Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65
Хозяйственно-бытовая функция семьи нацелена на выполнение ее членами разного рода семейных обязанностей- уборки квартиры, стирки и ремонта одежды, ухода за детьми, больными и престарелыми членами семьи, покупки продуктов ,вещей, ремонта мебели и бытовой техники и т. д.
Репродуктивная функция характеризует семью как организм, способный к воспроизводству. Воспитательная функция как бы продолжает репродуктивную и означает уход за новорожденным, обучение и воспитание ребенка на протяжении детства, отрочества и юности.
Досуговую функцию семья выполняет во время, свободное от работы и учебы, в выходные дни, а также в каникулярное и отпускное время. Величиной и качеством досуга-времени, свободного от выполнения производственных, хозяйственно- бытовых, санитарно- гигиенических, физиологических прочих обязанностей -измеряется уровень развития общества и уровень культуры семьи как его микроячейки.
Коммуникативная функция-
Социальный характер
Анализ англоязычной
литературы по проблемам семьи
показал, что в оценке
1.Семья обладает сложным
внутренним строением, своей
2. Семейная система
как целое образует во
3.Семейная система
обладает свойством
4.Каждый элемент семейной
системы влияет на другие
5.Семейная система
обладает способностью к
Системный подход предполагает анализ внутренней структуры, связей и взаимодействий, составляющих систему компонентов. Изучаются такие элементы семейной системы как внешние и внутренние границы, структура власти, процесс принятия решений, семейные цели, роли, стиль общения, жизненный цикл. Рассмотрим данные компоненты.
Внешние границы семейной системы
Будучи живыми системами, которые являются частью большей системы, семьи обязательно имеют взаимодействия с окружающей средой. Семьи различаются по степени, в которой они открыты взаимодействиям с другими системами и по гибкости их внешних границ. Под гибкостью подразумевают степень, в которой посторонним разрешено входить в семейную систему, членам семьи позволительно вступать во взаимодействия вне семьи, а также обмениваться информацией с окружающим миром. Согласно Кантору и Леру [21] существует три типа семейных систем: закрытый, открытый и беспорядочный (смешанный).
Открытая семейная система – характеризуется гибкостью семейных границ, расширяющих семейное пространство; индивидам предоставлена свобода, регулировать свои приходы и выходы в той степени, в какой они не влияют на других членов семьи и не нарушают семейные нормы. Отличительные признаки - многочисленные гости, встречи с друзьями, участие в общественной деятельности, в делах общины, свободный обмен информацией с минимальной цензурой.
Беспорядочная (смешанная) семейная система представляет собой конгломерат индивидуальных стилей, т. е. существует столько границ, сколько существует членов в семье.
Внутренние границы семейной системы.
Согласно Минучину, все
семьи развивают ряд
1.Семьи с достаточной
гибкостью взаимодействий и
2.Семьи, в которых поддержание внешнего согласия имеет первостепенное значение, поэтому любые индивидуальные разногласия исключаются.
3.Семьи с хаотическими взаимодействиями, основанными на непрекращающихся спорах и ведущими к кризису, который не служит уроком на будущее.
Семьи первого типа могут стать клиентами социального работника, скорее всего в жизнеопасных, но естественных ситуациях, таких, как несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефекты, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами, например временная бездомность. Эти же семьи могут проявить себя и в качестве помощников социального работника, например, взять на воспитание или усыновить ребенка, участвовать в делах общины. Они в большей степени, чем другие, способны применить профессиональные знания, чтобы осознать временное состояние хаоса и избавится от него.
Семьи второго типа становятся клиентами социального работника в случае психического заболевания, например психоза, одного или нескольких членов семьи ( подростков или взрослых); во многих случаях скрытого и отрицаемого проявления насилия, например, постоянного жестокого обращения с детьми. Реакция семей этого типа отличается неизменным внешним спокойствием, исключающим любое проявление несогласия с существующим положением вещей.
Семьи третьего типа - хаотические семьи. Кризисы, насилие, значительные отклонения от общепризнанных норм дают этим семьям ощущение жизни. Опасность, которую они представляют для уязвимых членов семьи, заключается в разрыве защитных связей и в неадекватных границах между поколениями. Они демонстрируют нарушение межпоколенного взаимодействия, и дети, будучи в силу своего возраста наиболее уязвимыми членами семьи, могут нуждаться в длительной защите.
