Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Когнитивный аспект содержательного обеспечения здоровьесбережения представляет собой часть социального опыта человечества в области здоровьесбережения.

Данный аспект должен быть направлен на формирование когнитивного опыта студентов в сфере здоровьесбережения, а также на формирование положительной мотивации на здоровьесбережение, т.е. когнитивный аспект со­держания образования в аспекте здоровье сбережения будет способствовать присвоению студентами таких элементов образованности, как осведомлен­ность и сознательность, а также действенность.

Это в свою очередь может осуществляться как через изучение отдельных аспектов здоровьесбережении в различных, учебных дисциплинах (профессиональных, естественно-научных, гуманитарных), так и в хо­де изучения специальных дисциплин, направленных на становление готовно­сти студентов медицинского училища к здоровьесбережению.

Когнитивный аспект содержания образования - это блок научной информации о здоровье, способах его поддержания и укрепления, ЗОЖ и др. (когнитивный опыт личности). Считаем возможным выделить в когнитивном аспекте содержания образования в сфере здоровьесбережения три компонента.

Первый компонент - общекультурные знания о здоровье, ЗОЖ и др. (философия, естествознание, социология и др.). В объем этих знаний входят: социальный опыт, относящийся к понятию «здоровье», «ЗОЖ»; факторах, влияющих на здоровье; сведения о физиологических нормах и критериях здоровья; сведения об анатомии и физиологии организма человека; сведения о функциональных состояниях человека и их коррекции; сведения о способах поддержания физического, психического, нравственною здоровья; знания принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях; экологические знания, вопросы экологии и безопасности жизнедея­тельности человека; сведения о факторах, улучшающих и ухудшающих здо­ровье; сведения об истории жизни и деятельности людей, ведущих ЗОЖ; све­дения о здоровье, ЗОЖ, побуждающие студентов к здоровьесбережению; санитарно-медицинские знания; знаний нормативно-правовых документов в области здоровьесбережения.

Второй компонент - профессиональные знания, связанные с вопросами здоровьесбережения участников образования. В объем этих знаний входят; знания в области педаго­гики, психологии, частных методик, связанные с организацией образователь­ного процесса, не наносящею ущерба жизни и здоровья обучающихся; све­дения о разграничении функций между участниками образования по обеспе­чению здоровьесбережения; сведения о психофизиологических основах обу­чения и воспитания студентов; представление о готовности работника к здоровьесбережению; сведения о методах контроля состояния здо­ровья студентов; сведения о новых здоровьесберегающих технологиях; сведения об особенностях психологического и физиологическо­го развития студентов; сведения об организации и методах психопрофилак­тической и психогигиенической работы со студентами; сведения об охране труда и здоровья; сведения о методике проведения занятий по вопросам здоровьесбережения; сведения о способах формирования положительной мотивации студентов  к здоровью, ЗОЖ: сведения об основных методаx, приемах и формах организации физическою воспитания студентов; сведения об организации и проведении внеклассной и внешкольной оздоровительной работы; психологическая готовность к потере работы, смене про­фессии.

Третий компонент - знания, необходимые для самообразования студентов в аспекте здоровье сбережения. В объем этих знаний входят: сведения о методах работы с научной литературой; сведений по подготовке и написанию рефератов, курсовых работ; сведения о методах и формах кон­троля состояния здоровья; сведения о формах организации досуга учащихся; сведения об основах физической подготовки; сведения об основах закалива­ния организма; сведения об основах психологической самоподготовки и пси­хологических механизмах управлений состоянием своего здоровья; сведения о методах исследования эмоций и осуществление анализа собственных эмо­ций; сведения об организации и проведении исследования по вопросам охраны жизни и здоровья.

Креативный аспект содержательного обеспечения здоровьесбережения предполагает направленность на преобразование социального опыта в сфере здоровьесбережения в личностный опыт, путем реализации усвоенных знаний в сфере здоровьесбережения в процессе самостоятельной деятельности студентов. Преобразование социального опыта в личностный опыт требует от студента самоопределения, он (студент) не детально воспроизводит на практике усвоенные знания в сфере здоровьесбережения, а отбирает наибо­лее приемлемые в зависимости, от условий (внешних и внутренних), само­стоятельно делает выбор. Данный аспект предполагает также направленность на формирование опыта творческой деятельности студентов в сфере здоровь­есбережения (исследовательская деятельность, самообразовательная дея­тельность и др.). В ходе усвоения креативного аспекта содержания образова­ния происходит формирование положительной мотивации на здоровьесбере­жение, а также качеств личности, необходимых для осуществления здоровь­есбережения в профессиональной деятельности. Креативный аспект включает в себя: опыт работы с нормативно-правовыми документами по обеспечению здоровьесбережения в профессио­нальной деятельности; опыт организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего ущерба жизни и здоровью учащихся; опыт использования в профессионально-педагогической деятельности различных методик опреде­ления состояния здоровья учащихся при массовых медицинских обследова­ниях; умения и навыки осуществления диагностики, профилактики и реаби­литации здоровья участников образования; опыт осуществления межпред­метных, связей в аспекте здоровьесбережения; опыт проведения валеологического анализа урока; опыт осуществления индивидуализации обучения с уче­том состояния здоровья студентов; опыт использования на практике новых здоровьесберегающих технологий; опыт проведения эксперимента (или исследовательской работы) с целью сбора материала для использования его в подготовке к курсовой работе по вопро­сам охраны жизни и здоровья населения; опыт осуществления деятельно­сти по здоровьесбережению в ходе клинической практики, имеющий положительный результат; опыт участия в мероприятиях, направленных на со­хранение и укрепление своего собственного здоровья; опыт занятий в спор­тивных секциях и кружках; опыт работы с научной литературой; опыт прове­дения контроля состояния здоровья; опыт по организации досуга студентов; опыт осуществ­ления психологической самоподготовки; опыт исследования эмоций и осу­ществление анализа собственных эмоций.

Таким образом, когнитивный и креативный аспекты содержания образования в аспекте здоровьесбережения направлены на присвоение студента­ми определенного уровня образованности в аспекте здоровьесбережения (в плане осведомленности, сознательности, действенности к умелости) и спо­собствуют становлению всех трех компонентов готовности к здоровьесбережению (теоретического, мотивационного и практического). Важным является правильное сочетание данных аспектов, единство которых будет наиболее эффективно способствовать становлению готовности студентов медицинского училища к осуществлению здоровьесбережения учащихся.

Задача педагога в том, чтобы его педагогическая деятельность включала в себя оба аспекта.

В соответствии с системным подходом мы определили состав нашей системы - содержание образования в медицинском училище в аспекте здоровьесбережения, которое включает в себя следующие элементы:

1. Когнитивный аспект (когнитивный опыт личности, опыт отношений личности),

2. Креативный аспект (практический опыт и опыт творческой деятельности, опыт отношений личности).

Содержание образования в средних специальных учебных заведениях в аспекте здоровьесбережения можно представить в виде подсистемы более крупной системы (метасистемы) — содержания профессионального образования. В свою очередь считаем возможным, на основании Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана училища, вы­делить образовательные области в содержании профессионального образования, способствующие формированию вышеназванных компонентов содержания образования.

На наш взгляд, это будут следующие образовательные области:

1)  учебные дисциплины естественно-научного блока;

2)  учебные дисциплины гуманитарного цикла;

3)  учебные дисциплины общепрофессионального цикла;

4)  учебные дисциплины специального блока;

5) производственная практика.

Каждая из выделенных образовательных областей должна реализовывать как когнитивный, так и креативный аспекты содержания образования в аспекте здоровьесбережения. Естественно, что в таких образовательных областях, как учебные дисциплины общепрофессионального цикла, специального блока и производственная практика значительная роль будет отводиться креативным аспектам содержания образования, направленным на форми­рование практической и мотивационной готовности к здоровьесбережению. Когнитивный аспект будет иметь преимущество в дисциплинах естественно-научного и гуманитарного цикла.

Любая система характеризуется наличием связей между ними, т.е. в лю­бой системе все элементы взаимосвязаны между собой. В нашей системе также можно проследить взаимосвязи между всеми элементами системы. Все компоненты содержания образования в аспекте здоровьесбережения взаимосвязаны. Когнитивный опыт личности является предпо­сылкой формирования практического опыта. В свою очередь опыт практиче­ской деятельности невозможен без наличия когнитивного опыта и опыта от­ношений личности. Взаимодействие элементов проявляется в том, что изме­нения, происходящие в одном элементе, могут влиять на другой. Так, напри­мер, пополнение когнитивного опыта личности будет способствовать формированию ценностных ориентации студентов, а также расширению практических навыков, что в свою очередь будет обусловливать развитие опыта твор­ческой деятельности. Таким образом, взаимосвязь всех компонентов содер­жания образования в медицинском училище в аспекте здоровье сбереже­ния представляет структуру нашей системы.

Любая образовательная система развивается, т.е. происходит изменение состояний системы. В процессе развития любой систему выделяют ряд стадий. Стадии развитии «готовности студента училища к здоровьесбережению» - стадия зарождения, начало становления, собственно станов­ление и зрелость - определяют уровни становления и развития готовности к здоровьесбережению. Каждому уровню будут соответствовать определенные компоненты содержания образования в аспекте здоровьесбережения. На наш взгляд, на стадии зарождения приоритет будет отдаваться формированию когнитивного опыта в аспекте здоровьесбережения, частичное усвоение практического опыта. Стадия становления будет характеризоваться усвоени­ем практического опыта и формированием ценностных ориентаций в аспекте здоровьесбережения. Стадии зрелости будет соответствовать опыт творче­ской деятельности. Выявленные нами системные свойства содержания обра­зования в училище в аспекте здоровьесбережения должны способствовать отбору содержания образования в среднем специальном учебном заведении. Мы рассматриваем «готовность студентов к осуществлению здоровьесбережения» в качестве развивающейся системы в четырех аспектах: морфологическом, структурном, функциональном и генетическом. Готовность студентов к осуществлению здоровьесбережения рас­сматривается в связи с образованностью личности, и в качестве составных компонентов выделяются четыре характеристики образованности (осведомленность, сознательность, действенность, умелость). Выделенные нами обобщенные характеристики готовности к здоровьесбережению мы соотнес­ли с компонентами готовности к профессиональной деятель­ности и выделили три основных компонента готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения: теоретический, мотивационный и практиче­ский. Согласно системному подходу, нами описаны стадии развития готов­ности студентов к осуществлению здоровьесбережения: зарождение, начало становления, собственно становление и зрелость; выделены показатели раз­вития готовности студентов к здоровьесбережению в соответствии с опреде­ленными уровнями: низким, средним, достаточным и высоким. Одним из условий подготовки студентов к осуществлению здоровьесбережения в про­фессиональной; деятельности является содержание образования. Содержание образования рассматривается нами с позиции системного подхода в четырех аспектах: морфологическом, структурном, функциональном и генетическом.

Таким образом, в соответствии с системным подходом мы определили состав нашей системы – содержание образования в среднем специальном учебном заведении в аспекте здоровьесбережения, которое включает в себя следующие элементы: когнитивный ас­пект (когнитивный опыт личности в сфере здоровьесбережения, опыт отношений личности в сфере здоровьесбережения); креативный аспект (практи­ческий опыт, исполнительская деятельность) и опыт творческой деятельно­сти к сфере здоровьесбережения, опыт отношений личности в сфере здоровь­есбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как результат сохранности

здоровья студентов

Одним из наиболее важных условий сохранности здоровья студентов является установление межпредметных связей в аспекте здоровьесбережения.

Для осуществления этого условия важна деятельность педагога как управленца образовательным процессом.

В настоящее время в структуре образования преобладает система обучения, которая базируется на информативно-объяснительном подходе. При этом предполагается, что деятельность преподавателя должна обязательно вызвать адекватную деятельность обучающихся.

Несостоятельность подобных суждений подтверждает педагогическая практика. Преподаватели сетуют на то, что обучающиеся не знают основных понятий, положений, законов, не умеют отделить главного от второстепенного, не осознают эквивалентности различных способов выражения одной и той же информации, не умеют сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать и т.д.

Одновременно отмечается проникновение формализма в знания учащихся, отличительными признаками которого являются: отрыв формы от со­держания, неумение применять теорию на практике, преобладание памяти над пониманием.

Указанные негативные тенденции обусловлены образовательной моделью, в которой информативная функция знаний осознается тождественной развивающей, обучающийся рассматривается как пассивный объект педаго­гических воздействий, а учебный предмет преподается как конгломерат от­дельных, не связанных друг с другом элементов.

Для повышения эффективности образования и обеспечения формирования системных знаний в курсах дисциплин должна быть организована сис­тематическая работа по реализации межпредметных связей в учебном про­цессе, основанная на концепции деятельностного подхода в обучении.

Реализацию межпредметных связей следует рассматривать в трех направлениях: в предметном содержании учебного курса, в обучающей деятельности преподавателя, в учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья