Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:01, курсовая работа
Краткое описание
Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития. В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи: 1.Дать анализ психолога - педагогической литературы на тему. 2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
В отечественной педагогике
признано отношение к дошкольному воспитанию
как к этапу, определяющему все дальнейшее
развитие ребенка. Совершенствование
образования и воспитания предусматривает
необходимость максимальной реализации
возможностей, присущих каждому конкретному
возрастному периоду.
Период раннего и младшего дошкольного
возраста характеризуется интенсивным
развитием процесса восприятия. Не случайно
в истории психологии и педагогики проблема
генезиса восприятия и сенсорных способностей
привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное
на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, эстетического и нравственного
воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития детей,
т.е. насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.
Становление и развитие проблем
сенсорного воспитания в конце XIX - начале
XX вв. (до 1917 г.) проанализировано и обобщено
в О.В. Морозовой1, отразившей процесс становления
первоначального сенсорного воспитания
в конце XIX - начале XX вв. Обобщенный анализ
проблем сенсорного воспитания детей
раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг.
дан в исследованиях Л.Н. Литвин2.
Историко-педагогический анализ
литературы второй половины XX столетия
показал, что проблемами сенсорного воспитания
детей младшего дошкольного возраста
занимались Ш.А. Абдуллаева3, Р.А. Курашова4, Э.Г. Пилюгина5, и др. И большинство их касались
проблем, как умственного развития, так
и развития других сторон личности и совершенствования
практической деятельности ребенка.
Сенсорное развитие ребенка
- это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и
т. п. Значение сенсорного развития в раннем
и дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем
мире. Выдающиеся зарубежные ученые в
области дошкольной педагогики (Ф. Фребель6, М. Монтессори7), а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики
и психологии (Е.И. Тихеева8, А. В. Запорожец9, Н.П. Сакулина10 и др.) справедливо считали,
что сенсорное воспитание, направленное
на обеспечение полноценного сенсорного
развития, является одной из основных
сторон интеллектуального развития.
Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой
стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо
и для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений
окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания - запоминание,
мышление, воображение - строятся на основе
образов восприятия, являются результатом
их переработки. Поэтому нормальное умственное
развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие.
Развитие чувственной сферы
принято у нас связывать с развитием творческого
воображения ребенка, с развитием творческого
потенциала в целом. При этом традиционно
мы привыкли отделять интеллектуальное
развитие от творческого. М. Монтессори
была сторонником идеи о том, что творчество,
в том числе и детское, есть конструирование
нового из первоначального интеллектуального
материала, собранного в окружающей среде,
с помощью утончения чувств и развития
руки.
Следовательно, целью данной
работы будет доказать влияние сенсорного
воспитания на интеллектуальное развитие
ребенка.
Гипотеза: Мы предполагаем,
что интеллектуальное развитие ребенка
будет более эффективно, если мы будем
использовать в своей работе сенсорный
материал.
Объектом исследования является
система сенсорного воспитания детей
дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает
взаимосвязь сенсорного воспитания детей
дошкольного возраста и их интеллектуального
развития.
В соответствии с проблемой
и целью исследования определены его задачи:
1.Дать анализ психолога
- педагогической литературы на
тему.
2. Выявить уровень интеллектуального
развития детей дошкольного возраста.
3.Подобрать и адаптировать
материалов и упражнения с
ними для детей от 2 до 7 лет
по развитию (уточнению) чувств.
4. Выявить эффективности
проделанной работы и составить
рекомендации для педагогов по
использованию дидактических сенсорных
материалов.
Источниками информации для
написания данной работы послужили учебная
и методическая литература, статьи и обзоры
в специальных и периодических изданиях,
прочие актуальные источники информации.
Выпускная квалификационная
работа состоит из 2х частей:
Теоретическая часть.
Практическая часть.
А) Констатирующий эксперимент
(лист наблюдения за работой ребенка, беседа
с педагогами, анкета для родителей, тесты).
Б) Формирующий эксперимент
(работа детей с дидактическим, сенсорным
материалом).
В) Контрольный эксперимент
(лист наблюдения за работой ребенка, беседа
с педагогами и анкетирование, анкета
для родителей, тесты).
Составление рекомендаций для педагогов
по использованию дидактических сенсорных
материалов.
Глава 1.
Теоретические подходы
к проблеме взаимосвязи сенсорного воспитания
и интеллектуального развития.
1.1. Сущность
сенсорного воспитания.
Под сенсорным воспитанием
в педагогике понимается система педагогических
воздействий, направленных на формирование
способов чувственного познания и совершенствования
ощущений и восприятий.
Отечественная психология выдвинула
учение о генетической роли предметной
деятельности в формировании восприятия
как целостного образа предмета вследствие
практического вычленения субъектом предмета
в предметно-опосредованной деятельности.
Факт развития сенсорики не только в процессе
пассивного созерцания индивидом окружающей
действительности, но и в процессе активной
практической деятельности субъекта доказан
в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева,
Б.М. Теплова. Именно деятельность, подчеркивал
Л.А. Венгер, определяет характер практических
и познавательных задач, предъявляющих
определенные требования к ориентирующим
их перцептивным действиям и тем самым
направляющих их формирование11.
Физиологические исследования
И.М. Сеченова о природе восприятия и ощущения
доказывают, что все деятельности происходят
от рефлекса и сохраняют его принципиальную
структуру. Он рассматривал ощущение как
явление, возникающее только в составе
рефлекторного акта с его "двигательными
последствиями" и участвующее в его
осуществлении. Главным пунктом в воззрениях
И.М. Сеченова стала мысль о том, что предметная
действительность, прежде чем "быть
данной" в ощущениях, выступает как
условие практического существования...
Без участия движения наши ощущения и
восприятия не обладали бы качеством предметности,
т.е. отнесенности к объектам внешнего
мира.
Изложенное доказывает важность
практической деятельности и специального
обучения сенсорным действиям. В работах
А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной,
Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников
рассматривается как педагогическое руководство,
направленное на совершенствование и
развитие сенсорных процессов: ощущений,
восприятия, представлений. Важнейшим
элементом его усложнения является организованное
педагогом обучение детей обобщенным
и систематизированным знаниям о воспринимаемых
предметах и их качествах. По мнению Л.А.
Венгера, оно состоит из: ознакомления
детей с сенсорными эталонами и выработки
у них перцептивных операций по применению
усвоенных эталонов для обследования
предметов и явлений, выделения "и характеристики
их свойств12. Понятие "сенсорные эталоны"
предложено А.В. Запорожцем. Еще раньше
(в конце XIX века) И.А. Сикорский наметил
подход к рассмотрению процесса интериоризации,
употребляя специальный термин для обозначения
понятия сенсорного эталона ("шаблон").
Оно включает в себя "определенные системы,
или закономерно построенные ряды форм,
цветов, величин и других воспринимаемых
качеств вещей, которые получают определенное
речевое обозначение. Овладевая такого
рода системами, отдельные индивиды получают
как бы набор мерок, или эталонов, с которыми
они) могут сопоставить любое вновь воспринятое
качество и дать ему надлежащее определение,
найти ему место в ряду других"13. Основным методом формирования
представлений об эталонах ученые считают
обследование детьми разновидностей свойств
предметов.
Л.А. Венгер вычленил и исследовал
два пути усвоения систем сенсорных эталонов
- перцептивный и интеллектуальный. Перцептивный
путь должен лечь в основу разработки
способов сенсорного воспитания младших
дошкольников.
Усвоение ребенком системы
сенсорных эталонов выступает в качестве
основного средства осуществления перцептивных
действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые
качества предметов с соответствующими
элементами этих систем, ребенок точнее
и глубже познает различные свойства конкретных
предметов, его восприятие приобретает
целенаправленность и организованность.
Конкретное определение содержания
и методов сенсорного воспитания в педагогике
зависит от того, как проблема развития
восприятий и ощущений понимается в психологии.
Решающее значение при этом имеют две
проблемы:
1) что в восприятии
является "выученным", приобретенным
в результате опыта.
2) как происходит это "выучивание".
Цель сенсорного
воспитания - формирование сенсорных способностей
у детей.
Задачи сенсорного
воспитания:
1) формирование у детей
систем перцептивных действий;
2) формирование у детей
систем сенсорных эталонов - обобщенных
представлений о свойствах, качествах
и отношениях предметов;
3) формирование умений
самостоятельно применять системы
перцептивных действий и системы
эталонов в практической и
познавательной деятельности.
Содержание сенсорного
воспитания - круг свойств и качеств предметов
и явлений, которые должны быть освоены
ребенком; он определяется многообразием
как особенностей окружающего мира, так
и видов деятельности.
Понятие «сенсорная культура»
вошло в дошкольную педагогику благодаря
работам М. Монтессори. Однако она считала,
что для приобретения такой культуры достаточно
систематически упражнять органы чувств
ребенка в различении формы, цвета, величины
и других свойств предметов. Такая точка
зрения была ошибочной, она не учитывала,
что развитие ребенка коренным образом
отличается от развития детенышей животных.
Ребенок развивается путем «социального
наследования», которое, в отличие от наследования
биологического, предполагает не упражнение
врожденных способностей, а приобретение
новых при усвоении общественного опыта.
Сенсорная культура ребенка - результат
усвоения им сенсорной культуры, созданной
человечеством (общепринятые представления
о цвете, форме и других свойствах вещей)14.
Ребенок в жизни сталкивается
с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек
и предметов домашнего обихода. Знакомится
он и с произведениями искусства - музыкой,
живописью, скульптурой. И конечно, каждый
ребенок, даже без целенаправленного воспитания,
так или иначе воспринимает все это. Но
если усвоение происходит стихийно, без
разумного педагогического руководства
взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. Здесь-то и приходит на
помощь сенсорное воспитание - последовательное
планомерное ознакомление ребенка с сенсорной
культурой человечества.
Большое значение в сенсорном
воспитании имеет формирование у детей
представлений о сенсорных эталонах -
общепринятых образцах внешних свойств
предметов. В качестве сенсорных эталонов
цвета выступают семь цветов спектра и
их оттенки по светлоте и насыщенности,
в качестве эталонов формы - геометрические
фигуры, величины - метрическая система
мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом
восприятии (это фонемы родного языка,
звуковысотные отношения), свои - во вкусовом,
обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов
- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся
рамками дошкольного детства и имеющий
свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон
- это вовсе не значит научиться правильно
называть то или иное свойство (как иногда
считают не слишком искушенные педагоги).
Необходимо иметь четкие представления
о разновидностях каждого свойства и,
главное, уметь пользоваться такими представлениями
для анализа и выделения свойств самых
различных предметов в самых различных
ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных
эталонов - это использование их в качестве
«единиц измерения» при оценке свойств
веществ.
1.2. Сенсорная культура и умственное
развитие ребенка.
Ученые считают, что чем выше
интеллект человека, тем более упорядоченной
и дифференцированной системой понятий,
образов, знаний он обладает. М. Монтессори
подчеркивала, что процессы различения,
группирования и обозначения внешних
предметов на основе установившегося
в уме прочного порядка и составляет мышление15. И если мы хотим помочь ребенку
в упорядочивании его сознания, необходимо
обустраивать его жизнь так, чтобы он постоянно
сталкивался с потребностью нечто распределить,
отобрать, разложить по какому-то принципу,
сгруппировать – словом, упорядочить.
Практически все, придуманные М. Монтессори
сенсорные материалы, обладают этим качеством.
В деле воспитания чувств нет
ничего важнее, считала она, чем вступить
в сотрудничество с природой, подчиниться
одному из ее законов, гласящему, что развитие
ребенка осуществляется посредством освоения
им окружающего мира. И главным инструментом
в этой работе являются его собственные
чувства, острая интуиция – драгоценные
подарки природы каждому появляющемуся
на свет человеку. Чем скорее и чем лучше
выучится ребенок управлять своими органами
чувств, тем быстрее и полнее будет его
умственное развитие.
Механизм этой связи современные
ученые объясняют следующим образом. Мышление
как процесс есть функционирующая система
постепенно накопленных знаний. Знания
возникают на основе элементарных «нерасчлененных»
представлений. Значит, ощущения, представления
и понятия – различные ступени познания.
Чем отчетливее то или иное конкретное
ощущение ребенка, тем более глубокий
след оставляет оно в душе. Чем чаще повторяется,
тем точнее будет представление о предмете,
тем разностороннее ассоциации этого
представления с другими, прочнее его
отпечаток в памяти. Вот как можно представить
схематически логическую нить, связывающую
развитие органов чувств и мышления.