С процессом формирования подсистем и коалиций в семье тесно связана структура разделения власти. Согласно системным идеям, все семьи развивают структуру власти, которая определяет относительное влияние, которое один член семьи оказывает на другого члена семьи внутри системы. Именно через эту структуру система способна поддерживать поведение индивида в допустимых пределах и обеспечивать руководство с целью поддержания нормального функционирования семьи, тем самым, доводя до максимума возможность сохранения группы. В отличие от подходов, которые рассматривают семью, как имеющую единственную властную структуру - или муж или жена принимают все решения или участвуют совестно на равных правах, системный подход подразумевает существование в семье многочисленных властных структур, в которых члены семьи могут быть более или менее влиятельны в принятии тех или иных решений. В той мере, в которой дети способны влиять на принятие решений, они также могут быть частью структуры власти. Изучение структуры власти в семье представляет для социального работника особый интерес в этой связи с тем, что она оказывает существенное влияние на распределение функций в семье, выполнение семейных ролей, а также на вероятность конфликтов между супругами.
Следующий немаловажный компонент системы - семейные цели. Семья рассматривается как организация, в которой ее члены сотрудничают и согласовывают свои усилия для достижения определенных целей.
Согласно Бриару, семейные цели возникают из двух основных источников:
- цели, установленные
обществом (социализация детей,
- личные цели, которые брачные партнеры приносят в семью.
Цели могут быть явными и скрытыми. Бриар отмечает, что «степень согласия, которую развивают члены семьи в отношении семейных целей, может быть решающим фактором в способности семьи справляться с кризисами»[2]. В этой связи исследование семейных взаимодействий необходимо проводить с учетом семейных целей.
В семейной системе каждый член семьи выполняет разнообразные роли, которые представляют собой определенное ожидаемое, разрешенное поведение. Традиционно для западной культуры роли в семье распределялись на основе пола. Однако в настоящее время поведение мужчины и женщины в западной семье строится по новым нормам. Социальный работник должен учитывать данный компонент семейной системы, так как, проблемы в функционировании семьи часто вызваны неопределенностью семейных целей, неудовлетворенностью брачных партнеров семейными ролями.
Оценку качества выполнения семьей ее социальных и психологических функций необходимо производить с учетом региональных, социальных, национальных, профессиональных и иных факторов жизнедеятельности. В настоящее время не существует официально принятой типологии семьи. Однако социальному работнику необходимо увидеть все разнообразие семейных форм, поскольку от этого зависит эффективность его взаимодействия с конкретными семьями, имеющими яркие отличительные признаки. Мы рассмотрим основные критерии типологизации семей, основывающиеся на социологических и психологических характеристиках.
Первый критерий-тип главенства в семье. Выделяют три вида семей-демократические, авторитарные и промежуточные. Авторитарная - это такой тип семьи, в которой власть принадлежит одному из ее членов. В семье, построенной на демократических основах, присутствует равноправие, взаимоподдержка, совместный труд на благо других, взаимоуважение, отсутствие доминирования, одних над другими, признания права личности на собственное мнение, самостоятельны выбор позиции, варианта решения собственной судьбы. Семья промежуточного типа – семья, в которой супруги придерживаются разных взглядов на свою роль в семье.
Следующая позиция для типологизации семей - уровень их развития. В зависимости от стажа супружества, социально-психологической совместимости партнеров, уровня их личностного развития различают семьи с высоким, средним и низким уровнем развития. Наряду со многими внутрисемейными факторами на уровень развития влияет и макросоциальная ситуация - социальная политика государства, семейная политика, уровень цивилизованности общества, местные условия жизни самой семьи.
Третий признак классификации семей - их возраст, стаж семейной жизни. В зависимости от срока совместного проживания семьи делятся на семьи молодоженов (первый год супружества), молодые семьи (до пяти лет брака), зрелые (10-120 лет супружества), пожилые (стадия « пустого гнезда», молодые покидают стариков). Таков подход социологов к этапам функционирования семьи как социального института. Для социального работника в этой типологии важно увидеть динамику изменений в семье от ее создания до прекращения функционирования по естественным причинам или распада.
Следующий признак –основание типологизации семей – качество взаимоотношений в семье. Выделяют следующие типы:
-семья благополучная, ей
-семья проблемная, где взаимная
удовлетворенность при наличии
взаимопомощи и совместимости
личностных особенностей
-семья конфликтная,
-семья распадающаяся, в ней один из супругов либо уже не находится в семье либо намеревается уйти из неё, и социальные функции выполняются ею в неполном объёме;
-семья распавшаяся, с
-семьи социально
Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом