Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 200.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 6

Оценка эмоционального отношения  к нравственным нормам у детей  контрольной группы

 

№ п/п

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

Таня М.

+

+/-

-

1

Вера П.

+

+

+/-

2

Наталья П.

+

-

-

1

Ольга П.

+

+

+

3

Ирина С.

+

+

+/-

2

Саша С.

+

+

+/-

2

Дима С.

+/-

+/-

-

1

Алёна Ш.

+

+/-

+

2

Настя Я.

+

+/-

+

2


 

Анализируя данные, представленные в таблицах, мы видим, что по сравнению  с констатирующим этапом, многие задания  детьми были выполнены лучше. Причём изменения произошли как в  экспериментальной группе, так и  в контрольной. Однако эти изменения  незначительные и они, в большинстве  своём, не повлияли на определение общего уровня эмоционального отношения к  нравственным нормам. Например, к таким  изменениям относятся умение правильно  раскладывать картинки: в этот раз  большинству ребят удалось разложить  правильно все картинки.

Ребят, у которых уровень  развития нравственных представлений  стлал выше, немного – 2 человека. Это Лена В., Дима С., Лев Г. Эти  данные отражены в сводной таблице 7.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Сводная таблица по результатам  диагностики 

(методика «Сюжетные картинки»)

Группа

№ п/п

Испытуемый

Количество баллов на констатирующем этапе

Количество баллов на контрольном  этапе

Экспериментальная группа

Сергей Б.

2

2

Максим Б.

2

2

Елена В.

1

2

Гия Г.

1

1

Марина Г.

2

2

Егор Г.

0

0

Лев Г.

2

3

Рома К.

2

2

Яна К.

3

3

Контрольная группа

Таня М.

1

1

Вера П.

2

2

Наталья П.

1

1

Ольга П.

3

3

Ирина С.

2

2

Саша С.

2

2

Дима С.

0

1

Алёна Ш.

2

2

Настя Я.

2

2


 

В процентном соотношении данные таблицы 7,  представлены в таблицах 8 и 9.

Таблица 8

Процентное соотношение  уровня оценки эмоционального отношения  к нравственным нормам на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной  группе

 

 

Баллы

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество детей

Процентное соотношение

Количество детей

Процентное соотношение

0

1

11%

1

11%

1

2

22%

1

11%

2

5

56%

5

56%

3

3

11%

2

22%


 

 

 

 

Таблица 9

Процентное соотношение  уровня оценки эмоционального отношения  к нравственным нормам на констатирующем и контрольном этапах в контрольной  группе

 

Баллы

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество детей

Процентное соотношение

Количество детей

Процентное соотношение

0

1

11%

0

-

1

2

22%

3

33%

2

5

56%

5

56%

3

1

11%

1

11%


 

Как мы видим, в таблице 8 показано процентное соотношение уровня оценки эмоционального отношения к  нравственным нормам в экспериментальной  группе.  Сравнивая полученные данные на начальном и конечном этапах, можно заметить, что на контрольном этапе высокий уровень стал 22%, средний уровень остался неизменным (56%), низкий уровень на контрольном этапе стал ниже на 11%. Таким образом, произошли незначительные изменения и в общем уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам в данной подгруппе по-прежнему остался на среднем уровне.

В таблице 9 представлены данные по контрольной группе. Здесь изменения  видны только на очень низком уровне. Дима С., который на констатирующем этапе показал слабые результаты, в этот раз при раскладывании  картинок старался обосновывать свои действия, однако не все картинки он разложил правильно, и эмоциональная  реакция на нравственные нормы была выражена слабо. Поэтому он «перешел»  с очень низкого на низкий уровень.

Результаты статистической обработки показывают, что по уровню эмоционального отношения к нравственным нормам статистических различий между  контрольными и экспериментальными группами нет. Это свидетельствует  о соблюдении равенства исходных условий контрольных и экспериментальных  групп, что позволит нам сравнить данные этих групп, полученные на констатирующем и контрольном этапе исследования. Для наглядности сравнения данные исследования представим в виде диаграмм на рисунках 3 и 4.

 

Рис. 3. Результаты диагностики  по методике «Сюжетные картинки»

в экспериментальной группе

 

 

 

 

Рис. 4. Результаты диагностики  по методике «Сюжетные картинки»

в контрольной группе

 

Анализируя данные, представленные на диаграммах, мы видим, что, несмотря на отсутствие в контрольной группе детей с очень низким уровнем  эмоционального отношения к нравственным нормам, всё же показатели экспериментальной  группы немного выше, т.к. высокий  уровень в данной группе составляет 22% (в контрольной группе – 11%), а  низкий уровень в этой группе ниже, чем в контрольной – 11% (в контрольной группе 33%). Однако, эти различия незначительны, т.к. в общем, уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам в двух группах примерно равен среднему.

Таким образом, мы провели  диагностику нравственного развития по методике «Сюжетные картинки», проанализировали полученные данные и сравнили их с  результатами диагностики, полученными  на констатирующем этапе. Для того чтобы  получить более объективную информацию об изменениях, которые произошли с экспериментальной группой под влиянием формирующего эксперимента, необходимо провести ещё одну методику – «Закончи историю».

Цель данной методики, как  уже указывалось ранее, изучить  осознание детьми нравственных норм. Результаты диагностики по методике «Закончи историю» в двух исследуемых группах представлены в таблицах 10 и 11.

Таблица 10

Оценка осознания детьми экспериментальной группы

нравственных норм

 

№ п/п

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

1.

Сергей Б.

+

+

+

3

2.

Максим Б.

+

+

+

3

3.

Елена В.

+

+/-

-

2

4.

Гия Г.

-

+

-

1

5.

Марина Г.

+

+

-

2

6.

Егор Г.

-

+

-

1

7.

Лев Г.

+

+

-

2

8.

Рома К.

+/-

+

+/-

2

9.

Яна К.

+

+

+

3


 

 

 

 

 

 

Таблица 11

Оценка осознания детьми контрольной группы

нравственных норм

 

№ п/п

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

1.

Таня М.

+/-

+/-

-

1

2.

Вера П.

+

+

+/-

2

3.

Наталья П.

+

+/-

+/-

2

4.

Ольга П.

+/-

+

+/-

3

5.

Ирина С.

+

+/-

-

2

6.

Саша С.

+

+

-

2

7.

Дима С.

+

+

+/-

2

8.

Алёна Ш.

+/-

+/-

-

1

9.

Настя Я.

+

+

-

2

Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников