Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 08:38, курсовая работа
Объект: процесс формирования и развития речи детей с дислалией.
Цель – выявить особенности системы коррекционно-педагогического воздействия при дислалии.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2. Выявить причины возникновения дислалии.
3. Исследовать речевые особенности детей с дислалией.
Введение …………………………………………..…….…………………....3
ГЛАВА 1. Речевые особенности детей с дислалией…………. ……..….4
1.1. Понятие «дислалия» в психолого-педагогической литературе…….....4
1.2. Причины возникновения дислалии и ее проявления……………..…..10
1.3. Речевые особенности детей с дислалией. …………………………….18
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...25
ГЛАВА 2. Система коррекционно-педагогической работы при дислалии…………………………………………………………………………....27
2.1. Общие принципы организации фронтальных коррекционных логопедических занятий …………………………………………...........……….27
2.2. Основные принципы логопедической работы детей с дислалией.......33
Выводы по 2 главе……………………………………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…...…43
Список использованной литературы…………………………………....46
Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. Второй этап — дифференциации звуков на слух и в произношении.
Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа: подготовительный этап и этап формирования произносительных умений и навыков.
Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности ребенка, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению.
Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях.
Заключение
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана [13, с. 213].
В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной) [13, с. 218].
Таким образом, дислалия - нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабость дифференцировок) функциональной или органической природы.
Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства.
В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения выделяют: функциональную и механическую (органическую) дислалию.
В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.).
В соответствии с выделением таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.
Все нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.
Среди причин дислалии выделяют: соматические, социальные, органические, наследственные.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.
Занятия при дислалии проводятся 3-4 раза в неделю. В зависимости от сложности нарушений выделяют следующие виды занятий:
- индивидуальные занятия (используются при постановке звуков и при закреплении). Длительность занятий 15-30 минут.
- подгрупповые, по 2-3человека
(используются при
- фронтальные, по 5-6 человек(подготовительный этап и введение звука в речь). Длительность - 35-40 минут.
Фронтальные занятия - это занятия с группой детей или взрослых по развитию каких-либо функций или устранению дефектов. Как правило, проводятся логопедом, дефектологом или воспитателем в логопедических группах или в группах с задержкой психического развития.
Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Первый этап — закрепление правильного произношения изучаемого звука. Второй этап — дифференциации звуков на слух и в произношении.
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа: подготовительный этап и этап формирования произносительных умений и навыков.
Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности ребенка, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению.
Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях.
Список использованной литературы
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1.
2. Бухвостова С.С. Формирование
выразительной речи у детей
старшего дошкольного возраста.
Пособие для студентов
3.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. - СПб.: Детство, 2004.
4. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 220 с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1990.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда. – М.: Просвещение, 2005.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития. – М., 2003.
8. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972.
9. Ковшиков В.А. Исправление нарушений ритмичных звуков. – С-ПБ.:Сатис, 2004.
10. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические задания в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 2008.
11. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
12. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 357 с.
13. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольников и ее исправление. – М.: Просвещение, 2007.
14. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 637 с.
15. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М., 2006.
16. Нарушение речи и голоса у детей. Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2005.
17. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2003.
18. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
19. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 400 с.
20. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1950.
21. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.: Медгиз, 2009.
22. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976.
23. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушением речи. – М.: Педагогика, 2000.
24. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР // Дефектология. - №4. – 2001 г.
25. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. - М.; Издательство института психотерапии, 2001. - 240 с.
26. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
27. Филичева Т.Б., Туманова Т.В Формирование произношения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1993.
28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1990.
29. Флерова Ж.М. Логопедия "Учебники, учебные пособия" Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
30. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.
31. http://logoped-online.ru/
Информация о работе Система коррекционно-педагогической работы при дислалии