Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические возможности народной сказки в формировании нравственных представлений у старших дошкольников.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования народных сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников;
выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
выявить педагогические возможности народных сказок;
определить эффективность использования народных сказок для развития нравственных представлений в процессе специально организованной деятельности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДВТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. 7
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Цель, задачи, методы, средства и основное содержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте. 7
1.2 Особенности нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.3 Народная сказка как средство нравственного воспитания страших дошкольников. 14
1.3.1 Сказка как жанр устного народного творчества. 14
1.3.2 Классификация сказок и их специфика. 16
1.3.3 Использование сказок в нравственном воспитании ребёнка. 19
1.3.4 Психологические особенности изучения сказок. 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 26
2.1 Констатирующий этап исследования. 26
2.2 Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 200.05 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя данные, представленные в таблицах, мы видим, что по сравнению  с констатирующим этапом, некоторые  дети с заданиями справились лучше. Детям стало проще формулировать  нравственную норму,  некоторые стали  мотивировать свой ответ. Причём изменения  произошли как в экспериментальной  группе, так и в контрольной. Однако эти изменения незначительные и  они, в большинстве своём, не повлияли на общий уровень осознания детьми нравственных норм.

 Ребят, у которых  уровень развития нравственных  представлений стлал выше –  немного. К ним относятся Сергей Б., Лев Г. и, что очень порадовало, Егор Г.. При выполнении предложенного задания, Егор не просто продолжал истории, но и давал оценку поступкам персонажей. Для того чтобы сравнить данные диагностик, полученные на констатирующем и контрольном этапах, мы отразили их в сводной таблице 12.

 

 

 

Таблица 12

Сводная таблица по результатам  диагностики 

(методика «Закончи историю»)

Группа

№ п/п

Испытуемый

Количество баллов на констатирующем этапе

Количество баллов на контрольном  этапе

Экспериментальная группа

Сергей Б.

2

3

Максим Б.

3

3

Елена В.

2

2

Гия Г.

1

1

Марина Г.

2

2

Егор Г.

0

1

Лев Г.

1

2

Рома К.

2

2

Яна К.

3

3

Контрольная группа

Таня М.

1

1

Вера П.

2

2

Наталья П.

2

2

Ольга П.

3

3

Ирина С.

2

2

Саша С.

2

2

Дима С.

2

2

Алёна Ш.

1

1

Настя Я.

2

2


 

В процентном соотношении данные таблицы 12  представлены в таблицах 13 и 14.

Таблица 13

Процентное соотношение  уровня оценки осознания детьми нравственных норм на констатирующем и контрольном  этапах в экспериментальной группе

 

 

Баллы

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество детей

Процентное соотношение

Количество детей

Процентное соотношение

0

1

11%

0

-

1

2

22%

2

22%

2

4

45%

4

45%

3

2

22%

3

33%


 

 

 

 

Таблица 14

Процентное соотношение  уровня оценки осознания детьми нравственных норм на констатирующем и контрольном  этапах в контрольной группе

 

Баллы

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество детей

Процентное соотношение

Количество детей

Процентное соотношение

0

0

-

0

-

1

2

22%

2

22%

2

6

67%

6

67%

3

1

11%

1

11%


 

Как мы видим, в таблице 13 показано процентное соотношение уровня оценки осознания детьми нравственных норм в экспериментальной группе.  Сравнивая полученные данные на начальном  и конечном этапах, мы выявили, что высокий уровень на контрольном этапе составил 33%, а очень низкий – 0. При этом показатели низкого и среднего уровня остались неизменными (22% и 67%). Для лучшей наглядности, данные таблицы 13 представим в виде диаграмм на рисунках 5 и 6.

 

 

Рис. 5. Результаты диагностики  по методике «Продолжи историю»

в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования

 

 

Рис. 6. Результаты диагностики  по методике «Продолжи историю»

в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования

 

Таким образом, мы видим, что  произошли незначительные изменения, и, в общем, уровень осознания  детьми нравственных норм в данной подгруппе по-прежнему остался на среднем уровне.

В таблице 14 представлены данные по контрольной группе. Здесь можно заметить, что существенных изменений не произошло.

Так как на констатирующем этапе эксперимента по уровню осознанности нравственных норм у детей существуют различия между контрольной и экспериментальной группами, нет смысла сравнивать данные этих групп, полученные на начальном и конечном этапах исследования, так как несоблюдение равенства исходных условий контрольных и экспериментальных групп приведет к тому, что полученные результаты будут не валидными.

Таким образом, мы провели диагностику нравственного развития по двум методикам. Результаты методик показали нам, что изменения, произошедшие с экспериментальной группой за период формирования у детей нравственных представлений посредством народных сказок, незначительные. Это, в первую очередь, говорит о том, что развитие нравственных представлений – это длительный содержательный процесс и времени, отведенного на формирующий эксперимент, недостаточно для того, чтоб сформировать те или иные нравственные качества. Следует продолжить формирующий эксперимент и через определённый отрезок времени провести повторную диагностику.

Однако, те незначительные изменения, которые мы наблюдаем, анализируя результаты диагностики, говорят о том, что  народная сказка всё же является важным средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Но чтобы убедиться в этом наверняка, необходимо в своей работе постоянно обращаться к крупицам народной мудрости, заложенным в сказках и включать сказку в систему работы по нравственному воспитанию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, данное исследование состоит из двух разделов.

В первом разделе мы рассмотрели  сказку как средство нравственного  воспитания детей старшего дошкольного возраста, выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на развитие личности, объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мнения известных психологов.

Мы пришли к выводу, что  для полноценного развития ребенка  необходима целенаправленная воспитательная работа педагога, т.к. старший дошкольный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Старший дошкольный    возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов  поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Данный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом восприимчивости старших дошкольников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В течение этого периода  развития ребенок активно познает  окружающий мир и самого себя, приобретает  активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством  знакомства и усвоения опыта народной педагогики.

Во втором разделе работы представлены результаты диагностики нравственной воспитанности старших дошкольников и описание опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений посредством народных сказок.

В нашей работе была выдвинута  гипотеза: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза подтвердилась частично. Это связано с тем, что процесс формирования нравственных представлений очень длительный, и результат нравственного развития можно увидеть только через определённый промежуток времени. Несмотря на то, что в нашем исследовании использование воспитательных возможностей сказок оказало незначительное влияние на нравственную воспитанность детей, всё же народные сказки являются одним из важнейших средств нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Воздействие народного творчества на все стороны нашей жизни  огромно. Это, несомненно, ещё раз подтверждает то, что тема данного исследования актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с.
  2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 59 с.
  3. Лебедушка. Русские волшебные сказки / Под ред. Н. Кузнецова. –   3-изд.  М.: Детская литература, 1984. – 159 с.
  4. Счастная А.М. По ступенькам нравственности. Минск: Народная асвета, 1990. – 64 с.
  5. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. – 237 с.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  7. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.        В 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  8. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Бунятова // Успехи современного естествознания [Электронный ресурс]. -2010. – № 6. – Режим доступа : www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article& article_id=7785424 – Дата доступа : 01.11.2011. 
  9. Паршукова, Г. В сказочной стране / Г. Паршукова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 35 – 40.
  10. Туревская Е. И. Возрастная психология. Тула: Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого, 2002. – 317 c.
  11. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  12. Немов Р. С. Психология. Книга 2. М.: Владос, 2007. – 496 с.
  13. Телегин М. В.  Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста.  М.: МГППУ, 2004. – 288 с.
  14. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
  15. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003. – 734 с.
  16. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999. – 589.
  17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  18. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители. М.: Просвещение, 1930. – 105 с.
  19. Мария-Луиза фон Франц, Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке / Перевод с английского Р. Березовской и             К. Бутырина. Научная редакция В.В. Зеленского. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 367 с.
  20. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996. – 104 с.
  21. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004. – 735 с.
  22. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  23. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
  24. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Институт психотерапии, 2000. – 148 с.
  25. Эйсмонт-Швыдская Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников.  М.: Просвещение, 1969. – 167 с.
  26. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. – 256 с. 
  27. Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. – 365 с.
  28. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. – 168 с.
  29. Козлов В.В. Народные идеалы и действительность в белорусской сказке: Учебно-методическое пособие. Ч.2. – Гомель : УО "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины", 1986. – 47 с.
  30. Арлова Г.П. Беларуская народная педагогика. Минск: Народная асвета, 1993. – 120 с.
  31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ "Сфера", 2001. – 469 с.
  32. Арановская-Дубовис, Д.М., Заика, Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М. Арановская-Дубовис, И.В. Заика // Белорусская цифровая библиотека [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа : www.library.by/portalus/modules/psychology/ show_archives.php?subaction=showfull&id=1107417482&archive=1120045935&start_from=&ucat=27& - Дата доступа : 03.11.2011.
  33. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 99-106.
  34. Научный центр психического здоровья РАМН [Электронный ресурс] / Вопросы психологии художественного восприятия в трудах       А.В. Запорожца. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www. psychiatry.ru/stat.php?num=136. – Дата доступа : 03.11.2011.

Информация о работе Роль народной сказки в нравственном воспитании дошкольников