Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

4. Рефлексивный компонент. Обусловливает способность к самооценке здоровьесберегающего    потенциала    деятельности    по    проектированию медицинской деятельности. Характеризуется адекватностью оценки соответствия процесса решения профессиональных задач поставленным образцам, уровнем развития навыка фиксировать, анализировать и искоренять в дальнейшем свои ошибки.

5.  Мобилизационно-настроечный компонент. Обусловливает способность и возможность управлять своим состоянием в неотложных ситуациях. Определяется уровнем владения методами и приемами физической и психологической саморегуляции, способностью применять их в нормальных и критических ситуациях медицинской деятельности.

Следующей ступенью теоретических изысканий по поводу готовности к проектированию здоровьесберегающих технологий медицинской деятельности было оп­ределение условий и характеристик, которые показывают степень сформированности целостного образования.

Первым показателем психологической готовности студента к медицинской деятельности является положительное отношение к ней, принятие соци­альной функции медицинского работника, которая имеет для студента личностный смысл и связана с его профессиональным самоопределением.

Поскольку в процессе подготовки к работе в медицинском учреждении должно произойти распредмечивание студентом общемедицинской деятельности, вторым показателем готовности является факт рассмотрения студентом себя с позиции лично ответственного, активно действующего субъекта, результаты собст­венной деятельности которого "материализуются" в изменениях состояния здоровья каждого его пациента.

В силу того, что "совокупным продуктом" взаимосвязанной деятельности медицинского работника и пациентов является вполне конкретный уровень образованности каждого студента в отдельности, третий показатель психологической готов­ности проявляется в умении студента вступать в отношения сотрудничества с каждым пациентом через специальные организационные формы этого сотруд­ничества.

Система "медицинский работник-пациент" достигает своих оптимальных показателей, когда наступает взаимопонимание, нитеобразный "резонанс" между деятельностями этих субъектов. Поэтому готовность к медицинской деятельности - это не только готовность оказать помощь, но и передавать каждому пациенту по мере необходимости функции управления своим состоянием здоровья.

Исходя из перечисленных признаков психологической готовности студен­та к медицинской деятельности в целом, мы сформулировали показатели психологической готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса в свою будущую деятельность:

- положительное отношение к деятельности и здоровьесбережению, имеющее для студента личностный смысл;

- позиция личной ответственности за здоровье свое и пациентов и понимание необходимости активных действий в этом направлении;

-  способность вступать в отношения сотрудничества с каждым пациентом через специальные организационные формы этого сотрудничества, несущие здоровьесберегающий потенциал;

-  умение перевести пациента в позицию активно действующего субъекта здорового образа жизни.

Названные показатели психологической готовности в сочетании с представлением о компонентном составе и структуре готовности студента к проектированию здоровьесберегающих технологий являются исходной базой для определения критериев, показывающих высокую степень сформированности исследуемой готовности как целостного образования. Перечислим эти критерии.

                  Студент полностью готов к проектированию здоровьесберегающих технологий, если данная его деятельность достаточно успеш­на; он проявляет стремление к проектированию процесса в своей деятельности, с учетом здоровьесберегающего принципа; испытывает потребность сбережения в медицинской деятельности здоровья и своего, и пациентов, имеет высокий уровень методологических, теоретических и методических знаний по здоровьесберегающей тематике; хорошо владеет основными понятиями, тер­минологией; проявляет высокую степень развития умений и навыков проектирования и реализации здоровьесберегающих технологий; имеет хорошие навыки самообразования в области здорового образа жизни, подвергает полному рефлексивному анализу все элементы структуры проек­тирования здоровьесберегающих технологий; готов к иссле­довательской деятельности, связанной с проблемами здоровья; умеет управлять своим состоянием в неотложных ситуациях.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены общие положения тео­рии формирования готовности к медицинской деятельности, определены сущность, компонентный состав и структура готовности к проектированию здоровьесберегающих технологий, обоснована модель фор­мирования этой готовности как успешного освоения личностью студента по­следовательности этапов (процедур) проектирования здоровьесберегающих технологий, выявлены такие условия и характеристики готов­ности к проектированию здоровьесберегающих технологий, которые показывают степень сформированности их как целостного образова­ния.

 

 

 

 

1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов

Одним из условий подготовки cтудента к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности является содержание образова­ния. Содержание образования выступает как педагогическое средство разви­тия готовности по обеспечению здоровьесбережения обучающихся. Особая роль отводится педагогу как менеджеру образовательного процесса.

В настоящее время под содержанием образования необходимо понимать не объем какой-то определенной научной информации, а совокупность це­лей, самостоятельной деятельности обучающихся, а также содержание учеб­ных дисциплин.

Содержание педагогического образования необходимо рассматривать как совокупность определенных знаний студентов (овладение частью социального опыта человечества) и деятельности, направленной на реализацию этих знаний, а также направленность на личность (превращение социального опыта в опыт деятельности личности).

В исследованиях по проблемам профессиональною образования основа­нием разработки содержания является профессиональная готовность студен­тов. Анализируя различные направления изучения готовности, в качестве оснований содержания образования можно выделить: компоненты профессио­нальной деятельности, профессиональные функции, профессиограммы.

Основанием отбора содержания образования для готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения выступает готовность студентов к этой деятельности, которая в свою очередь представлена совокупностью теорети­ческого, мотивационного и практического компонентов. Соответственно проектируемая готовность является верхним основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения, а фактическая готовность - ниж­ним основанием.

Изучение отечественной теории содержания образования и его значения в подготовке к профессиональной деятельности позволяет нам выделить и охарактеризовать условия эффективности содержания образования на ста­новление готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения.

Содержание образования в среднем специальном учебном заведении будет способствовать становлению готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения, если:

1. В качестве оснований его отбора выступают фактический и проектируемые уровни готовности студентов к осуществлению эдоровьесбережения обучающихся в теоретическом, мотивационном и практическом аспектах.

2. Предусматривался как когнитивные, так и креативные аспекты под­готовки будущих медицинских работников к осуществлению здоровьесбережения.

Как уже было отмечено выше, фактическая готовность к здоровье сбере­жению выступает нижним основанием отбора содержания образования в ас­пекте здоровьесбережения. С целью выявления фактического уровня готов­ности необходимо при поступлении в среднее специальное учебное заведение проводить исследование (тестиро­вание, анкетирование), в результате которого определять теоретические зна­ния и практические умения студентов в сфере здоровьесбережения, их моти­вационную направленность на здоровьеобережение. Это в свою очередь оз­начает, что при отборе социального опыта в аспекте здоровьесбережения, предъявляемого студентам, необходимо учитывать различные уровни готов­ности студентов к здоровьесбережению, присвоенные ими при обучении в шкале, а также личностные особенности, склонности и потребности студен­тов с целью развития тех аспектов готовности к здоровьесбережению, кото­рые у них недостаточно развиты, а также с целью формирования вариативно-индивидуальной части содержания образования. Необходимо выявить, какие аспекты готовности к здоровьесбережению (в плане осведомленности, сознательности, действенности и умелости личности) недостаточно развиты у сту­дентов, и в связи с этим формировать содержание образования в аспекте здо­ровьесбережения. Учебный материал, предъявляемый студентам, должен от­бираться с учетом степени развитости у конкретного студента обобщенных характеристик (осведомленности, сознательности, действенности и умелости). Данные характеристики развиваются чаще всею неравномерно, в связи с этим, необходимо отбирать содержание образования гак, чтобы оно способ­ствовало развитию всех компонентов готовности к здоровьесбережению рав­номерно. Так, при недостаточной развитости умелости необходимо предъяв­лять студентам учебный материал, который будет способствовать развитию всех характеристик, но особое внимание уделить креативным аспектам содер­жания образования в аспекте здоровьесбережения, направленным на станов­ление умелости студентов (практической готовности к здоровьесбережению). Таким образом, содержание образования можно варьировать в зависимости от степени развитости у студентов отдельных компонентов готовности к здоровьесбережению.

На наш взгляд, целесообразно условно разделить студентов при поступ­лении в среднее специальное учебное заведение на три группы; первая группа - студенты, имеющие недостаточ­ность развитости теоретической готовности к здоровьесбережению (в плане осведомленности и сознательности); вторая группа - студенты, имеющие не­достаточность развитости мотивационной готовности к здоровьесбережению (в плане действенности) и третья группа - студенты, имеющие недостаточ­ность развитости практической готовности к здоровьесбережению (в плане умелости). С учетом этого, а также с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей студентов необходимо производить отбор со­держания образования, направленного на становление готовности студентов к здоровьесбережению, и формировать содержание инвариантного и вариа­тивного компонентов. Важным условием при отборе содержания образова­ния в аспекте здоровьесбережения является распределение соотношения ког­нитивного и креативного аспектов, форм реализации данных аспектов (лек­ционные занятия, семинары, практикумы, самостоятельная работа студентов, внеучебная деятельность и др.).

Таким образом, отбор содержания образования в аспекте здоровьесбережения должен строиться с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей, их личностных интересов, способностей, склонностей и потребностей студентов.

Верхним основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения выступает проектируемая готовность студентов к здоровьесбережению. Это означаем что при проектировании содержания образова­ния, направленного на становление готовности студентов к здоровьесбережению, необходимо исходить из требований Государственного образова­тельного стандарта среднего профессионального образования медицинского работника и требований к уровню готовности студентов средних специальных учебных заведений к осуществлению здоровьесбережения. Требования, предъявляемые к отбору данного содержания об­разования помимо вышеназванных, должны предполагать учет профессио­нальных качеств, присущих будущему медицинскому работнику, осуществляющего здоровьесбережение в профессиональной деятельности. Следующим важным требованием к отбору содержания образования в аспекте здоровьесбережения выступает дополнительная специализация студентов. Отбор учебного материала должен строиться с учетом содержания учебных дисциплин дан­ной специализации, а также с учетом требований к образованности личности в данном направлении. Это в свою очередь предусматривает выделение в со­держании образования в аспекте здоровьесбережения вариативно-специального компонента.

Необходимым условием является распределение учебной нагрузки с учетом требований Государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего специального учебного заведения, а также уровень профессионально-педагогической квалификации педагога, осуществляющего образование студентов средних специальных учебных заведений. Важно учиты­вать уровень готовности данного работника к здоровьесбережению в плане компетентности специалиста, профессиональной нравственности, инициа­тивности и мастерства в сфере здоровьесбережения.

Таким образом, при построении модели содержания образования, учитывая то, что основанием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения является фактическая к проектируемая готовность к здоровьесбережению, необходимо учитывать деление содержания образования на ин­вариантный и вариативный компоненты.

Инвариантная часть должна включать в себя аспекты, общие для всех студентов. В содержании инвариантного компонента основная роль отводится таким аспектам здоровьесбережения, которые способствуют формирова­нию у студентов потребности в сохранении и укреплении, формированию когнитивного и прак­тического опыта личности, направленного на становление готовности сту­дентов медицинского училища к здоровьесбережению.

Вариативная часть содержания образования должна включать в себя:

1. Вариативно-индивидуальную часть, определяющую аспекты для углубленного изучения в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей студентов на момент поступления в училище студенты имеют различный фактический уровень готовности к здоровьесбережению, индивидуальные особенности (физиологические и психологические), способности. В связи с этим при построении модели содержания образования в аспекте здоровьесбережения необходимо учитывать то, что студенты име­ют различные возможности в развитии готовности к здоровьесбережению.

2. При отборе содержания образования в аспекте здоровьесбережения, определяя проектируемый уровень готовности к здоровьесбережению, вариативно-специальная часть должна включать аспекты, варьирующиеся в зависимости от специализации. Вариативно-специальный компонент содержит дифференцированные в зависимости от специализации студентов аспек­ты знаний по здоровьесбережению, обусловленные дополнительной специа­лизацией студентов (фельдшер ФАП, скорой помощи, здравпункта, семейная медсестра). Это могут быть знания, связанные с вопросами дошкольного воспитания, углубленное изучение психологии, работа со школьниками, имеющими откло­нения в поведении и др.; работа с престарелыми, с беременными женщинами, с инвалидами и др.

Системный подход в отражении содержания образования в аспекте здоровьесбережения предполагает рассмотрение его в качестве системы, которая имеет определенную структуру, т.е. сначала необходимо выделить компо­ненты содержания образования в аспекте здоровьесбережения в их взаимо­связи. Это позволяет нам выявить системные свойства содержания образова­ния в училище в аспекте здоровьесбережения, которые в дальнейшем будут спо­собствовать отбору содержаний образования.

Анализируя работы русских и зарубежных, исследователей, содержание образования в аспекте здоровьесбережения должно включать в себя два элемента: когнитивный и креативный аспекты.

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья