Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................
Именно поэтому сегодня очень активно говорят о здоровьесберегающей образовательной технологии. Растет число учреждений, использующих в своей деятельности личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития.
Г.М.Соловьев дает следующее определение здоровьесберегающей технологии - функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья.
Существенным фактором формирования здоровья студентов является уровень здоровья самих педагогов, которые согласно статистике являются самой большой категорией населения нашей страны, страдающей разнообразными заболеваниями, в том числе обусловленными профессией.
Важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья обучающихся является реализация принципов личностно-ориентированной педагогики и дифференцированного подхода к обучению, развитию и содержанию личности каждого студента.
Процесс формирования готовности к реализации здоровьесберегающей технологии мы рассматриваем как одну из сторон общего процесса формирования личности будущего медицинского работника. Это основывается на общепринятом в отечественной психологии положении, что деятельность характеризует личность, в деятельности она формируется (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский). С помощью определенной деятельности можно изменять отдельные качества личности. Если личность не готова к деятельности, то через систему подготавливающих к этой деятельности действий, через формирование необходимых качеств личности мы можем поднести ее к конкретной деятельности.
В исследованиях, посвященных проблеме готовности, реализации здоровьесберегающей технологии, существует большое разнообразие в определении сущности этого понятия.
Как отмечают М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, в настоящее время в психологической литературе существуют два основных подхода к проблеме определения готовности: функциональный и личностный.
Согласно первому, психологическая готовность рассматривается в связи с психическими функциями, формирование которых считается необходимым для достижения высоких результатов деятельности. Представители этого на правления определяют готовность к деятельности как функциональное состояние, "фон, на котором происходят психические процессы". В рамках этого направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой к деятельности. Так, Г.Олпорт считает, что установка есть состояние психической готовности, складывающееся на основе предыдущего опыта и оказывающее направленное влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан. Установочный хаpaктер готовности раскрывается и в работах Д.Н.Узнадзе. Он указывал, что важно понять установку как готовность к деятельности. Ее следует, несомненно, понимать не как частичный психологический феномен в ряду других таких же частичных феноменов, а как состояние самого целостного субъекта. Это значит, что установка вызывает психическую активность, которая "возникает в результате воздействия объективных обстоятельств и представляет собой такое состояние, в котором отражены сами вызывающие ее объективные условия. Следовательно, установка - не чисто субъективное состояние, а перенос в субъекта объективной ситуации. Она, так сказать, перешедшее в субъект объективное положение вещей". Сходную, по сути, позицию занимал В.Н.Мясищев, который рассматривал зависимость готовности человека к деятельности от уровня его активно-положительного отношения к ней. Как для отношения, так и для установки характерна мобилизация внутренних сил личности на осуществление деятельности.
Таким образом, первое (функциональное) направление в оценке сущности готовности рассматривает ее как определенное психическое состояние.
Представители же второго (личностного) направления рассматривают готовность как личностное образование, обеспечивающее эффективность деятельности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, И.А.Зимняя, В.А.Сластенин и др.) Этот подход предполагает совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности, необходимых для плодотворной деятельности. По мнению К. К.Платонова, готовность есть интегральное свойство личности, начало формирования которого лежит в под структуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями, навыками. Р.А.Низамов считает, что готовность включает в себя умение организовать свой труд, способность видеть перспективы развития, умение работать самостоятельно. Л.В.Кондрашова определяет готовность как сочетание психических особенностей и нравственных качеств личности.
Личностный подход нашел свое развитие и в работах, раскрывающих специфику готовности к медицинской деятельности (Л.В.Кондрашева, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Р.А.Низамов, В.А.Сластенин, Т.А.Воронова, Г.А.Алферова и др.). В.А.Сластенин рассматривает готовность к медицинскому труду как совокупность качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных функций. Она включает в себя различного рода установки на осознание задачи, модели вероятностного поведения, определение специфических способов деятельности, оценку своих возможностей в соответствии с предстоящими трудностями и необходимостью результата. Т.А.Воронова определяет готовность как сложное и динамическое личностное образование, которое проявляется в успешности деятельности медицинского работника. К.М.Дурай-Новикова под готовностью понимает систему интегративных качеств, свойств, знаний, навыков личности. Содержание готовности к медицинскому труду представляет собой осознание высокой роли социальной ответственности, стремление активно выполнять профессиональную задачу, установку на реализацию знаний, умений и качеств личности,
Итак, согласно второму (личностному) подходу к определению сущности готовности, ее связывают с личностными предпосылками к успешной деятельности (реализации здоровьесберегающей технологии). И большинство авторов считают, что готовность является не врожденным качеством, а целью и результатом профессиональной подготовки. Готовность как стабильную характеристику личности называют в научной литературе длительной и устойчивой готовностью. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной новой задачей. Будучи заранее сформированной, данная готовность служит существенной предпосылкой к успешной деятельности. Огромная роль в формировании готовности отводится педагогу как менеджеру образовательного процесса.
Исследование готовности выпускников средних специальных учебных заведений к профессиональной деятельности с позиций акмеологии (Л.Е.Жаринова) позволяет рассматривать психологическую готовность как особое состояние специалиста и профессионала, которое определяется мерой расхождения между представлениями о реальных и искомых результатах этой деятельности. Если реальные результаты по каким-то показателям не удовлетворяют субъекта деятельности, возникают потребности в их улучшении. Мера сформированности этой потребности является критерием готовности студента к предстоящей деятельности.
Исследуя готовность студентов к реализации здоровьесберегающей технологии, мы попытались определить ее место среди вышеназванных направлений в изучении этого феномена. Готовность к проектированию в клинической практике есть составная часть общей готовности к медицинской деятельности в целом. В то же время проектирование на основе здоровьесберегающего принципа является инновационной деятельностью. Эта деятельность включает в себя работу по отдельно взятым предметам, и воспитательную работу, и профориентационную (невозможно правильно выбрать профессию без учета своего здоровья), и работу по самосовершенствованию педагога (расширение знаний о здоровье, укрепление здоровья), и сотрудничество с обучающимися по вопросам здоровьесбережения. Таким образом, в той или иной мере проблема формирования готовности студентов к проектированию педагогического процесса на клинической практике на основе здоровьесберегающего принципа затрагивает все направления в исследованиях готовности к медицинской деятельности.
На основе анализа всего вышеизложенного мы в своей работе будем рассматривать готовность как устойчивую систему профессионально важных качеств личности, ее опыта, знаний, навыков, умений, необходимых для успешной деятельности в разных ситуациях.
Определившись с сущностью готовности к медицинской деятельности, мы вплотную подошли к необходимости выявлении структурного состава категории «готовность».
По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, "длительная" готовность представляет собой структуру, в которую входят: 1) положительное отношение к тому пли иному виду деятельности, профессии; 2) адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация; 3) необходимые навыки, умения, знания; 4) устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов. Таким образом, рассматривая структуру готовности, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович выделяют в ее содержании следующие взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационный (выражается и наличии потребности успешно выполнять поставленную задачу, интереса к объекту деятельности, способам ее осуществления, стремления к успеху); ориентационный (включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности); операциональный (предполагает владение способами и приемами деятельности, умениями и навыкала); волевой (характеризует внутреннюю потребность в управлении действиями); оценочный (предполагает самооценку своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач поставленным образцам).
С изложенным компонентным составом готовности почти адекватна структура, выведенная К.М.Дурай-Новиковой, в которой ряд компонентов по формулировке, содержательному наполнению совпадает полностью или частично. Автор предлагает рассматривать готовность к медицинской деятельности в следующем составе компонентов:
- мотивационный (профессионально значимые потребности, мотивы медицинской деятельности);
- познавательно-оценочный (знания о содержании профессии, о требованиях профессиональных ролей к структуре медицинской деятельности, самооценка профессиональной подготовки и соответствия процесса решения задач оптимальным трудовым условиям);
- эмоционально волевой (чувство ответственности за результаты медицинской деятельности, самоконтроль, умения управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);
- операционально-действенный (владение профессиональными знаниями, навыками» способами выполнения профессиональных задач, адаптации к трудностям, предписания к условиям медицинской деятельности);
- мобилизационно-настроенный (способность и возможность управлять своим состоянием в реальных неотложных медицинских ситуациях).
На наш взгляд, последний компонент может быть идентифицирован с функциональной готовностью. В этом случае, мы считаем, автором сделана попытка объединить в единое целое функциональный и личностный подходы к определению сущности феномена «готовность» на уровне его компонентного состава и структуры, Нам импонирует такой подход к этой проблеме: не противопоставление, а ассимиляция взглядов.
Е.Г.Скворцова в структуре готовности студентов медицинских училищ к профессиональному самосовершенствованию предлагает выделять три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, волевой.
Мы разделяем точку зрения Т.А.Вороновой о необходимости рассмотрения готовности как целостного явления. Уделяя внимание процессу формирования отдельных компонентов готовности (мотивам, умениям и т.д.), "надо каждый компонент рассматривать в структуре движения целого, в тех его функциях, которые он выполняет в образовании целого.
Следуя целостному представлению о готовности к различным видам медицинской деятельности, мы наметили следующие задачи для решения изучаемой нами проблемы на данном этапе исследования: определение сущности готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса в медицинских училищах как сложного личностного образования; выявление компонентного состава этой готовности и построение ее структуры; определение таких условий и характеристик готовности к проектированию здоровьесберегающей медицинской деятельности, которые показывают степень сформированности ее как целостного образования; разработка уровней сформированности компонентов и ннтегративной готовности к проектированию здоровьесберегающей медицинской деятельности.
Основываясь на анализе литературных источников и соотнося их с иcследуемой нами проблемой, мы пришли к следующим заключениям. Готовность к изучаемому виду деятельности (реализации здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного образования) рассматривается нами как целостное проявление личности. И под готовностью к этой деятельности мы понимаем такое особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа проектируемого здоровьесберегающего процесса и постоянной направленности сознания на его успешное внедрение в медицинскую деятельность.
Выявление компонентного состава готовности и проектированию здоровьесберегающего процесса Минеева Л.Ю. проводила следующим образом. По многочисленным литературным источникам ею был выбран весь перечень компонентов к различным видам медицинской деятельности и подвергнут детальному анализу. В составе готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса присутствуют мотивационная, когнитивная, операционная, рефлексивная и мобилизационно-настроечная составляющие. Рефлексивный и мобилизационно-настроечный компоненты готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса она сочла необходимым ввести в статусе самостоятельных, хотя они обусловливают способность к определенным умениям и навыкам и могли бы быть составляющими операционного компонента.
Таким образом, в результате проведенного анализа в структуре готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса Минеевой Л.Ю. были выделены следующие компоненты; мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный и мобилизационно-настроечный.
Остановимся на качественных характеристиках компонентов готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса на медицинской деятельности.
1. Мотивационный компонент. Определяет стремление и потребность будущего медицинского работника в проектировании здоровьесберегающего процесса. Характеризуется отношением к проблеме сохранения в педагогическом процессе здоровья своего и студентов, уровнем выраженности мотивов проектирования здоровьесберегающего педагогического процесса, интересом к теоретическим вопросам здоровья и его сохранения, активностью в практических действиях в этом направлении.
2. Когнитивный компонент. Обусловливает теоретическую вооруженность будущего медицинского работника. Характеризуется структурой знания (соотношением теоретических и методических знаний), степенью усвоения основных понятий, закономерностей, связанных со здоровьем, знанием здоровьезатратных механизмов, их причин и возможностей избегания.
3. Операционный компонент. Определяет способность применять имеющиеся знания в медицинской деятельности. Характеризуется степенью развития умений и навыков проектирования и реализации здоровьесберегающих технологий. В связи с прогрессирующей тенденцией науки, интенсивно "снабжающей" практику большим количеством ноной информации по вопросам здоровьесбережения, особо отметим наличие и уровень сформированности умений и навыков самообразования в области здорового образа жизни. Этот уровень определяется регулярностью обращения к новой педагогической, психологической, медицинской и специальной литературе, самостоятельностью в выборе источников, характером работы с ними.
Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья