны к их воспитанию и уделяют должное внимание воспитанию нравственных чувств.
На среднем уровне осознанности детьми нравственных норм находится большая часть детей – 10 человек (56%). Эти дети продолжают истории с позиции нравственных норм, дают оценку поведению детей, однако не всегда могут мотивировать её. Например, Марина, продолжая историю про Олю, которую попросили помощь складывать игрушки, на вопрос «Почему она так поступила?» ответила просто: «Поступила как всегда. Потому что так поступила».
На низком уровне находятся 4 человека (44%). Среди них Гия Гогия, который уже по второй методике проявляет низкие результаты. Возможно, это связано с общим уровнем его интеллектуального развития. Его сложно привлечь к разговору, в основном его ответы ситуативные, он невнимательный, неусидчивый, мысли его заняты чем-то своим.
Помимо Гии, плохо справились с заданием Лев, Таня и Алёна. Эти дети, в большинстве случаев, оценивали поступки детей как правильные и неправильные, плохие или хорошие, однако нравственные нормы не выделяли и свою оценку не мотивировали. Возможно, Алёной задания были бы выполнены лучше, если бы ей удалось правильно понять инструкцию. Девочка просто продолжала истории, при этом почти не давала оценку нравственным нормам и игнорировала предложенные мной вопросы.
Лев, при продолжении историй,
был занят мыслями о доме. Он
ждал, что за ним придёт папа, который,
возможно, пообещал ребёнку что-то интересное.
Лев стремился как можно
Вообще интересен ток факт, что разные дети одной и той же, казалось бы, истории придумывали разные концовки. Например, историю про папу и мальчика Петю, Лена закончила так: «Мальчик сказал, что он не ломал, потому что он обманщик». А вот Вера продолжила так: «Сказал, что это они сломали, когда играли». Яна же, своей истории, придумала вот какой конец: «Он ответил, что это он сломал игрушку. Папа поставил его в угол и не дал конфет. И тогда Вове стало стыдно, и он сказал папе, что это он сломал игрушку. И папа сказал что хорошо, что он сказал правду и никого больше не наказал». В этом тоже есть своеобразная изюминка нравственной воспитанности каждого ребёнка. Но осознанность нравственных норм не зависит от того, с какой стороны ребёнок подойдет к продолжению истории – главное, чтобы он правильно оценил поступок героя. Поэтому этот факт не оказал своего влияния на определения уровня осознанности детьми нравственных норм.
По результатам диагностики, на очень низком уровне осознания нравственных норм находитсся 1 человек (5%). При проведении методики, Егор был эмоционально не настроен на беседу, однако истории слушал внимательно, долго молчал, а потом все же продолжал истории. В «его» историях герои совершали плохие поступки: Катя не хотела делиться куклой, Оля не хотела помогать собирать игрушки, Петя свалил вину на Вову. Однако в этом нет ничего отрицательного. Плохо лишь то, что он не давал оценку этим поступкам, игнорировал мои конкретизирующие вопросы, отвечая на них молчанием и, иногда, улыбкой.
Для улучшения наглядности данные диагностики представлены в виде диаграммы на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Закончи историю»
Таким образом, результаты диагностики, полученные при проведении методик «Сюжетные «картинки» и «Закончи историю» свидетельствуют о том, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для нравственного воспитания дошкольников, основой которого могут стать народные сказки.
3.2 Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования учувствовала только экспериментальная группа (9 человек). Формирующий эксперимент длился месяц.
Цель формирующего этапа эксперимента: создать необходимые педагогические условия для успешного развития нравственных представлений посредством народных сказок.
Для достижения данной цели, мы использовали следующие формы работы с детьми: чтение сказок, беседа по сказкам, занятия по сказкам. Также к своей работе по формированию нравственных представлений у дошкольников мы подключили родителей. Была проведена индивидуальная консультация с родителями на тему «Читайте детям сказки» (Приложение № 7), в результате которой они получили информацию о том, что далеко не все сказки полезны, а есть и сказки негодные для детского чтения. Родителям мы рекомендовали, выбирая сказку, предъявить им такие требования: сказка должна иметь положительное нравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту и развитию ребенка.
Родители большинства детей охотно подключились к работе, откликнулись на мою просьбу почитать детям на ночь сказки. Им, для работы с детьми, был предложен список «Самых добрых русских народных сказок» (Приложение № 8).
В ходе экспериментальной
работы нами широко использовались различные
типы сказок (бытовые, волшебные, о животных),
направленные на формирование нравственных
категорий у старших
По сказкам, указанным в базисной программе дошкольного образования «Пралеска», было запланировано провести ряд занятий в течение года. Примерный план тематического планирования представлен в приложении № 9. Однако из-за недостатка времени, отведенного на проведение эксперимента, удалось провести только четыре занятия по формированию нравственных представлений. Занятия проводились раз в неделю, во вторую половину дня в музыкальном зале с экспериментальной группой детей.
Во время подготовки детей
к обеду и организации
Таким образом, для успешного развития у детей нравственных норм посредством народных сказок в группе были созданы необходимые, на мой взгляд, условия. Однако, формирование нравственных представлений – это длительный целенаправленный процесс, поэтому за короткий срок сложно развить те или иные нравственные представления, можно лишь заложить основу для формирования отдельных нравственных качеств.
3.3 Контрольный этап исследования
На данном этапе исследования для отслеживания эффективности работы по нравственному воспитанию детей мы провели повторную диагностику нравственного развития у двух исследуемых групп – контрольной и экспериментальной.
В проведении диагностики нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Это методика «Сюжетные картинки» и методика «Закончи историю». Данный блок методик, как уже указывалось ранее, позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.
Вначале с детьми была проведена методика «Сюжетные картинки». Результаты диагностики по данной методике в двух исследуемых подгруппах представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у детей экспериментальной группы
№ п/п |
Испытуемый |
Раскладывание картинок |
Обоснование своих действий |
Эмоциональные реакции |
Количество баллов |
1. |
Сергей Б. |
+ |
+/- |
+ |
2 |
2. |
Максим Б. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
3. |
Елена В. |
+ |
+/- |
+/- |
2 |
4. |
Гия Г. |
+ |
+/- |
- |
1 |
5. |
Марина Г. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
6. |
Егор Г. |
+/- |
- |
- |
0 |
7. |
Лев Г. |
+ |
+ |
+ |
3 |
8. |
Рома К. |
+ |
+ |
- |
2 |
9. |
Яна К. |
+ |
+ |
+ |
3 |
Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников