Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Организация коммуникативной и социальной деятельности обучающегося позволяет готовить их к жизни и деятельности в информационном обществе, учит использованию средств коммуникации в целях познания ок­ружающего мира и самого себя. Организация совместной учебной деятель­ности обучающегося из разных учебных заведений и разных стран в ходе выполнения ими коллективных или индивидуальных заданий позволяет им лучше усваивать учебный материал, воспроизводить и использовать полу­ченные знания в процессе обучения.

В результате у индивидуума формируется самосознание, он самоопреде­ляется в окружающем мире, осознает свое "Я", определяет свое отношение к окружающей действительности, выявляет свои личностные профессиональ­ные предпочтения. В ходе межличностного общения определяется его социальная позиция, формируется индивидуаль­ное сознание. В процессе обучения с использованием электронной учебной среды при взаимодействии обучаемого с системой или посредством сетей с другими участниками образовательного процесса происходит развитие лич­ности обучающегося, его социализация.

Коммуникативная деятельность предполагает создание условий, позволяющих обеспечить оперативный доступ к необходимой информации. В со­временной психологии и педагогике отмечается, что свободный и оператив­ный доступ к информации обеспечивает возможность формирования у обу­чающегося умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, банков данных, банков знаний, влияет на раз­витие у обучающегося теоретического, научного мышления.

Реализация требования организации коммуникативной и социальной деятельности обучающегося предоставляет им неограниченные возможности для общения со сверстниками, развивает их коммуникативные способности, способствует социальной адаптации, позволяет использовать возможности средств информатизации и коммуникации в качестве инструмента познания и исследования окружающей действительности, в качестве средства развития интеллекта и личностных качеств индивидуума.

Выполнение требования обеспечения объективного контроля знаний обучающихся предполагает, что в процессе обучения осуществляется ежедневный текущий автоматизированный контроль знаний обучающихся. Объ­ективность контроля обеспечивается, во-первых, рассылкой индивидуальных заданий, учитывающих уровень знаний конкретного обучающегося, его воз­можности и предпочитаемые способы учебно-познавательной деятельности; во-вторых, диагностикой и последующим анализом ошибок, сбором данных об умениях и знаниях обучающегося и возможностью их статистической об­работки.

Осуществление самоконтроля, тренировки, самокоррекции пробуждает в студентах новые эмоции, влияющие на мотивацию. Организация объективного контроля знаний позволяет рационально использовать мышление всех категорий обучающихся, способствует возникновению внутренней потребности в изучении данного материала, что активизирует познавательную дея­тельность обучающихся. Как было показано выше, познавательная мотивация является основой активности учения, только познавательные мотивы способствуют устойчивой активности обучающегося и повышают эффектив­ность процесса обучения.

Объективность, регулярность и оперативность диагностики знаний, умений и навыков позволит осуществить оперативную обратную связь в процессе развития личности обучающегося, корректировать в какой-то степени этот процесс, ориентируясь на индивидуальные интеллектуальные и психофизиологические особенности обучающихся.

Требование целесообразности использования разнообразных форм и средств, а также технологий в обучении означает, что прежде, чем внедрять новые формы и средства в образовательном процессе, необходимо оценить уместность и целесообразность нововведений.

Вышеизложенное позволило выявить, что комплексное использование различных инновационных идей в учебном процессе, где огромная роль принадлежит преподавателю-менеджеру, способствует выполнению следующих методических требований к обучению, ориентированному на личность: диалогичность; деятельностно-творческий подход; поддержка индивидуального развития обучающегося; формирование его личностных качеств; предоставление возможности для самообразования, самообучения, самовоспитания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности и само­реализации; предоставление свободы в выборе содержания обучения, видов учебной деятельности, траектории продвижения в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

На основании вышеизложенного мы пришли к следующему выводу:

1.  Под готовностью к здоровьесбережению понимается профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им соци­ального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участников образования и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятель­ности.

2.  В качестве характеристик готовности к здоровьесбережению относятся осведомленность, сознательность, действенность, умелость.

3.  В систему педагогических условий, способствующих формированию у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса входит, аксиологическая обеспеченность, информаци­онная обеспеченность, деятельностная обеспеченность и личностные усло­вия,

4.  Предложенная нами оздоровительная программа «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» и система личностно-ориентированного обу­чения студентов являются эффективными в сохранении и укреплении здоро­вья студентов, обучающихся в училище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного анализа литературы нами выявлены виды, сущность и основные тенденции развития проектирования, определены отличительные особенности личностно ориентированного обучения с учетом здоровьесберегающего принципа.

Рассмотрение современных тенденций развития здоровьесберегающих технологий показывает, что в настоящее время одним из наиболее эффективных подходов к обучению является внедрение личностно ориентированного обучения. Показано, что личностно-ориентированное обучение необходимо понимать как обучение, которое ориентировано на обучающегося как основ­ную ценность образовательного процесса.

Анализ существующих технологий личностно ориентированного обучения позволяет сделать вывод, что в них реализуются отдельные стадии творческого саморазвития обучающегося, хотя главной целью видится: его комплексное саморазвитие в соответствии с личностными особенностями.

Обоснованы содержание и структура готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса. В структуре готовности нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитив­ный, операционный, рефлексивный и мобилизационно-настроечный. Веду­щую, системообразующую роль играет мотивационный компонент готовно­сти к проектированию здоровьесберегающего процесса.

Самым главным составляющим в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий является деятельность педагога-менеджера. При правильной организации учебного процесса цели будут достигнуты.

Одним из условий подготовки к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности является содержание образования. Опира­ясь на основания проектирований содержания образования в аспекте здоровьесбережения, нами предложена оздоровительная программа «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» для укрепления и сохранения здоровья студентов.

В результате проведенного исследования нами было выявлено состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов, проведен анализ готовности педагогов училища к здоровьесбережению обучающихся; выявлены дидактические условия, влияю­щие на сохранность здоровья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении; разработать оздоровительную программу «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» и систему личностно-ориентированного обучения студентов в про­цессе профессиональной подготовки.

Выполненное исследование подтвердило сформулированную нами гипотезу и показало эффективность обоснованной и предложенной оздоровительной программы «Личностно-ориентированное обучение и здоровье» и системы личностно-ориентированного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  Абрамова С., Костенчук И. От «идеального» к «реальному». Взгляд на проблему личностно-ориентированного образования // Директор школы, 1994, №6, с.50.

2. Антропова    М.В.,     Манке     Г.Г.     и    др.     Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика, 1996, №5, с.19-23.

3. Антропова M.B., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика, 1995, №2, с.26.

4. Бабанский А.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988. - 479с.

5. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика, 1996, №4, с.23-27.

6. Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионально­го образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. - Томск, 1988.- 222с.

7. Быков В.В. Научный эксперимент. - М., 1989. - 230с.

8. Воронова Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: Дисс. канд. пед. наук. — Л., 1986. - 280с.

9. Дурай-Новакова К.М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности. Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М., 1983. - 46с.

10.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976. - 175с.

11.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, I981 - 383с.

12.Жаринова Л.Е. Акмеологические признаки готовности выпускни­ков вуза к профессиональной деятельности. – СПб., 1996. - 216с.

13.Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятель­ности // Валеология, 1997, №2, с.18-21.

14.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. – СПб., 1995. - 54с.

15.Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоро­вья. Образовательные программы по валеологии. - СПб., 1994. - 78с.

16.Зверев И.Д., Максимова В.H. Межпредметные связи в современ­ной школе. - М., 1981. - 251с.

17.Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Под ред. Г.М.Соловьева. - Ставрополь, 2003. - 496с.

18.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997. - 480с.

19.Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984. - 496с.

20.Кабешова С.Л. Особенности проектирования и реализации здоровьесберегающего педагогического процесса в условиях спортивно-техни­ческой школы // Дисс… к.п.н. - Шуя, 2001. - 204с.

21.Катайцева Н.А. Формирование готовности студентов педагогиче­ских вузов к аналитической деятельности. Автореф. дис…канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 23с.

22.Кондрашова Л.В. Теоретические основы воспитания психологиче­ской готовности студентов пединститута к профессиональной деятельности. Автореф. дисс…докт. пед. наук. - М., 1987. - 41с.

23.Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии, I997, №6, с.26-31.

24.Котлярова И.О., Циринг Р.А. Становление профессионально-педагогической квалификации: Научно-методические рекомендации для руководителей / Под ред. С.А.Репина. — Челябинск, 1998. - 72с.

25.Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога. - Л., 1978. - 115с.

26.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304с.

27.Максимов    В.Г.    Формирование    профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. дис...д-ра пед. наук. - М., 1994. - 38с.

28.Минеева Л.Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса. - Шуя, 2001. - 213с.

29.Митченкова Е.С. Личностно-ориентированное обучение как фак­тор предвузовской подготовки слушателей подготовительных курсов (на базе дополнительного довузовского образования) // Дисс...к.п.н. - Челябинск, 1999. - 164с.

30.Мясищев В.Г. Личность и неврозы. - Л., I960.

31.Низамов Р.А. Методологические основы формирования практиче­ских умений школьников в процессе решения физических задач. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1990. - 35с.

32.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.

33.Педагогический поиск // Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, И.П.Волков и др. — М.: Педагогика, 1990. - 560с

34.Сериков Г.П., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. — Екатеринбург-Челябинск, 1999. - 242с.

35.Сериков С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. - Челябинск, 1998. - 79с.

36.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагоги­ка, 1984. - 96с.

37.Сластенин В.А., Мищенко A.M. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991, №10, с.79-84.

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья