Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

 

Результаты исследования не могут не вызывать тревоги. В среднем до 25% студентов имеют хронические заболевания; 35% страдают миопией; 20% болеют респираторными заболеваниями более трех раз в год, что свидетельствует о недостаточности иммунитета и незнании профилактики.

Самооценка уровня своего физического здоровья по 5-уравневой шкале в среднем равна 3,5 балла.

Возможности питания студентов нередко полярно различны. В среднем

14% студентов не доедают. Питаются 2 раза в день 38% студентов. Качество и сбалансированность питания оценивается в среднем на 3 балла. Уровень употребления фруктов и салатов из сырых овощей низкий, 46% студентов не устраивают цены в столовой, отсутствие в меню дешевых блюд.

Уровень своего психологического здоровья во всех группах оценива­ется студентами еще ниже (в среднем 3,4 балла), что связывается с психоло­гическим дискомфортом обучения. На первых курсах студенты оценивают психологическую комфортность обучения в среднем на 3 балла. По нашим данным, уровень тревожности, психоэмоционального напряжения зависит не столько от сложности изучаемых дисциплин, сколько от личности преподавателя, так, психологическая комфортность обучения оценивается в среднем студентами в 3,5 балла. Часть студентов недовольна раздражительностью, формальным отношением, непомерным объемом заданий, запугиванием сложностью экзамена.

Студенты считают, что в училище снижен уровень требовательности к состоянию части аудиторий, давно нуждающихся в ремонте, их освещению, чистоте, мебели, температурному режиму, озеленению. Особенно чувствительны к недостатку уюта, холоду, переполненности аудиторий первокурс­ники.

К середине октября анкетирование выявляет признаки невротического состояния практически у каждого второго студента 1 курсов. (Высокая учебная тревожность, показатели психоневрологической препатологии и др.). Основ­ные причины состояния предболезни: недостаточный сон, малоподвижный образ жизни, значительное превышение физиологических норм суммарной учебной нагрузки, нарушение регулярности и сбалансированности питания, безграмотный режим отдыха, незнание простейших приемов коррекции не­благоприятных для здоровья признаков. Кроме напряженности нервных про­цессов, нами выявлены и психологические факторы риска - неуверенность в себе, склонность к самообвинениям, психическая неустойчивость. Приведем наиболее характерные высказывания первокурсников: «Постоянно не хватает времени», «я невнимательна, неорганизованна», «у меня плохая память, не справляюсь с нагрузкой», «боюсь одиночества, постоянно хочу домой, плохо одета», «у меня комплекс неполноценности (далее следует множество вариантов: из-за конфликтов с родителями; неумения общаться; из-за маленького роста; плохого зрения; полноты)».

Целостная оценка здоровья подразумевает не только единство организма, но и единство организма и личности. Состояние здоровья не может не зави­сеть от личностных качеств, осознанности поведения, приносящего либо ук­репление, либо ущерб здоровью (своему и других). Без учета личностных морально-волевых качеств и ценностных установок все программы оздоров­ления будут обречены на неудачу. Поэтому тестировались параметры духов­но-нравственного развития личности. Самооценка духовно-нравственного здоровья (доброжелательности спокойствия, ответственности, совестливо­сти, обязательности, способности не судить, a понять другого, милосердия и др.) составила в среднем 3,9 балла.

Что касается состояния психологического здоровья студентов, то в 21 а группе 30% студентов (6 человек) имеют высокий уровень состояния психологического здоровья; 37% студентов (10 человек) - средний уровень; 33,3% студентов (8 человек) - низкий. В 21 б группе 32% студентов (7 человек) имеют высокий уровень состояния психологиче­ского здоровья; 35% студентов (9 человек) - средний уровень; 33,3% сту­дентов (8 человек) – низкий. В 23 группе 30% студентов (6 человек) имеют высокий уровень состояния психологиче­ского здоровья; 35% студентов (9 человек) - средний уровень; 35% студен­тов (9 человек) - низкий. В 21 а группе 32% студентов (7 человек) имеют высокий уровень состояния духовно-нравственного здоровья; 33,3% студентов (8 человек) - средний уровень; 35% студентов (9 человек) - низкий. В 21 б группе 30% студентов (6 человек) имеют высокий уровень состояния ду­ховно-нравственного здоровья; 35% студентов (9 человек) - средний уро­вень; 35% студентов (9 человек) - низкий. В 23 группе 32% студентов (7 человек) имеют высокий уровень состояния духовно-нравственного здоровья; 33,3% студентов (8 человек) - средний уровень; 35% студентов (9 человек) - низкий.

Формирующий этап должен иметь цель - сохранение и укрепление психологического и духовно-нравственного здоровья студентов в условиях образова­тельного процесса.

Для того чтобы сохранить и укрепить состояние здоровья студентов, а также реализовать задачи работы, необходимо разработать оздоровительную программу «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» и систему личностно-ориентированного обучения студентов. Основные зада­чи программы: внедрение в учебно-воспитательный процесс личностно-ори­ентированного обучений студентов как фактора сохранности здоровья; осу­ществление психолого-педагогического и медицинского контроля за состоя­нием здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении; внедрение профилакти­ческих медицинских и психологических мероприятий; создание социально-реабилитационных служб здоровья, психологических центров.

В выполнении этой работы значительная роль отводится преподавателю-менеджеру, который может адекватно управлять учебным процессом.

Основные направления программы:

1. Организационно-методическая  деятельность  по укреплению здоровья студентов.

Мероприятия:

1. Разработать цикл семинаров для педагогических paботников училищ в соответствии с поставленными целевой программой задачей.

2.  Ввести в педагогическую деятельность училищ аспект укрепления здо­ровья студентов.

3.   Провести анализ состояния здоровья студентов с целью определения важнейших направлений их оздоровления,

4.  Проводить лекции - диспуты на тему: «Нравственные ценности».

2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях.

Мероприятия:

1.  Осуществление ремонта помещений.

2.  Оснащение аудиторий цветами и мебелью.

3.  Осуществление контроля за расписанием занятий в целях упорядоче­ния учебной нагрузки в училище и объемом заданий.

3.  Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи подросткам.

Мероприятия:

1.   Организация комнат отдыха и психической разгрузки.

2.  Разработка новых форм отдыха и реабилитации студентов.

3.  Использование гигиенических нормативов в компьютерных техноло­гиях.

4.  Решение оздоровительных задач средствами физической культу­ры.

Мероприятия:

1. Ввести специализированные уроки физкультуры для студентов и комплектовать группы с учетом их интересов и физического со­стояния.

2.  Расширить сеть лечебных физкультурных групп для студентов с ослабленным здоровьем.

3.  Проводить общеучилищные соревнования по туризму.

5.  Организации питания студентов в средних специальных учебных заведениях.

Мероприятия:

1.  Разработка меню для питания студентов с учетом их индивидуально­го здоровья и соблюдения норм питания.

2.  Обеспечение нормативных требований к набору продуктов, техноло­гии приготовления пищи.

6.  Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья студентов в среднем специальном учебном заведении.

Мероприятия:

1.  Апробировать личностью ориентированное обучение студентов.

2.  Проведение деловых игр, дискуссий, нетрадиционных форм проведе­ния лекций:

- лекции - диалоги с участием двух преподавателей, взаимодополняющих друг друга, либо высказывающих разные точки зрения, и подключением к диалогу студентов, в задачу которых входит набрать большее количество аргументов «за» и «против»;

- лекции с включением прием он релаксации, активизации умственной работоспособности;

- лекции с элементами активизации анализаторов и эмоциональной сферы (фоновая музыка, поэзия и т.д.).

7. Укрепление здоровья преподавателей.

Мероприятия:

1.  Проведение обязательных медицинских осмотров преподавателей с привлечением психотерапевтов, психологов в установленном поряд­ке.

2.  Проведение исследования микроклимата в коллективе учебного заведения и принятие мер по его нормализации.

3.  Организация     и     проведение     психологической     разгрузки     для преподавателей.

Нами предложена система личностно-ориентированного обучения студентов, которая включает следующее: требование гуманного отношения к обучающемуся, признания его самоценности; требование индивидуализации и дифференциации обучения; требование: создания условий, обеспечивающих возникновение собственной активности обучающегося; требование обеспечения условий способствующих саморазвитию, самообу­чению и самообразованию обучающегося; требование учета субъективного опыта каждого обучающегося; требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучающегося; требование обеспечения объектив­ного контроля знаний обучающегося; требование целесообразности исполь­зования возможностей разнообразных форм, средств и технологий в обуче­нии.

Требование гуманного отношения к обучающемуся, признания его самоценности является одним из основных требований к личностно ориентированному обучению, в центре которого находится личность обучающегося, а основной задачей является задача развития его личности. Реализация дан­ного требования не возможна в том случае, если в педагогической системе предусмотрены, во-первых, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся, максимально учитывающий его мотивацию, инте­ресы, способности, психофизиологические особенности, накопленный опыт. Во-вторых, гуманное отношение к обучающемуся предполагает корректное обращение с обучающимся, создание для него комфортной обстановки, сти­мулирование его учебы, умение успокоить в случае неудачи, снятие, если есть, возникающих затруднений и психологического дискомфорта.

Рассматривая требование индивидуализации и дифференциации обучения, следует отметить, что использование новых технологий сегодня должно быть направлено на максимальную "персонифицикацию" обучения. Исполь­зование компьютеров в учебном процессе способствует индивидуализации обучения за счет того, что предоставляет каждому обучающемуся, во-первых, "индивидуального виртуального педагога", организующего обуче­ние, оказывающего в любой момент необходимую помощь и поддержку; во-вторых, свободу в выборе темпа, продолжительности работы с тем или иным материалом, в выборе стратегии и "траектории" работы на занятии.

Дифференциация обучения достигается за счет выбора системой индивидуальных обучающих воздействий, учитывающих субъективный опыт обучающихся, ориентированных на реальные способности конкретного обучающегося.

Рассмотрим возможности создания условий, обеспечивающих возникновение собственной активности обучающегося. Выполнение данного требо­вания на занятиях обеспечивается за счет предоставления обучающемуся возможности самостоятельно организовать свое обучение, самостоятельно овладевать знаниями, умениями, навыками. Отметим, что выполнение данно­го требования возможно в том случае, когда в процессе обучения создаются условия и стимулы для овладения обучающимся навыками самостоятельной работы и самообучения, независимо от степени его предыдущих успехов.

Требование обеспечения условий, способствующих саморазвитию, самообучению, самообразованию обучающегося означает, что оно направлено, во-первых, на предоставление обучающемуся возможности самостоятельного приобретения знаний; во-вторых, на развитие его социальных, творческих, интеллектуальных способностей; в-третьих, на удовлетворение потребностей личности в самопознании, самоопределении, самоуправлении и самореализа­ции. Использование средств информационных компьютерных технологий в обучении позволяет выполнить данное требование за счет организации само­стоятельной учебной деятельности каждого обучающегося, и таким образом развивает его интеллектуальные, волевые, социальные и коммуникативные способности.

Выполнение этого требования приведет к реализации индивидуумом своих потенций, будет способствовать его личностному росту и профессиональному становлению, обеспечению условий для развития личности обу­чающегося в целях его успешной адаптации и успешной жизнедеятельности в обществе, а это в свою очередь приведет кг сохранению и укреплению здо­ровья студентов.

Требование учета субъективного опыта каждого обучающегося в личностно-ориентированном обучении означает, что необходимо акцентировать внимание на субъективном опыте обучающегося, который необходимо раз­вивать и приумножать.

Необходимо создать условия, при которых и двоечник, и отличник будут вынуждены в равной степени использовать все свои возможности для самообразования и саморазвития, выбирать свой темп, свою траекторию обучения для достижения поставленной на занятии цели.

В плане помощи обучающему и обучающемуся в организации индивидуального и дифференцированного обучения отметим важность использова­ния в образовательном процессе проблемных заданий и исследовательских задач, а не только информационного и справочного материала.

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья