Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................
4. Рефлексивный компонент. Обусловливает способность к самооценке здоровьесберегающего потенциала деятельности по проектированию медицинской деятельности. Характеризуется адекватностью оценки соответствия процесса решения профессиональных задач поставленным образцам, уровнем развития навыка фиксировать, анализировать и искоренять в дальнейшем свои ошибки.
5. Мобилизационно-настроечный компонент. Обусловливает способность и возможность управлять своим состоянием в неотложных ситуациях. Определяется уровнем владения методами и приемами физической и психологической саморегуляции, способностью применять их в нормальных и критических ситуациях медицинской деятельности.
Следующей ступенью теоретических изысканий по поводу готовности к проектированию здоровьесберегающих технологий медицинской деятельности было определение условий и характеристик, которые показывают степень сформированности целостного образования.
Первым показателем психологической готовности студента к медицинской деятельности является положительное отношение к ней, принятие социальной функции медицинского работника, которая имеет для студента личностный смысл и связана с его профессиональным самоопределением.
Поскольку в процессе подготовки к работе в медицинском учреждении должно произойти распредмечивание студентом общемедицинской деятельности, вторым показателем готовности является факт рассмотрения студентом себя с позиции лично ответственного, активно действующего субъекта, результаты собственной деятельности которого "материализуются" в изменениях состояния здоровья каждого его пациента.
В силу того, что "совокупным продуктом" взаимосвязанной деятельности медицинского работника и пациентов является вполне конкретный уровень образованности каждого студента в отдельности, третий показатель психологической готовности проявляется в умении студента вступать в отношения сотрудничества с каждым пациентом через специальные организационные формы этого сотрудничества.
Система "медицинский работник-пациент" достигает своих оптимальных показателей, когда наступает взаимопонимание, нитеобразный "резонанс" между деятельностями этих субъектов. Поэтому готовность к медицинской деятельности - это не только готовность оказать помощь, но и передавать каждому пациенту по мере необходимости функции управления своим состоянием здоровья.
Исходя из перечисленных признаков психологической готовности студента к медицинской деятельности в целом, мы сформулировали показатели психологической готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса в свою будущую деятельность:
- положительное отношение к деятельности и здоровьесбережению, имеющее для студента личностный смысл;
- позиция личной ответственности за здоровье свое и пациентов и понимание необходимости активных действий в этом направлении;
- способность вступать в отношения сотрудничества с каждым пациентом через специальные организационные формы этого сотрудничества, несущие здоровьесберегающий потенциал;
- умение перевести пациента в позицию активно действующего субъекта здорового образа жизни.
Названные показатели психологической готовности в сочетании с представлением о компонентном составе и структуре готовности студента к проектированию здоровьесберегающих технологий являются исходной базой для определения критериев, показывающих высокую степень сформированности исследуемой готовности как целостного образования. Перечислим эти критерии.
Студент полностью готов к проектированию здоровьесберегающих технологий, если данная его деятельность достаточно успешна; он проявляет стремление к проектированию процесса в своей деятельности, с учетом здоровьесберегающего принципа; испытывает потребность сбережения в медицинской деятельности здоровья и своего, и пациентов, имеет высокий уровень методологических, теоретических и методических знаний по здоровьесберегающей тематике; хорошо владеет основными понятиями, терминологией; проявляет высокую степень развития умений и навыков проектирования и реализации здоровьесберегающих технологий; имеет хорошие навыки самообразования в области здорового образа жизни, подвергает полному рефлексивному анализу все элементы структуры проектирования здоровьесберегающих технологий; готов к исследовательской деятельности, связанной с проблемами здоровья; умеет управлять своим состоянием в неотложных ситуациях.
Таким образом, в данном параграфе рассмотрены общие положения теории формирования готовности к медицинской деятельности, определены сущность, компонентный состав и структура готовности к проектированию здоровьесберегающих технологий, обоснована модель формирования этой готовности как успешного освоения личностью студента последовательности этапов (процедур) проектирования здоровьесберегающих технологий, выявлены такие условия и характеристики готовности к проектированию здоровьесберегающих технологий, которые показывают степень сформированности их как целостного образования.
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов
Одним из условий подготовки cтудента к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности является содержание образования. Содержание образования выступает как педагогическое средство развития готовности по обеспечению здоровьесбережения обучающихся. Особая роль отводится педагогу как менеджеру образовательного процесса.
В настоящее время под содержанием образования необходимо понимать не объем какой-то определенной научной информации, а совокупность целей, самостоятельной деятельности обучающихся, а также содержание учебных дисциплин.
Содержание педагогического образования необходимо рассматривать как совокупность определенных знаний студентов (овладение частью социального опыта человечества) и деятельности, направленной на реализацию этих знаний, а также направленность на личность (превращение социального опыта в опыт деятельности личности).
В исследованиях по проблемам профессиональною образования основанием разработки содержания является профессиональная готовность студентов. Анализируя различные направления изучения готовности, в качестве оснований содержания образования можно выделить: компоненты профессиональной деятельности, профессиональные функции, профессиограммы.
Основанием отбора содержания образования для готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения выступает готовность студентов к этой деятельности, которая в свою очередь представлена совокупностью теоретического, мотивационного и практического компонентов. Соответственно проектируемая готовность является верхним основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения, а фактическая готовность - нижним основанием.
Изучение отечественной теории содержания образования и его значения в подготовке к профессиональной деятельности позволяет нам выделить и охарактеризовать условия эффективности содержания образования на становление готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения.
Содержание образования в среднем специальном учебном заведении будет способствовать становлению готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения, если:
1. В качестве оснований его отбора выступают фактический и проектируемые уровни готовности студентов к осуществлению эдоровьесбережения обучающихся в теоретическом, мотивационном и практическом аспектах.
2. Предусматривался как когнитивные, так и креативные аспекты подготовки будущих медицинских работников к осуществлению здоровьесбережения.
Как уже было отмечено выше, фактическая готовность к здоровье сбережению выступает нижним основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения. С целью выявления фактического уровня готовности необходимо при поступлении в среднее специальное учебное заведение проводить исследование (тестирование, анкетирование), в результате которого определять теоретические знания и практические умения студентов в сфере здоровьесбережения, их мотивационную направленность на здоровьеобережение. Это в свою очередь означает, что при отборе социального опыта в аспекте здоровьесбережения, предъявляемого студентам, необходимо учитывать различные уровни готовности студентов к здоровьесбережению, присвоенные ими при обучении в шкале, а также личностные особенности, склонности и потребности студентов с целью развития тех аспектов готовности к здоровьесбережению, которые у них недостаточно развиты, а также с целью формирования вариативно-индивидуальной части содержания образования. Необходимо выявить, какие аспекты готовности к здоровьесбережению (в плане осведомленности, сознательности, действенности и умелости личности) недостаточно развиты у студентов, и в связи с этим формировать содержание образования в аспекте здоровьесбережения. Учебный материал, предъявляемый студентам, должен отбираться с учетом степени развитости у конкретного студента обобщенных характеристик (осведомленности, сознательности, действенности и умелости). Данные характеристики развиваются чаще всею неравномерно, в связи с этим, необходимо отбирать содержание образования гак, чтобы оно способствовало развитию всех компонентов готовности к здоровьесбережению равномерно. Так, при недостаточной развитости умелости необходимо предъявлять студентам учебный материал, который будет способствовать развитию всех характеристик, но особое внимание уделить креативным аспектам содержания образования в аспекте здоровьесбережения, направленным на становление умелости студентов (практической готовности к здоровьесбережению). Таким образом, содержание образования можно варьировать в зависимости от степени развитости у студентов отдельных компонентов готовности к здоровьесбережению.
На наш взгляд, целесообразно условно разделить студентов при поступлении в среднее специальное учебное заведение на три группы; первая группа - студенты, имеющие недостаточность развитости теоретической готовности к здоровьесбережению (в плане осведомленности и сознательности); вторая группа - студенты, имеющие недостаточность развитости мотивационной готовности к здоровьесбережению (в плане действенности) и третья группа - студенты, имеющие недостаточность развитости практической готовности к здоровьесбережению (в плане умелости). С учетом этого, а также с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей студентов необходимо производить отбор содержания образования, направленного на становление готовности студентов к здоровьесбережению, и формировать содержание инвариантного и вариативного компонентов. Важным условием при отборе содержания образования в аспекте здоровьесбережения является распределение соотношения когнитивного и креативного аспектов, форм реализации данных аспектов (лекционные занятия, семинары, практикумы, самостоятельная работа студентов, внеучебная деятельность и др.).
Таким образом, отбор содержания образования в аспекте здоровьесбережения должен строиться с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей, их личностных интересов, способностей, склонностей и потребностей студентов.
Верхним основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения выступает проектируемая готовность студентов к здоровьесбережению. Это означаем что при проектировании содержания образования, направленного на становление готовности студентов к здоровьесбережению, необходимо исходить из требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования медицинского работника и требований к уровню готовности студентов средних специальных учебных заведений к осуществлению здоровьесбережения. Требования, предъявляемые к отбору данного содержания образования помимо вышеназванных, должны предполагать учет профессиональных качеств, присущих будущему медицинскому работнику, осуществляющего здоровьесбережение в профессиональной деятельности. Следующим важным требованием к отбору содержания образования в аспекте здоровьесбережения выступает дополнительная специализация студентов. Отбор учебного материала должен строиться с учетом содержания учебных дисциплин данной специализации, а также с учетом требований к образованности личности в данном направлении. Это в свою очередь предусматривает выделение в содержании образования в аспекте здоровьесбережения вариативно-специального компонента.
Необходимым условием является распределение учебной нагрузки с учетом требований Государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего специального учебного заведения, а также уровень профессионально-педагогической квалификации педагога, осуществляющего образование студентов средних специальных учебных заведений. Важно учитывать уровень готовности данного работника к здоровьесбережению в плане компетентности специалиста, профессиональной нравственности, инициативности и мастерства в сфере здоровьесбережения.
Таким образом, при построении модели содержания образования, учитывая то, что основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения является фактическая к проектируемая готовность к здоровьесбережению, необходимо учитывать деление содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты.
Инвариантная часть должна включать в себя аспекты, общие для всех студентов. В содержании инвариантного компонента основная роль отводится таким аспектам здоровьесбережения, которые способствуют формированию у студентов потребности в сохранении и укреплении, формированию когнитивного и практического опыта личности, направленного на становление готовности студентов медицинского училища к здоровьесбережению.
Вариативная часть содержания образования должна включать в себя:
1. Вариативно-индивидуальную часть, определяющую аспекты для углубленного изучения в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей студентов на момент поступления в училище студенты имеют различный фактический уровень готовности к здоровьесбережению, индивидуальные особенности (физиологические и психологические), способности. В связи с этим при построении модели содержания образования в аспекте здоровьесбережения необходимо учитывать то, что студенты имеют различные возможности в развитии готовности к здоровьесбережению.
2. При отборе содержания образования в аспекте здоровьесбережения, определяя проектируемый уровень готовности к здоровьесбережению, вариативно-специальная часть должна включать аспекты, варьирующиеся в зависимости от специализации. Вариативно-специальный компонент содержит дифференцированные в зависимости от специализации студентов аспекты знаний по здоровьесбережению, обусловленные дополнительной специализацией студентов (фельдшер ФАП, скорой помощи, здравпункта, семейная медсестра). Это могут быть знания, связанные с вопросами дошкольного воспитания, углубленное изучение психологии, работа со школьниками, имеющими отклонения в поведении и др.; работа с престарелыми, с беременными женщинами, с инвалидами и др.
Системный подход в отражении содержания образования в аспекте здоровьесбережения предполагает рассмотрение его в качестве системы, которая имеет определенную структуру, т.е. сначала необходимо выделить компоненты содержания образования в аспекте здоровьесбережения в их взаимосвязи. Это позволяет нам выявить системные свойства содержания образования в училище в аспекте здоровьесбережения, которые в дальнейшем будут способствовать отбору содержаний образования.
Анализируя работы русских и зарубежных, исследователей, содержание образования в аспекте здоровьесбережения должно включать в себя два элемента: когнитивный и креативный аспекты.
Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья